Top.Mail.Ru
архив

Броня крепка, и танки наши быстры

Бронированные автомобили – товар штучный, и торговать ими совсем непросто. Люди, которые в них нуждаются, обычно не ходят сами по автосалонам, и, разумеется, каждый обладатель «броневика» в глубине души надеется, что ему никогда не придется на практике узнавать, насколько хорошо защищен его автомобиль.

 

Одно из главных требований таких покупателей – бронированная машина внешне не должна отличаться от обычной. Мало кому хочется демонстрировать окружающим собственную паранойю или ставить всех в известность о реальной угрозе своей жизни. Однако отличительные признаки всегда можно обнаружить, если внимательно приглядеться. В первую очередь «броневик» можно опознать по необычной конструкции шин, внутри которых скрывается обод усиления, позволяющий продолжать движение даже на простреленных колесах, а также по толстым стеклам с характерным зеленым отливом и черной окантовкой. Издалека, впрочем, такие мелочи почти незаметны.

Технологии бронирования у всех производителей сейчас практически одинаковы.

Конечно, у каждого есть свои ноу-хау, но принципы идентичны, и материалы используются одни и те же. Боковые поверхности и крышу защищают бронелистами из специальной стали. А пол, как правило, укрепляют противоосколочными композитными материалами, которые выдерживают взрыв двух ручных гранат под днищем машины.

При защите машины по стандарту В6/В7 толщина брони составляет 8 – 10 мм. Боковые стекла имеют толщину 46 мм, а сильнонаклоненные лобовое и задние стекла, как правило, несколько тоньше – 38 – 40 мм. Дело в том, что при обстреле пуля не попадает перпендикулярно стеклу, и потому такой защиты оказывается достаточно.

Обычно бронируется только салон машины, причем разработчики стремятся добиться полной его герметичности. Он должен быть защищен от проникновения как воды, так и различных газов. В системе вентиляции устанавливается газоанализатор, который в случае газовой атаки моментально перекрывает доступ забортного воздуха в салон и активизирует собственную систему подачи кислорода.

Серьезно защищать моторный отсек особого смысла нет – это увеличивает массу машины и создает проблемы с охлаждением силового агрегата. К тому же люди, нуждающиеся в защите, редко ездят без машины сопровождения. За «броневиком» обычно следует автомобиль с охранниками, на котором можно уехать с места происшествия. Бронированный лимузин должен только защитить пассажиров от первого нападения или взрыва.

В список стандартного оснащения бронированных автомобилей обязательно входит двухсторонняя система наружной громкой связи: открывать окна в защищенной машине – все равно, что ее покинуть. Автономные системы пожаротушения устанавливаются в салоне и в подкапотном пространстве, а также в колесных арках – на случай, если придется ехать по горящей земле. Пожаробезопасный топливный бак в «броневиках» по конструкции схож с теми, что используются в гоночных болидах «Формулы-1».

По заказу «броневик» можно оснастить не только различными системами связи и прочей периферией, но и настоящими шпионскими штучками вроде емкости для масла, которое может быть вылито на дорогу перед преследующей машиной, а также скрытыми бойницами и специальными держателями для оружия.

Так как все производители придерживаются одинаковых стандартов бронирования, то и степень защиты у них одинаковая. Поэтому наиболее важным критерием выбора машины остаются предпочтения клиента в ассортименте престижных автомобильных марок.

Большинство «броневиков» выпускается крупнейшими мировыми автопроизводителями. Кроме них на рынке присутствуют тюнинговые компании, такие как американская Armor Holdings и немецкая Carat Duchatelet, которые устанавливают броню на обычные машины.

Разумеется, бронирование в условиях крупного автозавода гарантирует защиту куда более серьезную. Кузов еще на стадии сварки снимается с главного конвейера и отправляется в спеццех, где бронелисты интегрируются в силовую структуру кузова. Основательно дорабатываются подвеска и, что самое важное, тормозная система, ведь защищенный автомобиль на 1 – 1,5 тонны тяжелее штатной версии. У автогигантов хватает средств не только на создание защищенной машины, но и на ее полномасштабное испытание, включая даже краш-тесты. Результатом подобной доработки является более проработанная и продуманная конструкция, которая обещает долгую эксплуатацию без врожденных недостатков, заводскую гарантию и само собой очень высокие цены.

Сторонние тюнинговые компании тоже обладают солидным багажом знаний и опыта в своем деле, но полномасштабных испытаний каждой новой модели позволить себе не могут. Да и вмешаться в конструкцию базовой машины им удается не всегда: ведь в их руки попадает уже полностью собранный автомобиль. При подобном подходе к созданию машины не стоит удивляться, если через год-другой бронированные двери с пуленепробиваемыми стеклами могут провиснуть на штатных петлях, да и стандартная подвеска не всегда справляется с возложенной на нее дополнительной нагрузкой.

Зато «тюнеры» с радостью готовы выполнить абсолютно любой каприз клиента. Бронировать можно практически любой автомобиль: хоть огромный внедорожник вроде Toyota Land Cruiser или Hummer, а можно защитить и Mercedes А-класса. Обеспеченные люди, которым угрожает опасность, дарят таких пуленепробиваемых «малышей» юным любовницам и дочерям.

Компании, специализирующиеся на защите автомобилей, различают два типа клиентов. Первые стремятся сэкономить: нештатная бронировка процентов на 10% дешевле, чем у официальных производителей. Кроме того, такие клиенты заказывают защиту относительно недорогих машин. Другие заказчики обращаются к ним, если хотят получить нестандартный автомобиль: растянутый в длину внедорожник или лимузин формата Rolls-Royce или Maybach, которые автопроизводители в броне просто не выпускают.

Симбиозом двух вышеописанных подходов является так называемая комбинированная защита. Совсем недавно группа арабских шейхов заказала партию из четырех BMW 7-й серии и четырех «Мерседесов» S-класса заводской бронировки. Но они хотели получить эксклюзивные машины с удлиненной колесной базой и, что самое сложное, с более высоким салоном. Производители установили лишь штатную защиту машин, а удлинение и увеличение высоты кузова, а следовательно, замену стекол и всех стоек крыши выполнили сторонние компании. Конечно, заводской гарантии шейхи лишились, но уровень защиты машин, а также проработка конструкции остались на достаточно высоком уровне. Цена вопроса, как обычно принято при подобных заказах, осталась тайной.

 

Стальная звезда

 

Mercedes всегда был автомобилем, наиболее востребованным мировой элитой. А поскольку ее представители чаще всего нуждаются в защите и готовы за нее платить, именно компания из Штутгарта стояла у истоков создания бронированных автомобилей для повседневного пользования. Сейчас в недрах подразделения Mercedes Guard ведется производство трех моделей защищенных автомобилей – это седаны Е- и S-класса, а также внедорожник G-класса, который обычно используется в качестве машины сопровождения.

Точные цифры объема продаж «броневиков» тщательно скрываются, но абсолютное лидерство Mercedes на этом рынке ни для кого не является секретом. Совсем скоро официальные дилеры Mercedes должны начать продажи «броневика» нового поколения S600 Guard (W221). Его цена пока не определена, но вряд ли она опустится ниже отметки 600 000 евро.

 

Трехцветный бумер

 

В арсенале BMW присутствуют три бронированных модели: представительский седан 7-й серии (В6/В7), седан 5-й серии (В4), а также внедорожник Х5 (В4). Два последних по официальным каналам в Россию не поставляются ввиду низкого спроса, но при желании их можно заказать через немецких дилеров.

Среди технических особенностей «семерки» следует отметить дополнительный задний стоп-сигнал, помогающий водителю машины сопровождения удерживать правильную дистанцию. Когда водитель нажимает на газ – сигнал зеленый, при сбросе газа он сменяется на желтый, а при торможении, разумеется, красный. Такая простая конструкция дает возможность избежать столкновений: ведь машина сопровождения должна буквально «висеть на хвосте» лимузина.

Розничные цены на BMW 7-й серии (В6/В7) начинаются с 540 000 евро, более легкий Х5 (В4) обойдется в 177 000 евро.

 

Вдогонку

 

Долгое время компания Audi не поставляла бронированных автомобилей на российский рынок, но с начала 2006 года в продажу поступили сразу две модели: А6, защищенная по стандарту В4, и А8 W12 (В6/В7). Традиционно сильной стороной Audi остается наличие полноприводной трансмиссии Quattro, которая при возросшей массе машины обеспечивает более уверенную динамику, особенно на скользкой и мокрой дороге.

Из технических особенностей следует отметить пиропатроны, установленные на дверных петлях машины. В случае необходимости аварийной эвакуации двери «отстреливаются», что позволяет без труда покинуть автомобиль. Данная система запатентована компанией Audi, тогда как конкуренты предпочитают на случай аварийной эвакуации отстреливать лобовое стекло.

Цены на «броневики» от Audi не разглашаются, но порядок примерно такой же, как и у конкурентов.

 

Безопасность из вторых рук

 

Тем, кто нуждается в защите, но не располагает суммой в полмиллиона евро, стоит обратить внимание на подержанные машины. Как и обыкновенные автомобили, «броневики» дешевеют в среднем на 15% в год.

Выбирая подержанную машину, лучше всего остановиться на продуктах заводского бронирования – запчасти к таким машинам всегда можно заказать у официальных дилеров, да и с обслуживанием будет меньше проблем. Кроме них на вторичном рынке предлагается немало машин, бронированных компанией Trasco.

Цены на подержанные «броневики» начинаются с отметки $40 000 – 50 000. За столько можно купить неприметную Volvo в возрасте более 7 лет.

На представительские BMW, Mercedes и Audi в хорошем техническом состоянии цены не опускаются ниже отметки $100 000, даже если речь идет о машинах в возрасте 5 – 6 лет.

 

Маркировка брони

 

Отличать «броневики» по степени защищенности позволяет международная система стандартов. Согласно ее требованиям, автомобиль должен обеспечивать защиту от трехкратного попадания из указанного оружия:

 

В1 – защита от пули из карабина калибра 22LR

B2 – защита от пули из пистолета ТТ

В3 – защита от револьверной пули калибра 357 Magnum

В4 – защита от револьверной пули калибра 44 Magnum

В5 – защита от пули калибра 5,56x45

В6 – защита от пули калибра 7,62х51 (автомат Калашникова)

В7 – защита от пули калибра 7,62х51 со стальным сердечником

 

Наиболее популярным стандартом является комбинированный В6/В7, когда практически вся машина защищена по В7, однако некоторые ее элементы имеют защиту В6.

Бронировать автомобиль сильнее не имеет особого смысла – масса машины возрастает настолько существенно, что она резко теряет в динамике и маневренности и, вероятно, не сможет выйти из зоны обстрела своим ходом.

 

Как все начиналось?

На заре автомобильной эры, когда машины были тихоходными и малосильными, а мощность огнестрельного оружия была далека от современного уровня, царствующие особы предпочитали обходиться бронированными каретами. Одним из первых бронированных автомобилей стал Mercedes W08/460 Nurnburg, выпущенный в 1928 году. Три года спустя японский император приобрел три абсолютно одинаковых бронированных Mercedes 770K (на фото), один из которых сейчас хранится в музее концерна DaimlerChrysler в Штутгарте.

После войны Mercedes представил свой первый бронированный автомобиль только в 1964 году – это был легендарный лимузин 600-й серии. А массовое производство «броневиков» в Штутгарте началось с 1975 года.

 

Еще по теме