Top.Mail.Ru
архив

Добровольное доение

14.10.201300:00

Человека, решившего заняться сельским хозяйством и, в частности, молочным животноводством, ожидает множество профессиональных секретов и сюрпризов, о которых дилетанты даже не подозревают. О тайнах молочной отрасли в интервью "Ко" рассказывает Александр Саяпин, совладелец "КФХ Саяпина".

сельское хозяйство, Александр Саяпин

Александр Саяпин

Год рождения: 1977

Образование: заочно получил высшее биологическое образование

Сфера деятельности: индивидуальный предприниматель, глава "КФХ Саяпина"

Семейное положение: женат, воспитывает детей



- Александр, чтобы заработать на свою ферму, вы поехали в США. Их опыт пригодился?

- Они работают бегом. Реально бегают! Мы, когда приехали обратно, тоже бегали, не понимали, как это у нас все размеренно. Любое опоздание - штраф. Одна минута - уже опоздание. Идешь в туалет, пробиваешь карточку, время, которое ты проводишь в туалете, не оплачивается фермером.


- Так относятся только к гастарбайтерам?

- Нет, американцы сами так работают. Но что мы там производили, сами не ели.


- Почему?

- У американцев все нацелено на прибыль. Как только корова рожает теленка и начинает давать молоко, ее тут же принимаются колоть гормонами роста, это приводит к тому, что она дает больше молока. То есть в этом молоке есть гормоны, кроме того, животное отдает весь свой ресурс и через полтора-два года превращается в скелет и умирает.


- И что вы купили на заработанные там деньги?

- Мы сразу тогда купили поросят. Но рынок у нас нестабильный. Когда я рассчитывал проект, была одна цена на зерно и свинину, а когда поросята выросли, стало все наоборот. Свинина стала крайне дешевой. Вот и сейчас свиноводы бросают это дело, стонут... Оптовые цены на свинину упали на 50%. Как только вступили в ВТО, сюда погнали беспошлинную буйволятину и прочее мясо и цену посбивали. А в рознице цены остались, как и были, но это вопрос к ритейлерам. Просто кто-то стал больше зарабатывать. Тогда мы с женой продали поросят и стали заниматься молочным производством. Когда я приобрел роботов для добровольного доения коров...


- Как вы вообще узнали о роботах добровольного доения?

- Я о роботах слышал, когда был в США, потом увидел робота в 2007 г. в России на сельскохозяйственной выставке. В Европе-то они уже двадцать лет как используются. И я загорелся идеей.


- На робота ценой 130 000 евро все-таки взяли кредит?

- До сих пор выплачиваю Россельхозбанку.


- Вам давали субсидии? У нас же субсидируют покупку сельхозоборудования...

- Это была особая история. Дотации в Тульской области давали на "передвижную доильную установку". Знаете, что чиновники под этим имели в виду? Это такое ведро на колесах, стоит 3000 руб. Вот на подобное оборудование местные власти в Туле давали фермерам дотации в 30% от стоимости. Но робот же может передвигаться и по документам является "передвижной доильной установкой", и он подошел под эту программу.


- И что? Вам государство вернуло 43 000 евро?

- Фирма, у которой я купил робота, "распиарила" мою покупку. И дотации мне выплатили. Я ведь стал знаменитостью, ко мне экскурсии ходили. Я за экскурсии еще деньги брал с поставщика оборудования: слишком много времени на демонстрацию этого чуда уходило. Но, когда я приобрел робота, бизнес пошел лучше. Возникла уже проблема сбыта. Появилось лишнее молоко, пришлось сдавать его на молокозавод. Наняли человека, который перевозил молоко. Я стал пытаться вылезти с молоком в Москву. Доставлял его сначала в магазины в Мытищах и Королеве. Разливал молоко вручную в ПЭТ-бутылки, и там они продавались.


- Вы пастеризовали свое молоко для магазинов? Или все также продавали парное молоко?

- Мое молоко не требовало пастеризации. В СЭС делали анализ, и он показывал, что в молоке все в норме. Ну и какая им разница, как я этого добился?! Если на ферме все чисто и с коровами все в порядке, то все будет в норме и с молоком, никаких вредных бактерий, и не надо для этого пастеризовать молоко! И СЭС просто не могла доказать, что мое молоко непитьевое.

Кстати, к одному фермеру с этим вопросом СЭС приезжала в хозяйство: "Покажи, где у тебя пастеризатор!" Он говорит: "Он у меня в робот вмонтирован". - "А где?" А там, когда робота открываешь, там же, как космический корабль, неспециалист не сможет разобраться, ну он ткнул пальцем: "Вот тут!" - "А где температура?" А там есть парогенератор, который нужен для дезинфекции сосков коровы. "Вот, - говорит, - температура - 160 градусов". Я тоже вредный был. У меня судов было за одну зиму из-за того, что мне отказали в регистрации земли... Юристы мне говорили: "Дай взятку!" А я подумал, что смогу и так на этой земле траву выращивать, мне никто не запретит, а когда была зима и делать нечего, я судился и отсудил землю. Чиновникам вообще легче от тебя отойти, если они видят, что ты готов отстаивать свою позицию.


- И как вы решили проблему сбыта?

- Однажды раздался звонок из "Азбуки вкуса", хотя я туда не писал, не звонил и не знал такую сеть. Они сказали, что им нужны сметана и творог. Я спросил: "А сколько?" - "15 тонн в месяц". - "Вы с ума сошли, где я столько возьму!" На один килограмм творога нужно 7 литров молока! Я предложил тонну молока в сутки. Они отказались и сказали: "Подумай, мы можем даже помочь с деньгами и оборудованием". Сейчас "Азбука вкуса" является соинвестором и совладельцем моего хозяйства.


- За счет чего расширились?

- Думал, что расширяться буду в Туле. Но ко мне приехала делегация фермеров из Калужской области во главе с областным министром сельского хозяйства Леонидом Громовым смотреть робота. Министру понравились робот и мои коровы, которые живут на воле, а не в коровнике, и меня стали зазывать в Калужскую область под обещание земли и субсидии. Я, как всегда, пропустил мимо ушей: "Куда поеду... Только здесь обосновался". Первый раз в жизни я в Турцию поехал в отпуск и увидел море. Но министр стал периодически мне звонить. Он предложил субсидии на оборудование в 60%.


- И вы переехали в Калужскую область? Сколько у вас здесь земли?

- Да. Всего 500 га. Но 400 я отдал в кооператив, который снабжает меня и моих соседей кормами. Мы с другими фермерами скинулись землями и деньгами. Каждый из соседей вносит свою лепту, потом будем делить прибыль - соразмерно участию.

Вообще, в Европе почти все крупные молокоперерабатывающие предприятия - это кооперативные молокозаводы, они принадлежат фермерам. Это "Арла фудс" в Швеции, "Кампина" в Голландии, "Фонтера" в Новой Зеландии. Фермер поставляет туда молоко, получает процент прибыли с этих заводов. А у нас прибыль от переработки молока уплывает американской "ПепсиКо" и французской "Данон". Все, что у нас здесь, в хозяйствах под Калугой - это необычно для России, скорее, все вопреки.


- В экохозяйствах нельзя использовать антибиотики. Является ли это проблемой?

- Самое распространенное заболевание у коров - мастит. Но эта проблема не коров, а доильного аппарата и доярки. Впопыхах, кое-как все делается, плохо работает аппарат...


- А вы могли бы сертифицировать свое хозяйство по экостандартам?

- Да. Я вполне готов, у меня все согласно требованиям.


- Удивительно, что люди в городах хотят есть фермерские продукты, однако при этом имеется проблема сбыта такой продукции...

- Люди хотят брать фермерские продукты, но они не очень-то верят, что те хорошие. Слишком часто под фермерскими продаются обычные промышленные продукты. Много жуликов. Как у нас в России сертификаты даются? Один мой знакомый привез на сертификацию свой творог в Тулу, а жирность была выше, чем указано. И сертификат не дали, сказали: привези образец еще раз, только жирность заранее померь. Ехать еще раз ему далеко, он вышел из лаборатории, пошел в соседний магазин и купил там творог. Переложил его в свою тару и отдал на сертификацию. И они сказали, что теперь там зашкаливает кишечная палочка. Вообще, чтобы получить сертификацию, надо: иметь уставные документы, что ты предприниматель или юридическое лицо, пойти в магазин купить продукцию, переложить в свою упаковку... И если тебе повезет и магазинная продукция окажется хорошей, то просто дадут сертификат. Они даже не смотрят, есть ли у тебя хозяйство.


Еще по теме