Дорого и опасно: что думают в отрасли о легализации параллельного импорта алкоголя
«Готовь сани летом», — подумали российские ритейлеры и забили тревогу по поводу грядущего зимнего сезона. X5 Group, Auchan и другие компании, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), обеспокоились возможной нехваткой алкоголя у россиян на новогоднем столе. Чтобы решить эту проблему, они предложили легализовать параллельный импорт спиртного и завозить таким образом Hennessy, Jack Daniel’s, Johnnie Walker и алкоголь других крупных марок. Однако эксперты предупреждают: такая система ударит по качеству и стоимости спиртного, которая из-за более сложного маршрута поставок может удвоиться.
Думать наперед
С предложением о легализации параллельного импорта алкоголя к вице-премьеру Дмитрию Григоренко обратился председатель правления АКОРТ Игорь Караваев. В письме чиновнику он сообщил, что основные дистрибьюторы в России уже работают на остатках: запасы компаний активно сокращаются, в то время как новых поставок в страну нет.
Источник «Коммерсанта» в рознице сообщил, что ритейл скоро должен начать закупаться спиртным к Новому году, и уже сегодня просматривается риск дефицита по некоторым позициям. С момента начала спецоперации на Украине поставки в Россию приостановили или ушли с рынка производители Jameson и Absolut, Baileys и Johnnie Walker, Jack Daniel’s и Finlandia, Moët Hennessy. США полностью перестали завозить алкоголь в Россию, а ЕС запретил поставки спиртного дороже 300 евро за единицу товара.
Караваев отметил, что компании, приостановившие экспорт в Россию, обеспечивали 100% импорта игристых вин региона Шампань, более 80% импорта коньяка, 66% виски и 63% рома. Заместить эти позиции российскими будет трудно — мешают дефицит технологий и сложности с доставкой сырья, предупредили в АКОРТ.
Выходом из ситуации Караваев назвал параллельный импорт, то есть поставки алкоголя в Россию без получения разрешения от правообладателя. Таким образом предлагается завозить продукцию брендов Finlandia, Baileys, Johnnie Walker, Jack Daniel’s, Hennessy, Bell’s, William Lawson’s, Olmeca, Captain Morgan, Jagermeister. Из пивных брендов в списке оказались, в том числе, Heineken, Guinness и Carlsberg.
В АКОРТ считают, что такое решение позволит магазинам не только сохранить ассортимент, но и повысить уровень собираемости акцизов и налогов. Также это поможет предотвратить рост доли нелегальной продукции на рынке.
Букет проблем
С тем, что потребители столкнутся с дефицитом алкоголя в преддверии Нового года, согласен Вадим Дробиз, руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА). По его словам, это случится, однако сложности почувствуют далеко не все.
«Эти премиальные бренды — Jack Daniel’s, Hennessy, Veuve Clicquot и другие — пили максимум 10-15% потребителей. Так что проблема не носит глобального характера. Любимого продукта лишились сливки общества, самые богатые россияне», — заявил «Компании» он.
Куда больше игроков отрасли волнуют риски, которые несет параллельный импорт. «Это очень опасно, ибо с увеличением логистической цепочки увеличивается количество контрагентов, проверить которых не будет времени перед высоким сезоном. Кроме того, возникает большой риск появления контрафактной продукции», — заявил управляющий одной из винотек крупной сети в Москве Геннадий Фролов.
По его словам, рынок при легализации такой схемы «даст тебе все, что ты хочешь». «Так что большие партии гарантированы, но качество продукции снизится», — предупреждает эксперт.
С ним согласен Ораз Дурдыев, исполняющий обязанности президента производителя пивоваренной продукции AB InBev Efes. Он отметил, что компания выступает против «серого» импорта алкоголя, в том числе из-за опасности для здоровья людей. «Пивоваренная продукция требует определенных условий транспортировки и хранения», — напомнил он.
По словам Дурдыева, параллельный импорт может привести к сокращению производства продукции в России, так как локализованные бренды начнут заменяться импортными. Это выльется в сокращение рабочих мест и недополучение акцизных поступлений бюджетом.
«Более того, международные производители осуществляют масштабные инвестиции, направленные на правильное позиционирование и построение брендов. Параллельный импорт и иное позиционирование параллельными импортерами может также лишить экономику РФ этих поступлений. Маркетинговые инвестиции международных компаний потеряют смысл, так как инвестировать в чужие продажи не является целесообразным», — добавил Дурдыев.
Еще одна проблема, на которую указывают эксперты, — это неизбежный рост цен. Фролов отметил, что при параллельном импорте они подскочат на 20-25%, однако эксперт по фальсификации напитков и продуктов питания Андрей Аленичев полагает, что при усложнении маршрута поставок цены могут взлететь в полтора, а то и в два раза.
Что касается роста фальсификата в связи с такими поставками, то в такие перспективы он не верит. «Подделкой алкоголя в России и без того занимаются активно. Какой смысл везти фальсификат в полтора-два раза дороже, если его можно по 200 рублей за бутылку купить у нас в гаражах?» — отмечает он.
Поставщики за, но власти против
На вопрос о том, стоит ли россиянам ждать легализации параллельного импорта, эксперты отвечают неоднозначно. Например, Аленичев считает, что противостоять появлению «параллельной» продукции на рынке невозможно — поставки начнутся, как только появится запрос.
«Как только в магазинах закончатся дорогостоящие напитки, поступит запрос от тех, кто без них не видит новогодний стол. Тогда эти товары начнут коробками и палетами завозить через соседние с нами дружественные страны: через Китай, Казахстан и так далее», — говорит он.
По словам Аленичева, поставщик найдет способ привезти товар, если ему предложат приобрести его по цене вдвое дороже, чем у производителя. «В таком случае с бутылки можно будет заработать 100 долларов, а с одного палета в тысячу бутылок — заработать на квартиру в Бутово. 99% поставщиков на такое согласятся», — уверен он.
Руководитель ЦИФРРА Вадим Дробиз в такие перспективы не верит. Он напомнил, что Минсельхоз и Минпромторг уже заявляли, что параллельный импорт алкоголя разрешать не собираются. «На мой взгляд, его не допустят и производители. Это знаковые бренды западных образа жизни, ценностей и идеологии. Именно по этой причине эти продукты не попадут в Россию ни в этом, ни в следующем году», — считает он.
В то же время руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин вообще не видит необходимости в параллельном импорте алкоголя.
«Зачем нам нужна водка Finlandia, если нам свою девать некуда? Виски в основном в Шотландии производят, но виски, например, можно купить в Индии и других странах. Так что параллельный импорт алкоголя, на мой взгляд, — совершенно необязательная вещь», — заключил он.