Top.Mail.Ru
мнения

Добро пожаловать в комнату

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа

Интерес к приложению Clubhouse продолжает расти: уже к середине февраля его скачали более 8 млн раз, а поисковые запросы за последние 90 дней увеличились на 1750%. В колонке для журнала «Компания» директор по развитию группы компаний «Альтфина» Елена Райтс описывает, как изменились паттерны поведения пользователей, почему это позволило новой соцсети стать популярной и суждено ли ей догнать Facebook, Instagram и TikTok.

Голос и новая искренность

Приложение Clubhouse было представлено прошлой весной двумя ветеранами технологической индустрии — Полом Дэвисоном и Роханом Сетом. Первоначально прототип приложения для подкастинга был слишком похож на обычную потоковую трансляцию, поэтому они добавили функцию, позволяющую пользователям присоединяться к беседе. Так у приложения появилась аудитория слушателей, каждый из которых в любую минуту может стать собеседником в той или иной «комнате». Такой подход и сыграл ключевую роль в успешности Clubhouse.

Во время пандемии и в период всеобщей изоляции люди вынуждены были разговаривать друг с другом онлайн при помощи Zoom и Skype, практически не выходя из дома. Виртуальное общение во многом заменило реальное. Люди отчаянно нуждались в социальном взаимодействии.

По данным App Annie, во время пандемии люди стали чаще использовать социальные сети, чтобы оставаться на связи. В 2020 году приложения для социальных сетей были загружены более 9,6 миллиарда раз, и на их долю приходилось «почти 45% всего времени, проведенного на мобильных устройствах». Очевидно, что эти тенденции помогли создателям Clubhouse извлечь выгоду из сложившейся ситуации.

Для пользователей быть частью аудиоприложения — это прекрасная возможность установить социальные связи и профессиональные контакты в одном месте. При этом люди в Clubhouse не беспокоятся о внешнем виде, поскольку камера не включена: неважна ни внешность говорящего, ни обстановка вокруг него.

Не будем забывать, что голос — уникальный личностный инструмент, который позволяет понять искренность, уязвимость говорящего, что немаловажно в условиях так называемой новой реальности. Некоторые пользователи Clubhouse считают, что с его помощью можно разрушать психологические барьеры и сближаться с разными людьми. В период изоляции приложение позволило многим справиться с нарастающей тревогой.

Соучредитель Clubhouse Пол Дэвисон выдвигает теорию о том, что платформа способствует установлению личных связей, в отличие от текстовых и графических платформ:

«Голос добавляет текстуру и точность разговорам, которых может не хватать в других местах. Интонация и эмоции, передаваемые через голос, позволяют людям улавливать нюансы и сочувствовать друг другу. Это помогает людям в Clubhouse быстро устанавливать значимые связи — будь то нетворкинг, общение с друзьями, вступление в клуб или обсуждение личных тем, таких как жизнь, свидания и отношения».

Подкасты, умные колонки и голосовой поиск

На руку Полу Дэвисону и Сету Рохану сыграло еще и то, что тренд на использование аудио в разных форматах стал востребован еще до пандемии. Этим медиаформатом мы пользуемся, чтобы развлечь или отвлечь наш мозг, когда руки заняты другими задачами. Мы слушаем радио, наши любимые плейлисты Spotify или настраиваемся на аудиокниги и подкасты в машине. Есть много других случаев, когда звук является единственным подходящим форматом контента для приема: при приготовлении ужина, во время мытья посуды и т. д.

Сегодня около 48% пользователей смартфонов по всему миру хотя бы раз в неделю используют голосовой поиск. В настоящее время треть всего населения США являются пользователями голосового поиска (eMarketer, 2019). И все признаки указывают на повышение его популярности: в 2021 году ожидается рост на 9,7%, до 122,7 миллиона пользователей.

Не стоят на месте и мессенджеры. WhatsApp ввел аудиосообщения еще в 2015 году. А Telegram в 2018-м запустил ускорение этой функции из-за популярности сообщений в голосовом формате.

При этом уже привычным в быту инструментом становятся умные колонки. И 45% владельцев этих гаджетов в ближайшем будущем планируют купить еще одно устройство.

И, конечно, о популярности аудиоформата говорит востребованность подкастов. Так, в США их слушают больше 50% жителей страны, а пятая часть граждан, или 62 млн человек, скачивают их ежедневно (по данным Edison Research). В 2017 году издание Meduza запустило собственный проект подкастов. В 2020 году редакцией было выпущено 580 эпизодов подкастов, которые собрали 22 миллиона прослушиваний.

Многие европейские издатели не публикуют данные о подкастах, но The Guardian писала, что их флагманское шоу Today in Focus каждый день слушают сотни тысяч людей — больше, чем сейчас покупают саму газету, — около двух миллионов продаж в месяц. А самый успешный подкаст ежедневных новостей во Франции La Story от Les Echos в настоящее время получает 770 000 загрузок в месяц.

Поделись записной книжкой

Безусловно, популярности Clubhouse добавили зарегистрировавшиеся в нем звезды, такие как Илон Маск, Марк Цукерберг, Олег Тиньков.* Но формат приложения, в которое изначально можно попасть только по приглашению, тоже сыграл свою роль.

На сегодняшний момент, чтобы пригласить других людей в Сlubhouse, с которыми можно было бы беседовать на разные темы, пользователи должны поделиться своей адресной книгой. Это один из старейших приемов «взлома роста», сработавший даже в современных реалиях.

Конечно, сейчас создатели Сlubhouse уже задумываются над тем, чтобы открыть доступ для всех пользователей, и активно работают над версией приложения для Android. Изначально оно работает только для iOS, что обеспечило дополнительный флер элитарности — желание иметь это приложение для социальных сетей возросло.

Бывший разработчик «ВКонтакте» Григорий Клюшников запустил неофициальный релиз Clubhouse для Android на Java. Но пока его работа далека от идеальной. Так что все ждут официальный релиз.

Утечки и фейки

Еще один феномен Clubhouse — это позитивность новой соцсети. Люди устали от постоянного троллинга, холивара и негатива в комментариях на других известных площадках, пишут эксперты. Однако такое положение вещей может продлиться недолго.

Уже известны случаи, когда в Сlubhouse приходили спикеры, выдающие себя за известных широкой публике персонажей, не являясь на самом деле ими. Так, в России к комнате «Разговариваем только о модераторах» подключилась якобы Алла Пугачева. Личность пародистки, которая пела и отвечала на вопросы, так и не была раскрыта.

В англоязычном пространстве разговор под названием «Снижение воздействия на климат» создал фейковый Брэд Питт. Он собрал тысячи людей и несколько часов отвечал на их вопросы, также к беседе подключился фейковый Квентин Тарантино. Позже первый спикер признался, что на самом деле его зовут Джейкоб Тран.

«У меня действительно не было намерений троллить окружающих. Просто я вырос на играх, и мне хотелось назвать себя покороче, так я стал @bradpitt, тогда мой друг заметил это и сказал: “О, мы должны быть похожими на Брэда Питта и Квентина Тарантино”. Так что да. Мы стали Брэдом Питтом и Квентином Тарантино», — рассказал Джейкоб журналистам.

Кажется, в Сlubhouse открывается настоящее раздолье для пранкеров, которые специализируется на аудиотроллинге. Плюс сюда же могут подключиться профессиональные мошенники.

К тому же Сlubhouse не защищен от утечек данных. Изначально предполагалось, что дискуссии, которые ведутся в комнатах социальной сети, не будут записываться. Но уже в начале марта произошла утечка данных с аудиопотоков сервиса. Одному из пользователей удалось транслировать контент из приложения на свой веб-сайт. В компании тут же заблокировали этого человека и предприняли «меры безопасности», чтобы предотвратить повторную потоковую передачу разговоров. Но никто не застрахован от повтора инцидента.

Будет ли цензура?

Сейчас Сlubhouse очень напоминает «гражданское радио». Неслучайно в США всплеск популярности приложению добавило движение Black Lives Matter. Люди в прямом эфире делились своими историями с протестных акций, которые захлестнули страну весной прошлого года после убийства полицейскими Джорджа Флойда.

Вполне возможно, что разговоры в Clubhouse и других аудиочатах (свои версии сейчас разрабатывают TikTok, Facebook, Twitter) вскоре будут подвергнуты цензуре.

Недавно была запущена служба ToxMod, которая использует ИИ для сканирования голосового чата в видеоиграх на предмет токсичной речи. Сервис отмечает в реальном времени все — от расистских высказываний до неподобающего поведения, принимая во внимание то, с какой экспрессией люди говорят слова и сообщают разработчикам игр, если что-то требует их внимания.

Разработчик ToxMod компания Modulate заявляет, что эта служба является первой в мире услугой модерации человеческого голоса. Так что, возможно, в скором времени в аудиочатах Clubhouse присутствие живого модератора и не потребуется вовсе.


* признан в России иноагентом.