Top.Mail.Ru
архив

Дальше положишь – ближе возьмешь

Несмотря на развитый отечественный фондовый рынок, многие россияне не прочь прикупить иностранных ценных бумаг. Самая распространенная причина – желание иметь «заначку», предохраняющую от нашей политической нестабильности. Впрочем, есть и такие умельцы, которые, сидя в Москве, ухитряются зарабатывать на американском фондовом рынке до 300% в месяц.

 

Вкладывать свои деньги на зарубежных рынках можно либо самостоятельно, либо с помощью профессионалов. Человек, не чуждый финансовому анализу, пристойно владеющий компьютером и английским, может в одиночку попытать счастья, например, на американском фондовом рынке. Он и  побольше,  и подинамичнее европейского. Кроме того, приветлив к нерезидентам. Но если кого-то тянет в Европу – тоже пожалуйста. Там начинать лучше с Германии.

До последнего времени главным преимуществом российских бумаг была высокая доходность. Но сейчас западные рынки начинают приходить в норму после спада, вызванного корпоративными скандалами и иракским кризисом, и потихонечку растут.

На американском рынке появился очередной хит – так называемые пенни-стоки – акции стоимостью меньше $1. Такие бумаги могут за день вырасти на 50 – 100%. Известны случаи, когда россияне через Интернет делали на них до 300% в месяц. Другое дело, что инвестор здесь должен быть башковитый: заработать на «пенни-стоках» только благодаря везению почти невозможно. Тут большую роль играет фундаментальный анализ, «прозрение» относительно того, что какая-то компания недооценена. В США только на биржевом рынке торгуется до 8000 эмитентов, так что поле для приложения умственных усилий большое.

 

Закон суров и непонятен

С недавних пор россияне могут инвестировать за рубеж без разрешения Центробанка до $75 000 в год. Это на одного человека. А если у вас еще есть жена и ребенок – смело умножайте эту сумму на три. Правда, при перечислении денег банк должен уведомить налоговую инспекцию. А та, в свою очередь, потом может затребовать отчет о ваших доходах на американском рынке в надежде отобрать положенные действующим налоговым законодательством 13%. Избежать этого можно, если проводить сделки через одну компанию, а у другой купить справку о безусловной убыточности ваших инвестиционных опытов.

А вот в США налоги платить все-таки придется. Американские налоговики берут 10% от инвестиционного дохода и 10% от дивидендов, которые будут начислены на ваши бумаги.

Другое дело, что не каждый российский банк согласится по вашей просьбе перечислить деньги на счет западного брокера. Проблема здесь в несоответствии законодательств. В Америке широкое распространение получила «публичная оферта». Ее практическая суть заключается в том, что на сайтах американских брокеров размещены их типовые клиентские договоры. Вам достаточно заплатить брокеру, открыть у него счет (просто в соответствии с таким публично «вывешенным» договором) и не нужно ничего подписывать – для американского суда этого уже достаточно, чтобы признать, что вы вступили в договорные отношения. В России информация на сайте американского брокера – это не документ для валютного контроля. И от вас могут потребовать доказательств того, что пресловутые $75 000 перечисляются за рубеж именно с целью инвестирования в ценные бумаги.

 

Лучше быть нелегалом

В результате большинству россиян, которые играют на западных рынках, приходится на полулегальных основаниях отправлять свои деньги за кордон, а потом уже делать с ними что душа пожелает. Если у вас есть счет в зарубежном банке (это может быть и кредитное учреждение одной из стран СНГ), с него по первому вашему требованию (через Интернет или по телефону) и без лишних вопросов перечислят деньги в пользу любого американского брокера.

Причем, для того чтобы открыть этот спасительный счет вовсе не обязательно самому покидать пределы страны. Можно попросить о соответствующей услуге знакомых из ближнего или дальнего зарубежья. Можно открыть такой офшорный счет и через российский банк (например, через какую-нибудь иностранную «дочку»). Главное, чтобы сведения о ваших операциях не стали достоянием МНС. Скажем, Ситибанк отправляет налоговикам такую информацию, а «НИКойл PrivateBanking» нет.

Людям, «серьезным во всех отношениях», связывающим с Западом представления о спокойной старости, лучше купить собственную офшорную фирму. Средняя стоимость такой компании с хорошей юрисдикцией (собственником которой являетесь вы и операции через которую проводите только вы) – $3000 – $5000 за открытие, плюс $500 – $900 на ежегодное обслуживание. В новом качестве «нерезидента – юридического лица» без проблем получите инвестиционное обслуживание хоть в российском банке, хоть в инвесткомпании.

Можно поучаствовать в уже кем-то созданной офшорной фирме. Стоить это будет гораздо дешевле, но гарантии безопасности ваших денег тоже существенно снижаются.

 

Один в поле

Американские брокеры, как правило, готовы открыть вам счет, начиная с суммы $1000. У большинства брокеров сделать это можно бесплатно и практически пожизненно. Кроме того, за умеренную плату вам предоставят кредит («плечо»), чтобы вы могли оперировать на рынке большей суммой. За те деньги, которые лежат у вас на счете, но не вложены в бумаги, начисляется небольшой процент.

Американские брокеры берут фиксированную сумму (в среднем $10 – $15) за каждую вашу сделку – хоть на доллар, хоть на миллион.

Вернуть деньги в Россию – проще простого. Открывая счет на сайте  американского брокера, вы указываете свои банковские реквизиты. Хакеров можно не бояться. Даже если кто-то узнает ваш пароль, это не принесет ему никакой выгоды. Брокер отправит деньги только на ваш личный банковский счет и никуда больше.

От финансовых проблем самого брокера вы фактически застрахованы. На ваш счет распространяется та же правительственная гарантия, что и на любой банковский вклад в финансовом институте США, – на сумму до $100 000. Кроме того, согласно американскому законодательству ваши ценные бумаги также гарантируются государством на сумму до $500 000.

Однако, если вы игрок-одиночка, будьте готовы к другим проблемам. Например, к телекоммуникационным. Иногда можно сидеть перед компьютером пять минут и не знать, прошла ли ваша сделка на Нью-Йоркской фондовой бирже. А пять минут для сверхдинамичного американского рынка могут значить многое.

Но самое главное – самостоятельные игроки должны иметь крепкие нервы. В практике опытного игрока, автора многих книг и публикаций по Интернет-трейдингу Ивана Закаряна был случай, когда он вышел на рынок с $20 000, сделал $150 000, потом проиграл до $20 000 и снова выиграл до $100 000.

Если вы не Закарян, а начинающий «чайник», будьте готовы проиграть все и сразу.

Вознамерившись зарабатывать на западных фондовых рынках, рассматривайте это занятие не как развлечение, а как вторую профессию. Тем более что для первой может не остаться ни времени, ни сил. В беседе с корреспондентом «Ко» Иван Закарян поделился личным опытом: «Американский фондовый рынок работает с 17.30 до 24.00 по московскому времени. Если серьезно заниматься Интернет-трейдингом, все это время нужно сидеть у компьютера. Я сам так жил три года. Утром все работают, и ни с кем из друзей встретиться нельзя. Вечером все отдыхают, а ты работаешь. Получается изоляция. Друзья начинают забывать. Да и тебе самому, кроме котировок, ничего уже не интересно».

 

Требуется консультация

Самостоятельное барахтанье на западном рынке не годится для тех, кто не готов посвятить этому занятию все свое время и мысли. Людям, зарабатывающим в другом бизнесе, лучше положиться на профессионалов. Главное – не ошибиться в выборе консультанта или управляющего вашими деньгами.

По мнению международного финансового консультанта компании FCPLtd. Исаака Беккера, кроме сервиса и стоимости услуг очень важно обращать внимание на квалификацию консультантов, на то, признается ли она в Европе. Следует также принимать во внимание, контролируют ли финансовых консультантов в стране их юрисдикции. Немаловажен опыт работы, контакты с ведущими банками и инвестиционными компаниями мира.

Выбор здесь большой: множество компаний и банков предлагают инвестиционное обслуживание богатым россиянам. Но вот представления о богатстве у разных структур различаются. Например, в «НИКойл PrivateBanking» начинают работать с клиентом, готовым вложить $100 000. С этой же суммой вы сможете стать пайщиком нового «фонда фондов», инвестирующего за рубежом, – «Тройки-Диалог». В Ситибанке стоит рассчитывать на инвестиционное обслуживание, имея среднемесячный баланс от $100 000 на всех счетах банка. А вот Дойче Банк займется вами только в том случае, если вы принесете не менее $500 000. У «Альфа-капитал» эта планка – $1 млн.

Инвестиционные компании (например, «Атон», «Брокеркредитсервис»), как правило, предлагают и брокерское обслуживание (решения по своим вложениям вы принимаете сами), и доверительное управление (компания формирует портфель исходя из ваших пожеланий и управляет им в оперативном режиме). Структуры, занимающиеся частным банковским обслуживанием состоятельных клиентов (так называемый privatebanking), предоставят вам любые услуги, которые вы готовы оплатить.

 

Храните деньги в ФРС

Инструменты для инвестирующих за рубежом предлагаются самые разные. От супернадежных бумаг федерального казначейства США до высокорискованных фьючерсов и опционов. При этом дочерние структуры крупных западных финансовых институтов, как правило, стараются разместить ваши деньги в продуктах своей группы.

При брокерском обслуживании с вас удержат либо процент от инвестируемой суммы, либо фиксированную плату за каждую сделку или купленную бумагу. Обычно российские брокеры не берут менее $100 за сделку (или 1,6 цента за акцию).

При доверительном управлении выплаты управляющего вашими деньгами зависят от объема его услуг, давности ваших с ним отношений. Как правило, мзда состоит из определенного процента от инвестируемой суммы (в среднем 1 – 2% в год) и от дохода, полученного от инвестиций (20%). Причем западные «дочки» обычно берут больше, чем российские инвесткомпании и банки.

Как отмечает начальник управления продаж услуг частным клиентам Ситибанка Виктор Башкиров, инвестиции на Западе интересуют россиян, особенно тех, кто заботится о сохранности своих средств. Но управляющие деньгами не гарантируют возврата ваших денег, равно как и того, что их сумма не уменьшится в результате инфляции. И хотя трудно представить, чтобы казначейство США не смогло расплатиться по своим обязательствам, лучше иметь в виду, что бумаги эти 10 – 30-летние. Мало ли что может у вас случиться? Если же вы попытаетесь продать американские treasurybonds до срока их погашения, в результате колебаний рыночных цен можете потерять до 20% вложенных средств.

Поэтому, как отмечает заместитель председателя правления «НИКойла» Андрей Куликов, лучшим средством сохранить деньги, не рассчитывая на прибыль, все-таки остается не фондовый рынок, а вклад в солидном западном банке.

Впрочем, западные финансовые институты могут предложить и «частично гарантированные» фондовые инструменты. По словам руководителя управления крупных частных капиталов «Дойче Банк Москва» Сунчана Павловича, у банка есть и такие финансовые инструменты (бумаги, выпущенные DeutscheBank), которые дают возможность защитить ваши инвестиции от потерь. Если цена на ценные бумаги, в которые были вложены ваши средства, упала, Дойче Банк возмещает конкретную сумму.

Еще по теме

архив
Без вести оставшиеся
На этой неделе Минфин объявит победителей конкурса на право работы с деньгами будущих пенсионеров. Участие в конкурсе приняли 60 управляющих компаний. Скорее всего, почти все они получат доступ к пенсионным накоплениям. Внешэкономбанк от имени государства станет управлять деньгами пенсионеров, не принявших решения, какой компании доверить свои средства. Таких будет большинство, поскольку, по данным социологов, граждане не владеют информацией о проводящейся в стране пенсионной реформе. Из уведомительных писем, сообщающих россиянам, сколько средств находится на их пенсионных счетах, Пенсионный фонд (ПФР) пока разослал только малую часть. Каким негосударственным компаниям можно довериться, будущие пенсионеры узнают только по оглашении результатов конкурса. А ведь нужно еще время на то, чтобы сделать выбор. По информации Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), отделения ПФР не готовы к приему заявлений от граждан, определившихся с управляющим своей пенсией.
Без вести оставшиеся