Чтобы не было мучительно больно
Быстродействие этой машины таково, что за одну секунду – только вдумайтесь! – она способна произвести столько счетных операций, сколько в нашей галактике не наберется звезд. Такую компьютерную мощь, естественно, непросто разместить – требует площадей, и немалых. В данном конкретном случае речь идет о строении, напоминающем своими размерами авиационный ангар для рейсовых самолетов.
Этот суперкомпьютер способен развивать скорость до 5,6 трлн математических операций в секунду (напомним, что 1 триллион равен 1000 млрд), и на сегодняшний день это абсолютный мировой рекорд для искусственного интеллекта. Живет сей электронный мозг в Иокогаме и является, конечно, творением японских ученых и инженеров. В неустанном соперничестве с США японцы сегодня взяли решительный реванш: их электронный мозг мощнее 5 самых лучших американских компьютеров, вместе взятых. Стоит такая машинка немало – около $350 млн.
Вы можете меня спросить, почему это мега-чудо привлекло мое внимание. Чтобы понять, достаточно только узнать, какое ему дали имя при рождении: Earth Simulator – моделирующее устройство Земли, изучающее и анализирующее состояние климата на нашей планете как в прошлом, так и в моделируемом будущем. В его гигантской памяти хранятся все статистические данные по климату, какими только располагает человек. Речь идет не только о данных, непосредственно касающихся климата, но и о всех косвенных данных, имеющих хоть какое-то отношение к этой проблеме. В работе по сбору информации были использованы десятки тысяч баз данных. Я все это вам рассказываю, чтобы подойти к самому главному: прогнозы на ближайшее будущее, которые дает эта машина, очень тревожны. Они полностью совпадают с недавно опубликованными прогнозами Международной метеорологической организации в ежегодном отчете о состоянии климата. На основании его данных мы видим, что средняя температура на поверхности Земли в ушедшем году превысила на 0,5 градуса по Цельсию среднегодовую температуру за последние 40 лет. На первый взгляд такая малость! А на самом деле это очень много. 2002 год стал самым жарким после 1860-го, в котором начали вести более-менее систематические наблюдения. А если Earth Simulator возьмется проанализировать период с 1976 года по сегодняшний день, то, несомненно, обнаружится, что тогда Земля нагревалась втрое быстрее, чем в среднем за весь ХХ век. В заключение Earth Simulator подтверждает: то, что происходит сегодня, – прямое следствие роста двуокиси углерода в атмосфере в последние 50 лет. То есть сегодня мы нагреваемся благодаря быстрым темпам промышленного развития во второй половине прошлого века. А поскольку с тех пор потребление углеводородного топлива выросло в разы, можно спокойно сделать вывод, что парниковый эффект еще более усилится. Нет ничего, что бы внушало хоть какой-нибудь оптимизм. С каждым годом растет площадь пустынь, все чаще происходят наводнения и многие другие бедствия, вызванные изменением климата. Каждый год мы сжигаем или превращаем в бумагу лесные массивы на территории, равной по площади целой Швейцарии. Каким образом мы надеемся в будущем получать кислород?
С появлением такой машины, как Earth Simulator, может быть, забрезжит лучик надежды. Хотелось бы верить, что наши правители прислушаются к ее прогнозам и будут учитывать их впредь при принятии решений. Сегодня на раздумья у нас остается все меньше времени, однако современные возможности по переработке информации и прогнозированию сильно возросли. Они несоизмеримы с теми методами, которые использовали ученые 60-х годов, создавшие тогда знаменитый «Римский клуб».
Прошедшие 40 лет подтвердили, что «Римский клуб» по существу не ошибся в своих прогнозах. Может быть, только чуть-чуть поспешил с предсказанием окончательной катастрофы. Но в остальном все верно. Человечество в своем развитии подошло к черте, которую не должно переступить. Переступить эту черту – значит пойти по пути всеобщего безумного разрушения.
Прислушаемся к предсказаниям чудо-машины Earth Simulator. В отличие от людей она не умеет лгать. А может быть, действительно стоило бы наделить ее способностью принимать за нас ответственные решения, поскольку мы, очевидно, делать это уже не в состоянии.