Долговая яма
Факторинг в России все популярнее. Первоначально этот бизнес возник как операция торговых посредников, а затем приобрел форму кредитования. Компании стали переуступать дебиторскую задолженность (право получения платежа за поставленные товары или оказанные услуги) факторинговым организациям. И делали они это для моментального получения большей части суммы долга и снижения расходов по ведению счетов. Сегодня факторинговая компания сразу оплачивает клиенту от 70% до 90% требований в виде кредита, а остаток – за вычетом процента за кредит и комиссии за услуги – предоставляет после взыскания всего долга.
До сих пор неясно, сможет ли факторинг вытеснить обычное кредитование? Директор по развитию ЗАО «ФК «Еврокоммерц» Илья Волков уверен, что будущее за факторингом. Несокрушимость кредита отстаивает Дмитрий Скоркин, вице-президент, руководитель блока корпоративного кредитования КБ «Юниаструм Банк».
Илья Волков, «Еврокоммерц»:
«Сегодня факторинг является актуальной и востребованной услугой – все больше компаний отдают предпочтение факторинговым, а не кредитным инструментам. Профильные факторинговые компании в отличие от банков смогли предложить клиентам уникальные механизмы финансирования. Мировая практика факторинга доказывает свою эффективность: в определенных сегментах рынка факторинг давно вытеснил кредитную банковскую систему и является одним из основных инструментов развития бизнеса.
Факторинг, безусловно, может рассматриваться в качестве альтернативы кредиту, когда дело касается торговых операций в компаниях малого и среднего бизнеса. Факторинг в этом случае неизменно выигрывает, обладая рядом очевидных преимуществ. Во-первых, факторинг предлагает неограниченное финансирование, предоставляя столько средств, сколько клиент может освоить, в то время как кредит ограничен финансовым положением клиента. «Реальный факторинг» всегда обеспечивает клиента достаточной суммой для выполнения обязательств перед поставщиками. Во-вторых, обратившись в факторинговую компанию, вы можете увеличить отсрочку платежа, обеспечив себе мощное конкурентное преимущество, в то время как та же услуга, предоставляемая с помощью банковских кредитов, ведет к увеличению рисков вашего бизнеса. В-третьих, факторинговая фирма зачастую берет на себя риск неплатежа, тогда как банковский кредит всегда нужно возвращать точно в срок, что ставит клиента в финансовую зависимость от банка и покупателя. Суммы, предоставляемые банковским факторингом, строго лимитированы, и в критический момент лимит может закончиться. В-четвертых, при заключении договора с факторинговой компанией оплата производится только в случае получения выручки, то есть исключительно при наличии продаж. В системе банковских кредитов всегда требуется заплатить проценты по кредиту, причем в срок и независимо от продаж. Еще одним важным плюсом факторинга является быстрота финансирования: клиент может получить требуемую сумму практически сразу, чего нельзя сказать о системе банковских кредитов».
Дмитрий Скоркин, Юниаструм Банк:
«Факторинг в ближайшие несколько лет не станет полноценной заменой банковского кредитования. В первую очередь потому, что он заведомо дороже кредита. Специалисты, пропагандирующие факторинг, будут убеждать в обратном, но достаточно перевести плату за этот продукт в годовые проценты, и разница станет очевидной. Конечно, для проверенных клиентов факторинговые компании снижают тарифы. Но в любом случае, если покупатели рассчитываются с предприятием в течение 1 месяца, то стоимость факторинга для него превысит 25 – 30% годовых. О такой доходности по кредитам корпоративных клиентов большинство банков даже не мечтает.
Факторинг по природе своей более затратный и рискованный механизм финансирования. Объемы факторинговых операций несопоставимы с объемами кредитования коммерческих банков, поэтому про экономию на масштабе можно забыть. Кроме того, конкуренция на этом рынке до сих пор невелика. Но самое главное: факторинг – очень «короткие» деньги. Компания получает финансирование только на срок, пока не поступят деньги от покупателей (как правило, меньше месяца). Эти средства можно использовать лишь на то, чтобы закупить новый товар – и все. Учитывая, что значительная часть торговой наценки идет в карман факторинговой организации, развитие бизнеса при таком источнике финансирования крайне затруднительно.
Классическое кредитование, напротив, предлагает широкий спектр продуктов, различающихся по срокам, целевому назначению, источникам погашения. Банки, кредитующие корпоративных клиентов, за последние годы продвинулись далеко вперед: появились более совершенные методики оценки заемщиков, существенно снизились процентные ставки. Стабильно работающему предприятию с большим количеством покупателей и значительными оборотами по счетам (а именно на них в первую очередь ориентирован факторинг) не составит труда получить беззалоговый кредит в большинстве банков. Если факторинг предусматривает только безналичные расчеты с покупателями, то ряд банков кредитует и под наличную выручку. Да и залог дебиторской задолженности (по сути, тот же факторинг, только проще и дешевле) уже принимается передовыми банками как надежное обеспечение».
Еще по теме









