Бюджет уперся в потолок
Мирному сосуществованию правительства и Думы грядущей осенью предстоит пройти серьезное испытание. Подготовленный кабинетом бюджет вряд ли понравится депутатам, привыкшим увеличивать бюджетные расходы, исходя из баланса политической целесообразности и лоббистских заказов. Шансов протолкнуть дополнительные расходы в новый бюджет у них очень мало. По словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, «непроцентные расходы государства дошли до предела, и увеличивать их больше нельзя». Дело в том, что по расчетам, заложенным в принятую два года назад программу экономического развития, максимальный предел роста непроцентных расходов на пять лет составляет 25%. Так вот, почти весь этот лимит уже выбран. За последние два года рост непроцентных расходов в реальном исчислении составил 22%. Причем большая часть этого резерва ушла в две бездонные бочки – на войну и дотации бедным регионам. Именно бюджеты Минобороны, спецслужб и федеральные трансферты росли последние два года опережающими темпами. Впрочем, эти статьи останутся главными и в новом бюджете. Однако теперь «остатки былой роскоши» в виде 3% роста непроцентных расходов правительству необходимо распределить между бюджетами следующих трех лет. Повторить известное чудо с хлебами и рыбами у правительства вряд ли выйдет, и чиновники это отлично понимают. Тем не менее сложившуюся ситуацию правительство оценивает не как проблему, а скорее как возможность. Отсутствие дополнительных доходов и крупные выплаты по внешнему долгу санкционируют начало ревизии бюджетных расходов и введения режима жесткой экономии. В свою очередь, стабилизация госрасходов при сокращении налоговой нагрузки позволит обеспечить более комфортные условия для экономического роста.
При проектировании бюджета правительству пришлось решать две основные задачи. Во-первых, выплаты по внешнему долгу. В 2003 году России предстоит выплатить максимальную за последние десять лет сумму внешнего долга – $17 млрд. В расходы бюджета 2003 года включена только выплата процентов по долгу (примерно половина всей суммы), остальное будет покрыто за счет профицита, который Минфин прогнозирует на уровне 1% ВВП. На тот случай, если эти прогнозы не сбудутся, правительство резервирует за собой право занять на внешнем рынке до $1 млрд. Во-вторых, планируется продолжить снижение налогов. С нового года предстоит отменить оборотный налог с предприятий, что приведет к большим потерям для региональных бюджетов. Чтобы как-то их компенсировать, правительство уже передало субъектам федерации часть полномочий на 80 млрд руб. по другим налогам.
Несмотря на столь замысловатую конфигурацию и явную негибкость, в части увеличения непроцентных расходов бюджет имеет все шансы пройти Думу без серьезных поправок. Он целиком выстроен, исходя из Бюджетного послания президента Владимира Путина, поэтому в случае любой заминки правительство может рассчитывать на политическую поддержку главы государства и пропрезидентской фракции.
Основные параметры бюджета-2003
ВВП | 12 трлн 850 млрд руб. |
|
Доходы | 2 трлн 370 млрд руб. | (18,45% ВВП)
|
Непроцентные расходы | 2 трлн 271,1 млрд руб. | (17,7% ВВП) |
Профицит | 99 млрд 132,8 млн руб. | (0,77% ВВП) |
Обслуживание госдолга | 276,7 млрд руб. | (2,15% ВВП) |
|
|
|
Дотации регионам-реципиентам | 665,3 млрд руб. |
|
Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства | 241,1 млрд руб. |
|
Расходы на национальную оборону | 333 млрд руб. |
|