Top.Mail.Ru
архив

"Дорожка" в светлое будущее

Новому боливийскому президенту победу на выборах обеспечил один, мягко говоря, неоднозначный пункт его экономической программы. Эво Моралес пообещал легализовать в стране выращивание и переработку коки. Соединенные Штаты, которые являются основным рынком сбыта кокаина из Латинской Америки, демонстративно проигнорировали инаугурацию "президента-драгдилера".

 

То, что нельзя

 

Надводная часть айсберга мировой индустрии по выделению кокаина из растительного сырья - далеко не самый рентабельный бизнес, зато, пожалуй, наиболее зарегулированный и консервативный. В настоящее время действуют лишь две промышленные лицензии на переработку листьев коки. Первая принадлежит государственному перуанскому концерну ENACO. Его название - это аббревиатура от испанского словосочетания Empresa Nacional de la Coca - "национальное предприятие по переработке коки".

Помимо наркотика ENACO получает из коки целый ряд легальных продуктов. Главным товаром является чай с добавлением сухих листьев Delisse, пользующийся огромной популярностью в странах Латинской Америки. Еще ENACO выпускает тонизирующий экстракт, применяемый в производстве традиционных спиртовых настоек. Специалисты компании давно мечтают вывести на мировой рынок прохладительный напиток на основе коки. Но этот проект остается на бумаге благодаря усилиям владельца второй лицензии на производство кокаина - американской химической фирмы Stepan.

Это публичная компания, 30% акций которой принадлежит потомкам основателя фирмы Альфреда Стипана-младшего. Она ежегодно перерабатывает несколько десятков тонн листьев коки, получая кроме медицинского кокаина еще и сироп, используемый компанией Coca-Cola в качестве основы для своего фирменного напитка. На предприятии, находящемся в Атланте, к сиропу коки добавляется экстракт колы и еще несколько секретных ингредиентов, составляющих "формулу Х". Иметь конкурента в этой весьма прибыльной сфере компании Stepan совершенно ни к чему.

Поскольку в США выращивание кустов коки запрещено, американцы могут закупать сырье только у ENACO. Перуанская компания, таким образом, оказывается абсолютным монополистом официального рынка коки. Правда, объем его не очень велик: в 2004 году объем поставок листьев коки ENACO оценивался всего в $13 млн. Эта цифра в десятки, если не в сотни тысяч раз меньше объемов черного наркотрафика. То же соотношение справедливо для рынка продуктов переработки коки: ENACO продает чистый кокаин по цене чуть менее $2000 за килограмм. Однако для того, чтобы заключить такую сделку, покупателю потребуется целый ворох разрешений от органов наркоконтроля, местных и международных властей. На черном рынке без бумажной волокиты можно купить кило кокаина такого же качества, но уже за $100 000.

Неудивительно, что деятельность обоих операторов находится в сфере особого внимания властей: в первую очередь американского Департамента по борьбе с наркотиками (Drug Enforcement Administration, DEA). Слишком велик соблазн для менеджмента компании, имеющей оборудование для промышленного производства кокаина, пустить часть партии на черный рынок. Если подобные инциденты и случались, скандал еще ни разу не вышел за стены этих предприятий, работающих в режиме строгой секретности.

Экономический кризис в Боливии, который президент Моралес грозит победить путем легализации коки, может стереть хрупкие границы между легальным и нелегальным производством наркотиков. Революция начинается в беднейшей стране Южной Америки, где более 60% населения живет за чертой бедности. С момента объявления независимости, в 1825 году, в Боливии произошло 189 военных переворотов - в среднем по одному каждые 11 месяцев. С 2000 года в стране сменилось пять президентов, нынешний боливийский лидер причастен к свержению по крайней мере двух из них.

 

Национальное достояние

 

Преимущественно аграрная Боливия получает небольшой доход от добычи нефти и других энергоносителей. По объему разведанных запасов природного газа она входит в число наиболее перспективных стран мира. Разработку нефтегазовых месторождений здесь с конца 1960-х годов ведут крупные европейские и американские компании, такие как Irving, Exxon-Mobil, BG Group.

Впрочем, темпы развития сырьевой отрасли не слишком велики. Иностранные инвесторы побаиваются вкладывать деньги в экономику страны с самым высоким в Южной Америке уровнем преступности. Поэтому в нефтегазовом секторе сегодня занято менее 0,2% трудоспособного населения страны. Зато около половины крестьян выращивают кусты коки. В горных районах страны кока и вовсе единственная сельскохозяйственная культура. Общая площадь посевов этого растения в Боливии составляет не менее 300 000 га. Из выращенных в стране листьев каждый год производится около 70 000 килограммов чистого кокаина. Соперничать с Боливией по этому показателю может только "Мекка наркоторговцев" - Колумбия.

Боливийских земледельцев, зарабатывающих на жизнь выращиванием коки, называют cocalero. Новый президент вышел из этой среды и не собирается отрываться от своих "культурных корней". Он привык жевать во время митингов листья коки, а в день голосования пришел к избирательной урне с зеленой веточкой этого растения, которое, по его словам, "является символом процветания и свободы Боливии".

Политические убеждения Моралеса пугают администрацию Соединенных Штатов не менее, чем его экономическая программа. Он называет венесуэльского президента Уго Чавеса "мой команданте" и поддерживает дружеские отношения с кубинским лидером Фиделем Кастро. Оба они давно зарекомендовали себя как враги США, и Моралес готов их в этом поддержать. Он уже пообещал "бороться с американским империализмом так, как когда-то боливийцы сражались против испанских конкистадоров". Помимо легализации производства коки, на истребление которой американский госдепартамент потратил сотни миллионов долларов, Моралес намерен национализировать добычу природного газа и нефти. Он обещает отозвать концессии у американских компаний и передать монополию на разработку недр венесуэльской государственной компании Petroleos de Venezuela. Еще один замысел боливийского президента - вернуть стране утраченный в 1885 году выход к морю, что непременно приведет к вооруженному конфликту с Чили и может вылиться в войну в масштабах всего континента.

 

Крестьянин торжествует

 

Легализация коки, по мнению Моралеса, даст мощный толчок развитию боливийской экономики. Сегодня только на поиск и уничтожение наркоплантаций правительству страны приходится тратить ежегодно не менее $100 млн. Президент-cocalero уверен, что этим деньгам можно найти более достойное применение. Кроме того, если производители коки перестанут платить взятки и нанимать боевиков для обеспечения безопасности своих посевов, сэкономленные деньги окажутся в руках крестьян и будут инвестированы в развитие сельских хозяйств. Они купят технику, увеличат посевные площади, займутся выращиванием более сложных культур. Наконец, легализованные cocalero начнут платить налоги, что должно принести в казну государства не менее $200 млн ежегодно. По расчетам экономистов из Гарвардского университета Марио де Франко и Рикардо Годоя, рост легального рынка коки на 10% приведет к увеличению ВВП Боливии на 2% и сокращению безработицы на 6%.

При этом Эво Моралес не считает себя наркопророком. Чистый кокаин он называет злом, но уверен, что культивирование коки никак не связано с ростом наркомании, - ведь из этого растения можно производить не только "ангельскую пыль", но и чай, прохладительные напитки, жевательную резинку и даже мыло. Боливийские индейцы выращивали коку на протяжении почти 4000 лет. Это растение давно стало частью местной культуры. Кока содержит 14 алкалоидов, из них лишь кокаин можно считать чистым наркотиком. Возбуждающий эффект других сравним с действием женьшеня, который никому не приходит в голову запрещать.

Стоит отметить, что даже инки, выращивавшие коку на территории современной Боливии, тщательно контролировали ее производство. А впервые запретить "дьявольский лист" пытались еще испанские конкистадоры в XVI веке. Впрочем, позднее испанцы оценили и плюсы священного для индейцев растения и стали поощрять его употребление: тонизирующий эффект коки позволял заметно повысить производительность серебряных шахт и других тяжелых производств.

В некоторых горных районах страны, в том числе и в Капаре - родной провинции Эво Моралеса, коку вообще не выращивали до 1950-х годов. Ее массовое производство началось лишь в 1980-х, во времена правления хунты Гарсиа Меца, который сделал производство кокаина главной статьей доходов бюджета страны. После "кокаинового переворота" (именно под таким названием вошло в историю воцарение Гарсиа Меца в июле 1980 года) крестьяне не просто получили карт-бланш на производство коки - их практически заставляли ее выращивать. За короткое время в провинциях Капаре и Карраско-де-Кочабамба на кокаиновые плантации вышло около полумиллиона человек. В конце 1990-х годов Боливия под давлением США была вынуждена принять план "Достоинство", который предусматривал уничтожение всех плантаций коки. Национальное сельское хозяйство к тому времени уже настолько зависело от этой культуры, что крестьяне восприняли запрет как прямую угрозу их существованию и вышли на улицы. Их вел за собой Эво Моралес.

 

Грудь в крестах. Голова в кустах

 

Для Боливии декриминализация коки станет лишь официальным признанием реально существующей ситуации. В 2000 году запрет на ее выращивание был частично отменен для беднейших районов страны. Тогдашний президент Карлос Меза был вынужден разрешить крестьянам сажать кусты коки на небольшом личном наделе - като, площадь которого составляет около половины акра.

Моралес станет далеко не первым лидером, решившимся на легализацию этой культуры вопреки запрету США и международных организаций. Менее чем полгода назад на подобный шаг решились власти соседней с Боливией перуанской провинции Куско. Правительство этого департамента, где расположена древняя столица империи инков, мотивировала свое решение "признанием народных традиций", а также тем, что в труднодоступных областях посевы коки и так практически не контролируются. Решение региональных властей вызвало резкую критику со стороны федерального правительства, которому пришлось объясняться с американским посольством. В результате правительство Перу обратилось в конституционный суд страны с жалобой на администрацию мятежной провинции.

Власти Куско оправдываются тем, что вся кока, выращенная в штате, используется в медицинских целях или для отправления религиозных и церемониальных культов индейскими племенами, проживающими в Андах. Большая часть наркосодержащего сырья совершенно легально поставляется госкомпании ENACO. Однако федеральное руководство провело собственное расследование, в ходе которого было установлено, что менее половины коки, выращенной на 36 000 га плантаций провинции Куско, таинственным образом исчезает, не попадая ни на склады ENACO, ни в индейские культовые центры.

Против инициатив Моралеса выступают в первую очередь США. Мало того что американцам хватает нелегальных наркотиков, объемы поставок которых после легализации коки в Боливии могут вырасти в несколько раз, они также опасаются лишиться доступа к боливийскому газу. А такая перспектива, после того как кока станет основным источником пополнения бюджета, более чем реальна. Двух этих факторов вполне достаточно, чтобы рассматривать возможность вмешательства США в дела Боливии как событие с отличной от нуля вероятностью.

Тем более что такой опыт США уже имели. В июне 1986 года газета "Нью-Йорк таймс" сообщила, что, по информации ЦРУ, лидер Панамы генерал Мануэль Норьега причастен к торговле наркотиками. Это обвинение вызвало в июне 1987-го массовые уличные демонстрации в Панаме под лозунгами отставки диктатора. Норьега объявил чрезвычайное положение и приостановил действие конституции. В феврале 1988-го США официально обвинили Норьегу в вымогательстве, отмывании грязных денег и использовании Панамы как перевалочного пункта международной торговли наркотиками. В 1989 году армия США начала "Операцию справедливости", в ходе которой 3 февраля 1990 года Норьега был арестован, затем осужден и посажен в тюрьму на 30 лет. Реальным же результатом этой истории стал полный контроль США над Панамским каналом, утраты которого американцы опасались куда больше, чем проблем с наркотиками.

Однако сегодня Моралес, как, впрочем, и Чавес, и Кастро, как-то не очень боятся ЦРУ. Менее серьезные организации - такие, как DEA или общественные правозащитные группы, они просто не замечают. Выступления боливийского президента проходят под постоянным девизом "Положим конец власти США", при этом самым ярким примером беспардонного вмешательства Америки в дела независимой Боливии Моралес считает бессмысленный запрет на выращивание коки. Хуже всего, что боливийский лидер может создать прецедент, которому последуют и другие левые президенты стран Южной Америки, которых сегодня в этой части света большинство. Положительный момент здесь только один - кока не растет южнее 15-го градуса южной широты. Но и того, что можно вырастить севернее этой параллели, с лихвой хватит, чтобы погрузить в нирвану весь земной шар...

 

Опиум для народа

Самый известный пример государственной легализации сильного наркотика можно обнаружить в истории Китая. Торговля опиумом между Индией и Китаем была начата в 70-х годах XVIII века британским губернатором Бенгалии, Уореном Гастингсом. Гастингс не сомневался в том, что опиум оказывает пагубное воздействие на сознание и здоровье человека. Именно поэтому он решил прекратить употребление наркотика в подведомственной ему Бенгалии и начать его экспорт в Поднебесную. К 1830 году только одна британская фирма в Китае продавала 6000 ящиков опиума ежегодно, несмотря на наличие запрета, установленного императором. Попытки со стороны властей обеспечить соблюдение запрета привели к двум опиумным войнам, которые завершились захватом Гонконга английскими войсками. Условием мирного соглашения являлось принятие Китаем неограниченного импорта опиума. Торговля им шла столь успешно, что большие участки обрабатываемой земли в самом Китае были отданы под выращивание опиумного мака. К 1906 году около 13,5 млн китайцев, то есть почти 27% взрослого мужского населения, были курильщиками опиума.

 

Почем фунт лиха?

(в тысячах долларов за килограмм):

Боливия (листья коки) - 0,06

Боливия (кокаиновая база) - 0,09

Боливия (кокаин гидрохлорид) - 1,5

США (кокаин 83% - оптом) - 25,2

США (крэк в розницу) - 50

США (кокаин 65% - в розницу) - 110

Источник: исследование ООН

Еще по теме