Top.Mail.Ru
рынки

Уйти, чтобы остаться: западный бизнес не спешит покидать Россию

Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва» Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва»

После начала спецоперации на Украине о сворачивании бизнеса в России заявили свыше 300 зарубежных компаний. По соцсетям прокатились громкие заявления об уходе из страны McDonald’s, IKEA, Apple и других. Однако под «уходом» компании подразумевают разные вещи, полноценно покидают Россию немногие: кто-то берет в работе временную паузу, другие лишь замораживают инвестиции в маркетинг. В большинстве своем бизнес занял выжидательную позицию в надежде сохранить долю на российском рынке, говорят эксперты.

Подсчет компаний, в той или иной степени поменявших свою политику относительно работы в России, ведет группа сотрудников Йельского университета под руководством Джеффри Зонненфельда. По их данным, к утру 10 марта о различных решениях на российском рынке сообщили уже свыше 330 компаний, хотя еще 4 марта их было около 150. Зонненфельд сравнивает происходящее с бойкотом режима апартеида в ЮАР в 1980-х годах. Тогда из Южной Африки добровольно ушли 200 крупных компаний.

Некоторые организации в связи с напряженной обстановкой решили полностью уйти из России. Например, нефтегазовая компания Shell закрывает в стране все заправки и планирует поэтапно отказаться от участия во всех российских углеводородных проектах. «Все это — очень серьезный показатель. Масштабные санкции против энергетического рынка РФ уже начались», — говорил «Компании» партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин, добавляя, что ранее у Shell и в мыслях не было покидать страну.

С российского рынка также уходят:

  • Assicurazioni Generali — одна из крупнейших страховых компаний в Европе,

  • DXC Technology — IT-компания из США,

  • Accenture —одна из крупнейших консалтиновых компаний мира.

Однако большинство зарубежных компаний, согласно списку, выезжают из России не навсегда. Некоторые организации, такие как BASF SE, Allen & Overy и Lumen Technologies, решили отказаться лишь от запуска новых проектов. Многие именитые бренды также пошли по менее болезненному пути, избрав вариант с приостановкой инвестиций. 

Уйти, но не прощаться

Одна из самых громких новостей прошедших дней — это уход из России компании McDonald’s. Знаменитая сеть фастфуда решила закрыть все заведения в стране, которых у нее более 800 штук. «Руководство сети приняло решение о приостановке работы с 14 марта. Рестораны закроются на неопределенный срок. Все работники (по приблизительным подсчетам их в России около 60 тысяч) продолжат получать зарплату», — пишет Baza со ссылкой на руководство компании.

До каких пор сеть будет работать в таком режиме, неизвестно, однако речи о полном уходе из страны, который так напугал россиян, не идет. Утверждается, что McDonald’s даже не разрывает контракты с арендодателями и продолжит платить за свои помещения во время приостановки.

Аналогично поступила IKEA. Компания приостановила весь импорт в Россию и экспорт из нее, а также производственные операции в стране. Все магазины IKEA в стране закрываются, но на время — до 31 мая. При этом компания пообещала «обеспечить занятость и доход» 15 тысячам сотрудников, которых коснется это решение, и оказать поддержку их семьям.

О приостановке работы в России сообщил и KFC, однако в случае с этой компанией решение оказалось еще менее масштабным. Сеть фастфуда закрывает лишь 70 российских ресторанов более чем из тысячи (остальными заведениями управляют франчайзи). Что именно будет с российскими работниками, неизвестно. «Мы будем по-прежнему сосредоточены на безопасности наших людей в регионе и будем продолжать поддерживать нашу команду в Украине», — сказано в сообщении.

Сотрудники компаний, которые ограничивают работу в России, активно делятся условиями приостановки в соцсетях. В беседе с Telegram-каналом «Орда» сотрудник подмосковной IKEA подтвердил, что работа магазинов приостанавливается, но персоналу обещают платить зарплату в течение трех месяцев. Работникам Massimo Dutti, согласно сообщениям из данного паблика, будут выплачивать 2/3 от их оклада. Аналогичное решение принял немецкий производитель шин и автокомпонентов Continental.

Кому-то повезло меньше. Например, McDonald’s якобы увольняет некоторых сотрудников с выплатой трех окладов. Mercedes-Benz, как утверждается, отправляет работников в отпуск за свой счет.

Oracle отправляет российских сотрудников в оплачиваемый отпуск, так как «заново открывать офис гораздо сложнее и дороже, чем даже через полгода простоя». А работница шведско-швейцарской Oriflame рассказала, что компания из России никуда не уйдет, но перенастроит доставку сырья на местный завод. «Никакого давления ни со стороны России, ни со стороны Швеции на них (шведские компании — прим. ред.) нет», — сказала она «Орде».

прочитать весь текст

Не пустить деньги в Россию

Еще один путь для зарубежного бизнеса — остановить поток денег в Россию. Так, например, поступил один из ведущих мировых производителей товаров повседневного спроса Unilever. Компания больше не будет инвестировать в страну, однако от поставок продуктов и средств личной гигиены на российский рынок она не отказывается (в частности, компания выпускает продукцию под брендами Lipton, Dove, «Чистая линия» и Rexona).

Новые инвестиции в РФ приостановил Mars — один из крупнейших производителей продуктов питания и кормов для животных (Pedigree, Royal Canin и Whiskas). Также он больше не будет тратиться на рекламу в России. Компания Mondelez International, выпускающая шоколад Milka, свернула капитальные вложения в РФ, при этом поставки продукции в страну будут продолжаться.

KFC тоже приостановил инвестиции в развитие российских ресторанов. Всю прибыль от местного бизнеса он решил отправить на гуманитарные цели (например, на пожертвования Красному Кресту).

Вопреки опасениям в Сети с полок не исчезнет продукция The Coca-Cola Company, однако компания временно не будет вкладываться в маркетинг и запускать новые продукты в России. «Компания замораживает все капитальные инвестиции и все финансирование будет перенаправлено на поддержку операционной деятельности», — рассказывал Baza источник в The Coca-Cola Company.

еще по теме:
Уходя, «морозьте» все
«Компания» подвела неутешительные итоги недели, за которую более ста компаний приостановили работу в России
Западный бизнес покидает Россию

Политика или бизнес?

Сейчас зарубежные бренды, работающие в России, подвергаются активной «информационной отмене», заявил журналу «Компания» политолог Дмитрий Абзалов. Им приходится принимать решение — объявить об уходе, если это не нанесет большого вреда компании, или переждать.

«Кто-то, как KFC, может “уйти”, оставаясь работать в РФ по франшизе. Позволить уход себе могут и американские нефтегазовые компании. Но компаниям с большими производствами и долями рынка, например, тому же McDonald’s, уйти из России довольно сложно. Для него 9% выручки — серьезная потеря», — сказал Абзалов (9% компания получает со своих заведений в России и на Украине. Последние также временно закрыты).

В первую очередь, здесь вопрос не в давлении властей или в политике, а в самом ходе бизнеса, говорит Алексей Федоров, руководитель комитета электронной коммерции Торгово-Промышленной Палаты РФ. Кто-то из зарубежных компаний просто воспользовался информационным фоном, чтобы с выгодой для себя уйти из страны.

«Например, компания OBI была убыточной в течение пяти лет. Каждый год она уходила в минус на 1-2 миллиарда рублей. Очевидно, что компания долго смотрела в сторону ухода с российского рынка, и сейчас как раз можно уйти красиво, хлопнув дверью. В то же время аналогичная компания "Леруа Мерлен" даже близко не заявляла об уходе, потому что это прибыльная компания, и российский рынок для нее важнее, чем рынок Франции», — пояснил Федоров.

Похожая ситуация, по его словам, сложилась с Mercedes-Benz, который приостановил производство и поставки машин в Россию. Эксперт напомнил, что в 2020 году эта компания продала в мире 2,16 млн авто, в то время как в России — всего 38 тысяч.

«Россия для Mercedes-Benz — небольшой рынок, тем более россияне не будут покупать у нее машины, которые теперь подорожали в два раза. Поэтому Mercedes проще на время уйти с нашего рынка, а когда все устаканится, и у россиян снова будут доходы в долларах и евро, вернуться в страну», — объяснил Федоров.

Все происходящее — исключительно про бизнес, а не про политику и санкции, пишет в своем Telegram-канале  финансист и банкир Ольга Гогаладзе. «Бизнес просто опасается, что не выведет деньги из России. Как только закончатся меры по контролю движения капиталов (запреты на переводы, выручка в рубли и все такое), все вернутся обратно в Россию зарабатывать снова деньги», — утверждает она.

Политическое давление есть в крупных американских брендах, поспорил Федоров. Ко всему прочему, топ-менеджеры этих компаний могут иметь личную позицию по ситуации на Украине, что сказывается на политике бренда в РФ. «Но надо понимать, что российский рынок почти ни для кого из больших американских брендов не был серьезным, и для них уход с российского рынка не безумно значим. А российским компаниям, которые еще три месяца назад жаловались на отсутствие рабочей силы, теперь будет легче найти специалистов, которые в большом количестве освободятся от работы в иностранных компаниях», — говорит эксперт.

Есть и те, кто продолжает работу в России, несмотря на тяжелый информационный фон. Например, согласно списку Йельского университета, из страны не уходит Burger King, получающий 2,6% доходов в России (сеть, как и KFC, работает в РФ по франшизе), Dunkin Donuts с примерно 150 точками в стране. Присутствие в России сохраняют Pirelli, производящая 10% шин в России, Subway с более чем 400 заведениями по франшизе и еще десятки компаний.

По словам Абзалова, почти весь зарубежный бизнес в нынешней ситуации взял паузу. Разрешения ситуации на Украине ждут все: крупнопромышленные игроки, компании с большой валютной долей в структуре себестоимости и менее масштабный бизнес. «Горизонт ожидания, который сейчас ставится, — от одного до трех месяцев. И ровно на столько многие компании оплачивают сотрудникам отпуск», — сказал политолог.

Еще по теме