Top.Mail.Ru
рынки

Дешево и сердито: чем опасен демпинг цен на отечественное ПО?

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Уход крупных международных игроков с российского IT-рынка заставил пользователей открывать для себя новые горизонты. Риск нарушения бизнес-процессов вынудил потребителей искать альтернативные варианты. Для предотвращения негативных последствий правительство разработало программу импортозамещения, предполагающую переход на отечественный софт, однако, помимо надежных вендоров, на рынке появились игроки, предоставляющие дешевые, но низкокачественные продукты. Демпинг на рынке, возникающий из-за их погони за наживой, создает серьезные риски для отрасли. 

Выход из зоны комфорта

Весной 2022 года сразу несколько крупных иностранных разработчиков объявили об уходе с российского рынка. В марте работу в РФ прекратила американская корпорация Oracle, что заставило отечественных предпринимателей искать альтернативы системе управления базами данных Oracle Database.

В апреле поддержку локальных продуктов в РФ прекратила немецкая компания SAP, являющаяся крупнейшим разработчиком программного обеспечения для бизнеса. Она предлагала CRM-, ERP- и SCM-системы для управления цепочками поставок и производством. В России это ПО использовали лидеры рынка промышленности, энергетики и транспорта.

Летом об уходе объявил Microsoft, в связи с чем российские корпоративные заказчики утратили доступ к новым программным продуктам и обновлению уже установленного ПО.

В течение года список ушедших вендоров пополнили компания Cisco и ее «дочка» Meraki, разработчики ABBYY, Adobe, Acronis, EPAM Systems, Autodesk, Intel и т. д. В общей сложности с рынка исчезли более 200 зарубежных вендоров и около двух тысяч продуктов.

Программы импортозамещения в сфере ПО в России существовали с 2014 года. Однако процесс шел неспешно из-за того, что привычные иностранные игроки оставались на рынке. Именно их уход подстегнул активнее развивать переход на отечественные аналоги, сделав его насущной необходимостью.

По решению правительства для российских разработчиков программного обеспечения были предусмотрены значительные стимулирующие программы и налоговые льготы. Например, возможность получить пониженную ставку по налогу на прибыль в размере 0% и по страховым взносам в размере 7,6%. Также для вендоров действует программа льготного кредитования со ставками в 3‒5% на финансирование разработки и внедрение новых отечественных продуктов. 

На сегодняшний день в реестре российского программного обеспечения — 17 818 активных записей. В их числе есть компании с госучастием и коммерческие крупные игроки, зарекомендовавшие себя. Однако на рынке встречаются и те, кто в первую очередь ставит своей целью заработать здесь и сейчас, прибегая к пагубному для рынка ценообразованию.

Роковой выбор

За поиск программного обеспечения в крупных компаниях отвечают отделы закупок. В любой организации экономия ресурсов занимает далеко не последнее место. Предприятия, сталкивающиеся с финансовыми сложностями, оказываются наиболее уязвимыми, поскольку цена при выборе софта и подрядчика выходит на передний план, оттесняя анализ продукта, его функционала и условий лицензирования.

Предлагающие некачественный продукт по низкой стоимости вендора нередко отказываются осуществлять техническую поддержку софта после приобретения лицензии. У таких компаний служба поддержки может отсутствовать в принципе, поскольку схема лицензирования изначально была непрозрачной. В штате у недобросовестных поставщиков софта не числится нужное для бесперебойной работы ПО количество технических специалистов, а риски возможных ошибок возлагаются на потребителя.

В качестве примера можно привести продукт Master PDF Editor, призванный заменить зарубежные инструменты для работы с документами этого формата, который появился на рынке в 2022 году. До этого момента ни о программе, ни о производителе — ООО «Коде Индастри» — никто практически не слышал. У вендора отсутствует публичная и понятная репутация, однако он пытается привлечь клиентов ценой в несколько раз ниже рыночной. Со своим ПО разработчик пробует участвовать в тендерах крупных компаний, таких как Газпром, Росатом и «Россети».

При этом техническую поддержку после года использования продукта «Коде Индастри» клиентам не оказывает. Заказчику приходится либо покупать лицензию снова, либо решать возникшие проблемы самостоятельно.

Отсутствие адекватной службы поддержки неудивительно: в штате компании в 2022-м числились всего три человека. В этом году их число увеличилось до четырех, однако этого количества работников все еще недостаточно для обеспечения непрерывного развития продукта и его стабильной работы.

Существенный минус, с которым могут столкнуться клиенты, искушенные низкой стоимостью, — скудное разнообразие опций, входящих в пакет услуг по умолчанию. Для того чтобы повысить заработок, демпингующие компании нередко взимают плату почти за все дополнительные инструменты. Так, например, в лицензионном соглашении Master PDF Editor утверждается, что обновления продукта придется покупать отдельно. Если этого не случится, версия программного обеспечения все время будет соответствовать той, что была на момент покупки.

Перед приобретением продукта малоизвестного вендора также стоит обратить внимание на его сайт и медиаактивность. Эти аспекты крайне важны для продвижения ПО. На сайте крупные разработчики обычно рассказывают о своем софте и стратегическом видении, делятся планами о развитии продуктов. Добросовестные компании стремятся к открытости и налаживанию диалога с потенциальными клиентами и экспертным сообществом, являются членами отраслевых ассоциаций, таких как «Руссофт», АРПП «Отечественный Софт», АПКИТ, АРПЭ. В противовес этому разработчики с некачественными программами стараются оставаться в тени, избегая прозрачности.

Чем опасен демпинг?

К сожалению, демпинг рынка является тактикой, актуальной во все времена. Некоторые клиенты осознанно будут делать выбор в пользу низкой цены, мирясь с неудобствами ради экономии. И рост числа компаний, уменьшающих среднюю стоимость продуктов, вредит как потребителям, так и другим игрокам рынка.

Демпинг в проектной работе грозит серьезными рисками, вплоть до разорения компании, отмечает директор московского представительства ITentika Сергей Кузнецов. Существует проблема занижения рыночных цен в бизнес-модели аутстафа, подчеркивает он. «Как правило, происходит быстрая ротация некачественных кадров у заказчика», — пояснил Кузнецов.

Сегодня, по мнению эксперта, проблема не является ключевой на отечественном IT-рынке, однако продолжает требовать внимания. Ужесточение государственного регулирования создаст для вендоров дополнительные сложности. Несмотря на это, выработать меры контроля в области ценообразования все же предстоит.

«Возможно, стоит внедрить некий рейтинг поставщиков, работу через маркетплейсы продуктов и услуг. Мне кажется, это в любом случае наше будущее. Вопрос — когда оно наступит», — убежден собеседник «Компании».

Он напомнил, что спрос на отечественное ПО в настоящий момент существенно превосходит предложение. Компании и интеграторы, внедряющие российский софт, перегружены. При этом не для всех продуктов есть полноценные аналоги, а на замену некоторых требуется более длительный срок.

Стремление ускорить и удешевить процесс, чтобы успеть занять нишу и не потерять потенциальных клиентов, заставляет недобросовестных вендоров выходить на рынок с не самой качественной продукцией.

Для крупных успешных разработчиков, чья целевая аудитория готова платить высокую цену за соответствующее качество, ситуация вряд ли окажется фатальной. А вот небольшие, но ответственные поставщики софта столкнутся с потерей клиентов. Из-за искусственного занижения рыночной цены им придется уменьшать затраты на производство и инвестиции в развитие. В глобальном смысле это ставит IT-рынок под угрозу деградации.