Top.Mail.Ru
бизнес

Чистая медь

Фото: «Удоканская медь» Фото: «Удоканская медь»

В прошлом году Apple заявила о том, что снизит план по производству Phone-13 на 10 млн штук. Причина — нехватка меди, а точнее чипов, содержащих медь. И проблемы не только у Apple. Все современные устройства — от смартфона до электромобиля — содержат медь, и спрос на нее растет. Как и ее цена — в марте 2022-го стоимость тонны меди на Лондонской бирже превысила $10 тысяч. 

Восполнить дефицит

В исследовательской компании Marketsandmarkets прогнозируют, что рынок меди для электроники и высокотехнологичной промышленности до 2025 года будет прирастать на 5,3 % ежегодно. В то время как мировой рынок потребительской электроники будет прибавлять по 7,18 %, рынок электромобилей — по 24 % в год.

Повышенный спрос на нее отражается в рекордных котировках на Лондонской бирже металлов: в марте 2022 года медь торговалась на исторических максимумах, стоимость тонны превысила $10 тысяч.

Разрыв между спросом и предложением растет последние два года, и это не предел, считают аналитики. Как замечает эксперт «БКС Мир инвестиций» Валерий Емельянов, выступающий индикатором спроса на металлургические активы индекс S&P Metals&Mining сейчас на максимумах с 2011 года, но в 2008 году он был на 40 % выше.

Действующие медные рудники уже практически достигли пикового уровня добычи, и справиться с нарастающим дефицитом может только ввод новых месторождений.

Одно из самых ожидаемых событий — запуск Удоканского проекта. На плато в Забайкалье находятся ресурсы меди объемом 26,7 млн тонн, по классификации JORC, что делает его крупнейшим неразработанным месторождением в России и третьим — в мире.

Однако с учетом того, что на более богатых месторождениях Resolution в Аризоне и Pebble на Аляске пока еще очень далеко до старта каких-либо работ, сегодня Удокан можно смело считать крупнейшим в мире месторождением в стадии освоения. 

Медные провинции мирового значения

С началом использования древними жителями Евразии первого известного им металла — меди (а затем и ее сплава с оловом — бронзы) в хозяйстве произошли революционные изменения: применение более совершенных медных орудий труда способствовало появлению новых технологий в сельском хозяйстве (плуг, канавы и трубы для полива), повышению урожайности, увеличению посевных площадей. Наиболее важным изобретением Медного века стала металлургия. На просторах Евразии появились первые системы взаимосвязанных центров добычи меди и производства медных орудий труда, оружия и украшений (т. н. металлургические провинции). Одна из таких систем (Восточно-Азиатская металлургическая провинция) постепенно формировалась и распространилась на огромных пространствах от Саян и Забайкалья на севере до Юго-Восточной Азии на юге. Значение меди, «красного» металла, для «зеленой» энергетики, основанной на силе ветра и солнечного света, дало право многим экспертам называть современность новым медным веком. 

прочитать весь текст

Проект рассчитан более чем на 70 лет

Еще 30 лет назад это казалось невозможным. Месторождение в отдаленном дальневосточном районе было обнаружено в 1949 году. Правительство СССР направляло на Удокан бесконечные геологоразведочные экспедиции и предприняло несколько безуспешных попыток начать его освоение. Однако переходу планов в практическую плоскость препятствовали суровые климатические условия и техническая неготовность к разработке руд, отличающихся сложным составом. Рассматривалось в том числе использование «мирного» ядерного взрыва для извлечения руды, но до него, к счастью, не дошло. В результате в 1990‑х годах, после распада Советского Союза, проект, хоть и не лег на полку (было несколько попыток запустить его), в целом оставался в режиме ожидания.

Поэтому и в 2008 году, когда разработку Удоканского месторождения решили возродить (лицензию на разработку получила «Байкальская горная компания»), в успех верили не все. Самый амбициозный проект в истории геологической отрасли удалось запустить после того, как «Удоканская медь» вошла в холдинг USM Алишера Усманова. 

Без ядерного взрыва

Освоение стало возможным благодаря инновационному подходу: флотационно-гидрометаллургическая схема переработки руд заменила ядерный взрыв. На смену устаревшим методам выщелачивания катодной меди и сульфидного концентрата пришел более экологичный способ. Поскольку ГМК строится с нуля, здесь применяются передовые технологии, повышающие эффективность и минимизирующие негативное воздействие на окружающую среду. Благодаря этому Удокан уже стал общепризнанным примером устойчивого недропользования: производственные процессы и стандарты соответствуют высоким ESG-критериям. В планах компании сертифицировать производство на соответствие самым современным стандартам, в том числе системе ответственного производства меди Copper Mark.

«На нас лежит двойная ответственность — и в плане обеспечения растущего спроса на один из наиболее востребованных и обеспечивающих устойчивое развитие низкоуглеродной экономики металлов, и в плане нашего собственного устойчивого развития. Мы получили исключительную возможность с первых шагов следовать передовой международной практике в области охраны окружающей среды и экологически устойчивого недропользования», — подчеркивает председатель Совета директоров компании «Удоканская медь» Валерий Казикаев.

Среди экологических и социальных задач в компании особое значение придают снижению углеродного следа. В 2021 году компания разработала собственную Климатическую программу, которая позволила оценить планируемые выбросы парниковых газов по всем категориям охвата и выявить возможности для их снижения, достоверность оценки сертифицировал Британский институт стандартов.

Важная составляющая программы — переход самой компании на низкоуглеродные источники энергии — со вводом второй очереди более половины необходимой комбинату энергии будет поступать от гидрогенерации.

Сегодня «Удоканская медь» быстрыми темпами готовится к вводу месторождения в эксплуатацию. Производственная мощность первой очереди комбината, в которую инвестируют около $ 3 млрд, составляет 135 тыс. тонн меди в год. Достижение этих показателей обеспечит компании 15‑процентную долю медного производства в России. Вторая очередь комбината, уже вышедшая на этап технико-экономического обоснования, позволит увеличить мощности по переработке руды с 15 млн тонн в год почти до 40 млн тонн в год. Учитывая, что проект имеет доступ к транспортной инфраструктуре с выходом на рынки АТР, у компании есть все шансы быстро превратиться в глобального игрока и одного из game-changers.