Top.Mail.Ru
архив

GE летит на свет. На Старый

После того как Комиссия ЕС не разрешила GeneralElectric поглотить Honeywell, GE начала искать другие пути расширения своего присутствия в Европе. По свидетельству президента GE в Европе Фердинандо Беккалли, интерес GE к Старому Свету возрастает, по мере того как на континенте формируется крупнейший на планете потребительский рынок.

 

«Ко»: В 2001 году прибыль GE возросла на 11% и составила $14,1 млрд, а акции компании подешевели на 16%. Почему?

Фердинандо Беккалли: Тому есть несколько причин. Во-первых, общая неопределенная экономическая ситуация в мире. Во-вторых, события 11 сентября 2001 года, которые оказали негативное воздействие на бизнес нескольких многопрофильных корпораций. Третья причина – «водоворот», который возник вокруг крупных компаний из-за ситуации сEnron и Tyco, испытывающих ныне трудности. Я не хочу оценивать деятельность других компаний, но происходящее с Enron и Tyco влияет и на GeneralElectric, и на другие корпорации. Обратите внимание: акции IBM упали в последнее время более чем на 16%. Microsoft тоже потеряла более 16%. Одним словом, в мире произошли события, которые повлияли на результаты деятельности крупных корпораций, и сейчас мы собираемся преодолеть последствия этих событий, работая еще больше и лучше. Мы в GeneralElectric хорошо закончили первый квартал, собираемся хорошо закончить и второй. Мы верим, что рынок оценит наши усилия.

 

«Ко»: События 11 сентября 2001 года сильно ударили по авиационному рынку и по рынку страхования. GE, как известно, работает на обоих упомянутых рынках. Эти направления стали после терактов для вас менее важными?

Ф.Б.: Вовсе нет. Сентябрьские события действительно были ощутимым ударом для GE. Нашими двигателями оснащаются самолеты самых различных авиакомпаний, которые летают практически по всему миру. Сокращение воздушных перевозок повлекло за собой уменьшение объема заказов у отделения GE, производящего авиационные двигатели, и отрицательно сказалось на нашем бизнесе в секторе авиационного лизинга. Страховое подразделение GE также пострадало от прошлогодних сентябрьских событий: некоторые из разрушенных объектов были перестрахованы в GE.

Тем не менее мы не потеряли интереса к авиастроению и страхованию. Подразделение авиационных двигателей, несмотря на все трудности четвертого квартала 2001 года, является одним из лучших в GE. В секторах коммерческой авиации и военной авиации растет спрос, на подъеме и авиационный лизинг.

Что касается страхования, то, несмотря на ощутимые денежные потери, понесенные нами после разрушения двух башен Центра всемирной торговли, GE продолжает оставаться в этой отрасли. Мы будем стремиться уменьшить риски, что, впрочем, свойственно любой другой страховой компании. В любом случае мы остаемся в авиационном и страховом бизнесе.

 

«Ко»: В годовом докладе менеджеров GE акционерам за 2001 год говорится, что отделения GE с коротким циклом выполнения заказов («Пластмассы», «Системы освещения», «Бытовая техника») первыми почувствовали приближение мирового кризиса и что сейчас эти отделения оправились от шока. Иными словами, менеджмент GE полагает, что кризис позади?

Ф.Б.: Я не уверен, что эти сегменты уже восстановились. Они показывают рост, но с очень низкой отметки. Они не настолько «выздоровели», как нам хотелось бы. Кризис еще не преодолен – это моя точка зрения. Действительно, у GE есть направления бизнеса с коротким циклом – в частности, отделение пластмасс. Они сыграли роль своего рода «индикаторов тревоги», которые заранее предупредили нас о надвигающемся кризисе. Отделение пластмасс работает на многие отрасли – автомобильную, компьютерную, радиоэлектронную промышленность, поэтому состояние дел в секторе пластмасс показывает, в каком направлении движется мировая экономика в целом.

Мы идем вверх. Правда, должен отметить, что в последние две недели мая наблюдался легкий спад, но я надеюсь, что за этим последует новый подъем. Рынок восстанавливается, но это очень неустойчивый процесс. Одна из причин неустойчивости состоит в том, что большие корпорации еще не возобновили своих инвестиций. Расходы на производство и оборудование – это очень большая статья расходов для компаний масштаба GeneralElectric или IBM. У таких корпораций восстановились объемы бизнеса, но этого нельзя сказать о ценах. Перепроизводство не дает ценам двигаться верх. А пока цены не начнут расти, корпорации не станут инвестировать. Мы как бы скользим по льду, и вероятность провалиться под лед по-прежнему велика.

 

«Ко»: Что привлекало GE в компании Honeywell? Ее авиационные активы? Вы планировали благодаря слиянию с Honeywell нанести удар по европейским конкурентам?

Ф.Б.: В Honeywell нас привлекала авионика – эта компания является мировым лидером в секторе авиационной электроники. Кроме того, у нее очень сильные позиции в области создания материалов, а также в секторе контрольно-измерительных приборов. Иными словами, Honeywell была бы для нас неплохим приобретением: благодаря слиянию с этой компанией мы могли бы усилить свои позиции во всем мире, а не только в Европе. Поскольку приобрести Honeywell нам не удалось, продолжаем поиски других компаний для возможного приобретения.

 

«Ко»: Насколько серьезно изменились планы GE, после того как сделка с Honeywell была заблокирована?

Ф.Б.: Планы изменились не сильно. У нас есть стратегическое видение того, как расширить свое присутствие в Европе. Мы намерены делать это, во-первых, через приобретения, а во-вторых, через расширение деятельности уже существующих подразделений.

Я хочу остановиться на каждом из этих методов. Что касается приобретений, то очень хорошие результаты в этом плане у подразделения GECapital. К сожалению, наши индустриальные подразделения не могут похвастаться столь же эффективными приобретениями. В индустриальном секторе нам сейчас нужно сделать то же самое, что мы сделали в финансовом секторе за последние четыре-пять лет.

Теперь о том, как мы намерены наращивать бизнес существующих подразделений. Эти возможности напрямую связаны с расширением спектра услуг каждому из клиентов GE. Как-то раз я встречался с CEO немецкой компании, работающей в электроэнергетике. Этот менеджер знал все о бизнесе GE в области электрических генераторов и электрических сетей, но никогда не слышал о GECapital. Поэтому мы только выиграем, проинформировав каждого клиента о полном спектре продуктов и услуг GE.

Третий аспект расширения бизнеса GE – географический. В 2004 году к Европейскому союзу присоединятся более 10 стран. Расширение ЕС приведет к созданию потребительского рынка численностью 500 млн человек – крупнейшего на планете. Конечно, в Индии и Китае населения больше, но покупательная способность индийцев и китайцев уступает покупательной способности европейцев.

Внутри Европы степень освоения рынка меняется от страны к стране. Если бы мы добились в Германии такого же уровня присутствия на рынке, как в Великобритании или во Франции, мы могли бы продавать гораздо больше. Немецкая экономика – третья в мире, а у GE, честно говоря, не самые лучшие позиции в Германии.

Еще одно направление нашей экспансии – Россия. Я говорю так не потому, что нахожусь сейчас в Москве. Россия действительно богатая страна, главное ее богатство – полезные ископаемые и талантливые люди. У многих россиян отличное образование, и это обстоятельство, если его правильно использовать, поможет в достижении наших целей. Но самое главное, мы видим, что в России действительно происходят перемены, благодаря которым компании, подобные GE, могут начать здесь работать: страна становится более прозрачной, обновляется законодательство. Ваш президент взял твердый курс на интеграцию России в западную цивилизацию. Все это создает очень большие возможности для нас.

 

«Ко»: GE работает во многих странах, в том числе в Азии, Восточной Европе, Латинской Америке. Приходилось ли вам наблюдать, как корпоративная программа качества «Шесть сигма» вступала в конфликт с местными представлениями о качестве, о труде, о бизнесе?

Ф.Б.: «Шесть сигма» – нечто большее, чем программа качества. Это философия мышления, труда, бизнеса, направленная на достижение совершенства. Конечно, идеала достичь невозможно, но стремиться к этому нужно. Программой «Шесть сигма» охвачены все подразделения GE– производство, система продаж, дистрибуции. Мы должны быть уверены, что идем из пункта А в пункт Б самым коротким путем.

Я не видел конфликтов культур в рамках корпорации GE. Сам, будучи итальянцем по происхождению, я работал по несколько лет в Голландии, США и Японии. Примечательно, что программа «Шесть сигма» наиболее успешно работает за пределами США – я имею в виду применение «Шесть сигма» в таких областях, как технологии, защита окружающей среды, анализ бизнес-процессов. Я был этому свидетелем в Японии, Голландии, Испании, странах Латинской Америки. «Шесть сигма» позволила GE добиться очень хороших результатов, и моя задача сейчас состоит в том, чтобы поднять бизнес GE в Европе на более высокий уровень, определяемый философией «Шесть сигма».

 

«Ко»: GE не может расширяться бесконечно. Вы не подумывали о продаже какого-либо крупного подразделения – например, подразделения, выпускающего бытовую технику?

Ф.Б.: Выпуск бытовой техники очень важен с точки зрения имиджа компании. В США до сих пор есть люди, которые уверены, что GE выпускает тостеры и телевизоры, хотя мы уже 20 лет как их не производим. Подразделение бытовой электроники или подразделение, выпускающее системы освещения, очень важны для нас, поскольку позволяют поддерживать лояльное отношение потребителей к компании. Это не самые доходные направления бизнеса GE, но, поскольку поддержка этих направлений практически не требует от нас дополнительных инвестиций, мы не намерены с ними расставаться.

Вы правы, мы не можем расширяться бесконечно. Тем не менее в некоторых областях есть очень большие перспективы для роста. Возьмите, к примеру, наше подразделение GEMedicalSystems. По мере старения человечества (возрастания доли пожилых людей в общей структуре населения. – Прим. «Ко») и по мере роста его благосостояния будет увеличиваться и интерес людей к собственному здоровью. Если мы будем развивать медицинские технологии так же быстро, как прежде, мы сможем увеличить продажи в этом секторе, так как растет спрос на все более высокотехнологичное медицинское диагностическое оборудование. Люди хотят как можно дольше оставаться здоровыми, и GE в состоянии помочь им.

Другой пример – GECapital. Это подразделение играет чрезвычайно важную роль в структуре GE, но на мировом финансовом рынке оно занимает небольшую долю. Существует огромное количество сервисов и продуктов, которые может и должно освоить GECapital.

У каждого направлении есть свои зоны роста. 20 лет назад, когда Джек Уэлч возглавил GE, это была компания с объемом продаж $20 млрд, и люди говорили: «Бог мой, до чего большая компания». Сейчас, когда у GE объем продаж $127 млрд, люди опять говорят: «Бог мой, до чего большая компания».

 

«Ко»: Вы планируете приобретение машиностроительных компаний в странах Восточной Европы?

Ф.Б.: Мы изучаем ситуацию, поскольку заинтересованы только в таких приобретениях, которые имеют смысл для GE. Приобретаемая компания, во-первых, должна вписываться в стратегию GE и ее подразделений. Во-вторых, эта компания должна приносить прибыль. Мы не планируем приобретения ради приобретений. Наш интерес к Восточной Европе связан с тем, что более 10 стран собираются присоединиться к зоне евро, и перед GE в этой связи открываются хорошие перспективы.

 

«Ко»: А российские предприятия вас интересуют?

Ф.Б.: В принципе да. Как я уже сказал, у России большие возможности. Но наши приобретения в России, как и везде, должны иметь смысл для GE.

Еще по теме