Top.Mail.Ru
мнения

Что ждет фондовый рынок после выхода из пандемии

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости
Евгений Коган — президент инвестиционной группы «Московские партнеры»

Россия медленно, но верно двигается к постепенному выходу из режима так называемых нерабочих дней и самоизоляции. Безусловно, к обычной жизни на 100 % мы, скорее всего, вернемся еще не скоро. Но некоторые элементы прошлого, по которому сейчас очень многие тоскуют, снова начнут появляться.

Как вел себя фондовый рынок в этот период? Как известно, в начале марта начался масштабный обвал американских индексов. Наши, безусловно, отправились падать следом. Индекс РТС за период с начала февраля по середину марта 2020 года упал примерно на 47 % (S&P 500 за тот же период потерял около 34 %).

25 марта президент РФ Владимир Путин вводит режим «нерабочих» дней, и на всем протяжении этого периода наш фондовый рынок уверенно рос. Если считать от годового минимума (18 марта 2020 года), то к пятнице 15 мая РТС прибавил 35 %, а если посмотреть с момента начала «нерабочих» дней (25 марта 2020 года) — 12,5 %.

То есть получается, что почти половину падения рынок отыграл до выхода страны в режим экономической искусственной комы. На мой взгляд, это объясняется совокупностью причин. Во-первых, как раз в этот период начали восстанавливаться цены на нефть.

Во-вторых, пошло очень мощное восходящее движение на американском фондовом рынке. Это довольно примечательный момент, который лишний раз иллюстрирует, насколько сильно наш рынок снова стал зависим от американского. При этом и от нефти зависимость, разумеется, никуда не делась.

На мой взгляд, это хорошо, особенно если сравнивать с несколькими годами безвременья и полной апатии на рынке во время санкций, когда большие западные деньги испарились и на российской бирже торговали практически только местные игроки.

С другой стороны, по некоторым оценкам, американский рынок на текущий момент несколько перегрет. Основная причина — ликвидность, которую без устали вливает регулятор. Темпы и объемы вливаний беспрецедентны (по некоторым данным, до 1 трлн $ в неделю).

В то же время российские акции всё еще продолжают выглядеть очень сильно недооцененными по сравнению с ключевыми рынками. К примеру, мультипликатор P/E для индекса S&P 500 составляет порядка 19х, а для индекса РТС — около 6х.

То есть если мы ожидаем коррекцию на фондовом рынке США, то, безусловно, примерно то же самое произойдет и с российскими акциями. В результате они станут еще дешевле: P/E может опуститься до 4,5–5,0х.

Что же ждет российский фондовый рынок после повсеместного окончания режима «нерабочих» дней?

  1. Основной позитив от того, что экономика будет оживать, по моим оценкам, уже во много заложен в текущих ценах.
  2. Соответственно, может сработать старое доброе правило — buy on the rumor, sell on the fact (покупай на слухах, продавай по факту).
  3. Да и другое неписаное правило рынка — sell in May and go away (продавай в мае и уходи) — никто не отменял.
  4. Наш рынок будет двигаться, сильно коррелируя с фондовыми индексами США.
  5. Многое будет зависеть также от цен на нефть и движения рубля относительно доллара.

По этому последнему пункту хотел сказать более подробно. Стабильности рынку «черного золота» пока не хватает, особенно учитывая игры крупных фондов с фьючерсами на WTI. Поэтому случиться может всякое, и к этому надо быть готовым, как психологически, так и инструментально (речь о защитных инструментах в портфеле).

Что же касается рубля, то последние турбулентные месяцы наш ЦБ проводил весьма разумную и взвешенную, на мой взгляд, политику по удерживанию рубля от падения. Ну действительно, и так население «закошмарено» вирусом и всеми проявлениями, с ним связанными. Если еще и рубль бы падал — стало бы совсем напряженно. Власти предпочли здесь не обострять, и правильно сделали.

Между тем, судя по всему, времена предстоят трудные, и восстановление экономики будет медленным и непростым со всеми вытекающими. Согласно прогнозу Bloomberg, во 2-м квартале ВВП РФ снизится в годовом выражении на 11 %. В целом по 2020 году ожидается падение на уровне 4,5–5,0 %.

Соответственно, для того чтобы ключевым российским компаниям-экспортерам было легче, государство вполне может устроить еще одну небольшую управляемую девальвацию. Куда при этом опустится рубль относительно доллара США? Прогнозировать не берусь, но вот фондовый рынок точно не обрадуется.

Пора переходить к выводам. По моим оценкам, в краткосрочной перспективе наш рынок может быть ниже. Хотя и это утверждать нельзя, учитывая, насколько волатильны и нелогичны в текущей ситуации могут быть рынки. При этом по итогам года, полагаю, мы всё же увидим рост от текущих уровней.

Также не исключаю, что будут смещены акценты в плане конкретных историй. В последнее время отлично себя показали так называемые защитные бумаги, представители ретейла, производители удобрений, золота, некоторые финансовые структуры. Это, в частности, «ФосАгро», X5, «Полюс», «Полиметалл», Московская биржа.

Если экономика не только в РФ, но и во всем мире начнет постепенно восстанавливаться, и также это будет подкреплено ценами на нефть и возможными действиями ЦБ по поддержке экспортеров (читай: девальвация), вполне могут быть снова интересны такие отрасли, как нефть и газ, металлургия, электроэнергетика. Из конкретных историй выделил бы «Лукойл», «Северсталь», «Русал» и «РусГидро».