Бургерозамещение на полном ходу

18.03.202212:13

В Москве напротив приостановивших работу ресторанов «Макдоналдс» появились фудтраки с шаурмой, бургерами, блинами и прочим стритфудом. Импортозамещение идет в буквальном смысле с колес. Журнал «Компания» узнал, что в столице проходит трехдневный эксперимент, и поговорил с его участниками и отраслевыми экспертами. 

В «прикормленных» местах

На улице Большая Ордынка «горит ярким пламенем» 1-st Food Factory. В ассортименте — ближневосточные блюда, приготовленные на гриле. Совладелец компании Ханун Бенагуев рассказал, что питерский бренд впервые привез свои авто на столичный рынок. Они стоят рядом с опустевшими точками американской сети. 

«Так совпало, что на заводе в Истре были готовы два наших фуд-трака, поэтому мы решили принять участие в эксперименте московского правительства, который ищет замену ушедшему стритфуду и способы создать рабочие места, — говорит Бенагуев. — Он продлится три дня — с пятницы по воскресенье. Если подойдет, понравится, будем рассматривать какие-то варианты и предложения». 

В Санкт-Петербурге у 1FF — сеть из десяти фуд-траков. Работают только в мобильном формате, хотя в прошлом владелец — традиционный ресторатор, решивший не проводить дорогой ребрендинг бывших точек, а пересесть в фургон. Сегодня средний чек, по словам Бенагуева, в фуд-траке — 300–320 рублей, но может стать больше.

«Нам уже пришлось поднять цены в феврале. Пока скрепим, но терпим, хотя входящие цены растут очень сильно: начиная с февраля каждую неделю приходят письма от поставщиков с новыми условиями», — подчеркнул Ханун Бенагуев. 

На Серпуховской площади расположился фуд-трак с амбициозным названием «Самая вкусная шаурма». Бренд родом из Тулы. Компания «СВШ», по данным сервиса «Контур.Фокус», принадлежит местным депутатам Дмитрию Федотову и Александру Рему. У нее несколько форматов: торговые павильоны, фуд-траки, бистро — всего около 200 точек в Центральном федеральном округе. Источник в компании рассказал корреспонденту нашего издания, что столичную экспансию начали в конце 2021 года и продолжали бы независимо от планов «Макдоналдса». 

Фуд-траки, в Москве — как собственные, так и франшизные — всегда «путешествуют» вслед за аудиторией. В основе меню — шаурма, но есть также линейка бургеров и блюда, приготовленные во фритюре. 

Фото: Агентство «Москва»

Мобильный фастфуд-резерв

Те грузовики, что сейчас находятся на столичных улицах, произведены в Истре. Владелец компании-производителя Рафаэль Хабиров рассказал, что в рамках Праздника весны, который объявлен в Москве 18–20 марта, около закрытых популярных заведений поставят мобитраки сообщества «Еда на колесах».

«Отобраны версии, которые себя уже зарекомендовали на других фестивалях. Вкусные блюда, приготовленные из российских продуктов. Сейчас 15 мобитраков стоят внутри Садового кольца», — отметил предприниматель. 

По словам, Хабирова, основной плюс формата «с колес» очевиден: за два дня смогли разместиться в нужных местах и запустить в работу. 

«В числе плюсов фуд-трака: он мобильный, всепогодный и его несложно приобрести с помощью лизинговых программ. Сегодня это особенно актуально в условиях поддержки малого предпринимательства, которое президент объявил главной надеждой нашей экономики», — подчеркивает Хабиров. 

Сегодня индивидуальные предприниматели и семьи покупают около 50% «вкусных» авто и развивают небольшие сети, до 6–10 фуд-траков. Но и крупные игроки любят этот формат: есть рестопаркинг у Васильчуков; ВДНХ приобрело 12 фургончиков. Кроме того, траки для заправочных комплексов покупают крупные нефтяные компании — «Татнефть», «Роснефть», «СТойл». А «Ташир Групп» или «Балтика» приобретают их просто для продвижения бренда.

Он вспоминает, что несколько лет назад фуд-траки хорошо шли в Краснодарский край, потом — в Мурманскую область и Санкт-Петербург. Познакомиться с этим форматов стритфуда могли жители Красноярска и подмосковных городов. 

Помимо фуд-траков, в Истре делают мобильные парикмахерские, барбершопы и автолавки. Причем около 30% продукции «Мобитрака» уезжает за границу, в том числе в Евросоюз и Скандинавию. 

«Сейчас процесс затормозился в связи с тем, что мы российский производитель, но в некоторые страны — Германию или Францию — поставки продолжаются», — рассказал Хабиров. 

Уйти, чтобы остаться: западный бизнес не спешит покидать Россию
Поддерживая общий тренд на российский «канселинг», компании стараются максимально удержаться внутри страны
Макдоналдс уходит не совсем

Фуд-тракам напишут правила движения

Операционные расходы у фуд-трака примерно как у небольшого кафе. Экономия идет за счет отсутствия затрат на обслуживание пространства, где сидят посетители: люди либо едят на ходу, либо располагаются на городских скамейках, либо берут блюда с собой. 

Часть команд привозит блюда с фабрик-кухонь и в вагончиках только разогревает, другая готовит прямо на местах. По словам президента Федерации рестораторов и отельеров Игоря Бухарова, покупка специализированного фургона обойдется в ту же сумму, что и открытие небольшого ресторанчика на первом этаже жилого дома. С тем существенным отличием, что фудтрак — это собственность покупателя, а не арендованное помещение.

«Сама идея "еды на колесах" в России недооценена, по сравнению с уровнем развития этой отрасли в Европе и США, — подчеркивает Бухаров. — И хорошо, что что власть сейчас услышала инициативу сообщества о постановке фудтраков в столице».  

«Давайте вспомним: фудтраки и торговые прицепы когда-то помогли нам развить с нуля отечественный фастфуд, — говорит «Компании» столичный бизнес-омбудсмен Татьяна Минеева. — Теперь они выглядят совсем иначе и оборудованы по последнему слову техники. Эта практика может реально стартовать и «полететь» в новых условиях». По ее словам, российские гастрономические бренды таким образом могут создать собственные мобильные сети быстрого питания. Мультиформатность может реально помочь в кризисе. 

Первый всплеск повышенного интереса к фуд-тракам, вспоминает Хабиров, случился во время пандемии: в отличие от ресторанов они могли продолжать работу, но за место пришлось повоевать с властями. «Были заградительные меры на некоторых муниципальных территориях, — говорит основатель “Мобитрака”. — Сейчас, надеемся, будут разрешать ставить там, где они уместны, где не мешают транспорту, не создают ненужные очереди».

Одновременно предприниматель надеется, что наконец будут приняты поправки в закон о торговле, которые Минпромторг, Госдума и Совет Федерации не могут принять уже 5 лет. 

«Сегодня в законе нет понятия "мобильный торговый объект". Конечно, это не мешает субъектам урегулировать это на своем уровне, и многие так и сделали, например Нижний Новгород и Мурманск, Томск и Калининград. Наконец найден формат, который всех сейчас устраивает. Как освободятся — примут».

На законодательные сложности мобильных закусочных указывает управляющий партнер ресторанного холдинга «Тигрус» Александр Мурачев.

«Еще недавно законодательство не позволяло просто так вести мобильную торговлю: фуд-тракерам нужно арендовать землю, чтобы начать что-то продавать. Внесения изменений в закон предприниматели пока так и не добились, насколько мне известно», — говорит Мурачев. 

Да и сама идея заменить популярные сети быстрого питания с помощью фургонов не совсем оправданна.

«Полноценной аналогией такие проекты, конечно, быть не смогут хотя бы потому, что большая часть точек того же "Макдоналдса" располагалась в торговых центрах», — считает Александр Мурачев.

Впрочем, импортозамещение «Макдоналдса» вообще задача сложная: составить популярное меню и при этом более дешевое практически невозможно. 

«У нас есть "Теремок", "Крошка-картошка", "Лепим и варим", "Вай мэ", "Стардогс", шаурма и прочие фастфуд-концепции. Да, какое-то время людям будет не хватать того же "Макдоналдса", но постепенно поток посетителей просто распределится по оставшимся проектам, — уверен ресторатор. — Скорее всего, кто-то освоит грант в 500 млн рублей. По крайней мере, нужно это сделать!»