Top.Mail.Ru
архив

Другой конец трубы

История с борьбой российских и украинских производителей труб за рынок России получила неожиданное продолжение. В конфликт вмешалась третья сторона (компании – покупатели труб, за заказы которых конкурируют между собой трубники двух стран). По настоянию «Газпрома» и «Транснефти» на прошлой неделе Министерство по антимонопольной политике начало расследование в отношении крупнейших российских металлургических комбинатов: ММК, «Северстали» и НЛМК. Потребители труб обвинили металлургов в необоснованном повышении цен на трубную заготовку, что заставило трубные заводы значительно поднять отпускные цены.

В материалах МАП указывается, что за первые девять месяцев текущего года семь крупнейших российских трубных предприятий увеличили производство на 22,3%. По данным МАП, отгрузка труб нефтегазового сортамента выросла на 22,8%, отгрузка профильных труб – на 54,4%. Как сообщает аналитическая служба АК&М, российская черная металлургия в 2003 году по темпам роста уступала только топливно-энергетическому комплексу – 9,3% (в ТЭК – 9,6%). В числе причин такого высокого роста аналитики АК&М называют высокие цены на нефть, что, в свою очередь, привело к увеличению объемов заказов со стороны российских нефтяных компаний.

Однако потребители трубной продукции оценивают ситуацию не столь оптимистично. По подсчетам специалистов «Газпрома», с начала 2002 года рост цен на российские трубы составил 74%. Поэтому только за последний год газовый концерн трижды направлял письма в МАП с просьбой разобраться в ситуации, при которой трубы на российском рынке стоят столько же, а иногда и дороже, чем импортная продукция более высокого качества. Отраслевые аналитики не думают, что борцы с монополизмом смогут доказать ценовой сговор металлургов, тем более что аналогичная попытка годичной давности успехом не увенчалась. Поэтому, судя по всему, цены на трубы российских производителей останутся прежними.

На случай отказа чиновников обязать меткомбинаты снизить цены на свою продукцию нефтяники и газовики имеют дополнительный аргумент. Возможным выходом из положения, как считают заказчики трубной продукции, может быть расширение трубных поставок с Украины. Сейчас украинский импорт лимитирован соглашением по ограничению поставок, согласно которому украинские производители могут поставлять на российский рынок не более 620 000 тонн труб ежегодно, включая 135 000 тонн труб большого диаметра (ТБД), использующихся для строительства и реконструкции газопроводов. При подписании нового соглашения о квотировании импорта в Россию труб из черных металлов на 2004 год российские производители настаивают на сохранении украинских квот в таком же объеме.

В свою очередь, украинские производители приводят доводы в защиту своей позиции. Как заявил гендиректор объединения «Укртрубопром» Леонид Ксаверчук, действующее соглашение по квотам необходимо пересмотреть «путем приведения его в соответствие с реалиями рынка». По оценкам экспертов, уже в текущем году российский рынок труб вырастет на 17%. А в следующем году рост составит уже более 20% по сравнению с 2001 годом, когда подписывалось соглашение. Соответственно и квота, по мнению Ксаверчука, должна быть увеличена минимум до 790 000 тонн. Дополнительным доводом в свою пользу украинские трубники считают значительное отставание производства отечественных ТБД от нужд потребителей. Хотя представители российских трубных заводов неоднократно заявляли о создании новых мощностей, нужный потребителям объем ТБД россияне смогут выпускать не раньше 2005 года. Из-за этого «Газпром» вынужден был настоять на увеличении квоты на поставку украинских ТБД в текущем году до 255 000 тонн.

Сейчас при общем объеме российского рынка труб в 5,5 млн – 6 млн тонн доля украинских трубников, по их собственным подсчетам, составляет чуть больше 10%. Уменьшение этой доли может привести к снижению конкуренции и уменьшению стимулов для отечественных трубных предприятий улучшать качество своей продукции при сохранении низких цен. А это, полагают украинцы, непременно отразится на интересах российских потребителей.

Еще по теме