«Джедай вызывает межзвездные силы»
Система глобального позиционирования GPS была создана американскими военными для собственных милитаристских нужд. Но сейчас пентагоновское изобретение все чаще используется в мирных целях: в морской навигации, при прокладке трубопроводов, линий связи и т.д. Но больше всего GPS заинтересовала автомобилистов
Если в три часа ночи незнакомый прохожий на улице поинтересуется у вас «Как пройти в библиотеку?», угадать его истинные намерения не составит труда. Богатых и знаменитых охраняют телохранители, услуги которых весьма недешевы. А как обезопасить себя остальным? Об этом позаботились американские военные, финская компания, производящая мобильные телефоны, и российские охранники. Телефон GPS и спутник над головой – вот и все, что нужно для полной безопасности.
Смазанная точка
Первый спутник навигационной системы GPS (GlobalPositioningSystem) был запущен американцами в феврале 1978 года. Навигационная система GPS состоит из 24 спутников, находящихся на шести орбитах на высоте около 17 тыс. км над поверхностью Земли. Новые спутники изготавливаются и запускаются на орбиту по мере необходимости. Работа всей системы профинансирована минимум до 2006 года. Задача спутников состоит в том, чтобы определять местоположение объектов на Земле. Первоначально под объектами понимались военные цели – система была создана по заказу Пентагона. Однако в начале 1980-х президент США Рональд Рейган заявил, что GPS будет доступна каждому. С этого момента началась «мирная история» навигационной системы. Правда, военные не стали открывать гражданским доступ ко всем ее функциям.
Сегодня в мире более 80 компаний выпускают серийные навигационные устройства GPS. Обычные гражданские GPS-приемники показывают на экране местоположение объекта с точностью до 20 м. Более сложные и дорогие приборы, которые стоят по несколько тысяч долларов, могут обеспечить точность до нескольких сантиметров. Однако возможности гражданских приборов используются не полностью. Спутники по заданию военных специально «смазывают» точку на карте – внесенная ошибка обычно увеличивает допуск до 30 м. Это делается в интересах спецслужб.
Трутся спиной медведи
За 24 года работы система GPS нашла множество областей для применения. Ее навигационные функции успешно используются в гражданском транспорте – например, в судоходстве и авиации. Следом за авиаторами и мореплавателями возможности GPS освоили компании, занимающиеся автомобильными перевозками, прокладкой дорог, нефтепроводов и наземных линий связи.
Не остались в стороне и ученые. Зоологи при помощи GPS следят за миграцией животных – например, в Арктике живут два белых медведя с навигационными устройствами GPS на ошейниках. Передвижения этих медведей отслеживаются и отображаются на специальном сайте в Интернете. Специалисты NASA анализируют прохождение радиосигналов системы GPS сквозь атмосферу Земли. Измеряя задержки в прохождении радиосигналов сквозь атмосферу, ученые получают важную информацию о состоянии воздушного океана, что позволяет им моделировать высотные профили давления, температуры и влажности атмосферы.
Правительство Великобритании видит в GPS удобный инструмент для воплощения одной своей давней затеи: британский кабинет министров хочет ввести плату за использование автодорог, и GPS может в этом помочь. Если оборудовать автомобили приемниками GPS, то спутник сможет отслеживать пробег каждой машины и начислять дорожную плату. Оппоненты возражают, считая использование GPS вторжением в частную жизнь и утверждая, что вопрос о взимании дорожной платы можно решить менее дорогостоящими способами.
Впрочем, независимо от исхода этой дискуссии GPS уверенно пробивает себе дорогу в мир автомобилей. В обозримом будущем GPS войдет в стандартную комплектацию автомашин. Владельцы авто относятся к такому нововведению с интересом – приемник GPS поможет водителю сориентироваться на местности или, к примеру, ускорить прибытие бригады скорой помощи к месту аварии. Наконец, GPS может отслеживать перемещения угнанного автомобиля – такие услуги предоставляют охранные фирмы во многих западных странах. В России тоже есть противоугонно-поисковая система «Цезарь Сателлит», работающая на основе технологии GPS.
Бойцы по вызову
После того как с GPS сняли завесу секретности, возможностями спутниковой системы стали пользоваться туристы, охотники, рыбаки и спортсмены (см. об этом «Ко» №14 от 15 апреля 2002 года). В 2000 году финская компания Benefon сделала еще один важный шаг в популяризации возможностей технологии GPS – она стала выводить на рынок мобильные телефоны стандарта GSM, оснащенные электроникой для связи со спутниками GPS. Путеводителем по городским улицам может стать телефон ESC!. Стоит владельцу телефона записать в память «трубки» карту местности, и он уже может не бояться заблудиться. Другой телефон – TRACK – обеспечивает безопасность своему владельцу-москвичу. TRACK периодично посылает свои координаты в диспетчерский центр, поэтому когда владелец телефона нажимает специальную «тревожную кнопку», в центре уже знают, в какой точке города находится хозяин телефона. В эту точку сразу же высылается мобильный отряд вневедомственной охраны, который, согласно нормативам, должен прибыть на место происшествия максимум через семь минут после получения сигнала о помощи. Подобная оперативность достигается за счет того, что во всех районах Москвы одновременно дежурят 200 экипажей.
Эффективность TRACK подтверждают испытания, проведенные фирмой Gulfstream совместно с сотрудниками одного из московских издательств. «Прибывший через две с половиной минуты отряд не был предупрежден об эксперименте, – рассказывает координатор проекта компании Gulfstream Дмитрий Семеник, – так что бойцы с автоматами моментально поставили девушек-журналисток лицом к стене. На девчонок это произвело очень сильное впечатление, им бойцы понравились».
Если быть до конца точными, то по тревоге приезжает не один отряд, а два – по три человека в каждом.
Опытная эксплуатация московской охранной сети GPS, которая называется «Мобильный телохранитель», началась три месяца назад, а коммерческая эксплуатация системы внедряется только сейчас. Пока новой услугой занимается только компания Gulfstream, но вскоре, по словам Дмитрия Семеника, ситуация изменится. Уже поступают заявки от компаний из других городов, готовых заняться этим видом охранной деятельности. К концу года будет продано порядка 4 тыс. – 5 тыс. телефонов TRACK. По мнению Дмитрия Семеника, салонам мобильной связи выгодно торговать новым телефоном: «TRACK ближе к классу профессиональной техники и стоит дороже обычных телефонов (около $700. – Прим. «Ко»), так что салоны смогут заработать на нем не $5, как обычно, а гораздо больше – до $100».
Эпизод 2. Атака клонов
Поскольку GPS находит все более широкое применение, в этот сектор рынка стали устремляться новые игроки. SonyEricsson разработала свой GPS-телефон, но о начале его продаж пока не объявляла.
Сейчас в навигационных целях используется только американская спутниковая сеть GPS. Однако европейцы решили потратить 3,6 млрд евро на создание к 2008 году своей системы Galileo, которая будет состоять из 38 спутников. Американцам эта идея не понравилась, поэтому они решили усовершенствовать свою спутниковую группировку. Военные запросили у конгресса США $90 млн на развитие спутниковой сети GPS. Работы по модернизации закончатся к концу 2006 года. Каждый спутник будет оснащен усовершенствованными радиопередатчиками, увеличивающими мощность GPS-сигнала почти в восемь раз.
Российскими космическими войсками была разработана аналогичная навигационная система ГЛОНАС, состоящая из 24 спутников, однако она не эксплуатируется, поскольку некоторые звенья системы технически устарели. При благоприятных обстоятельствах (под этим следует понимать ритмичное финансирование) ГЛОНАС может начать работать в 2007 году. В настоящее время в состав сети входят всего шесть работоспособных спутников. Еще три новых аппарата, запущенных 1 декабря 2001 года, были введены в эксплуатацию в начале 2002 года, но этих девяти спутников недостаточно для эффективной работы системы. До 2006 года планируются несколько запусков ракет-носителей «Протон» и «Союз-2». При каждом запуске на орбиту будут выводиться по три спутника. С 2004 по 2006 год планируется произвести четыре запуска с использованием как ракет-носителей «Протон», так и «Союз-2». На запуски и поддержание наземной инфраструктуры в течение 2002 – 2011 годов предусматривается выделить из бюджета примерно 9,5 млрд руб.