Top.Mail.Ru
архив

Двадцать человек на место

Около 10 тыс. выпускников столичных вузов в начале лета начнут активно искать работу. Большинство компаний, в свою очередь, будут активно отбиваться от молодых неопытных специалистов. Сегодня работодателей, согласных взять сотрудника без опыта работы, почти не осталось. Но только почти. Даже среди компаний, лидирующих на своих рынках, их можно найти.

Год разочарований

Год назад АIESEC - Международная ассоциация студентов, изучающих экономику и менеджмент, проводила опрос о карьерных ожиданиях студентов. Согласно его результатам средний московский студент был уверен, что в первые месяцы на рабочем месте будет получать не меньше $450 в месяц, а через полгода-год - не меньше $1000.

Повторный опрос проведен в начале этого года. Самые большие оптимисты теперь рассчитывают на $700. Остальные студенты - на $300 - $500.

На самом же деле большинство выпускников нынешнего года не получат и этого.

По оценкам рекрутеров, реальная заработная плата, предлагаемая сегодня кандидату с высшим образованием и без какого-либо профессионального опыта, - от $50 до $200 в месяц. Исключение составляет узкий круг западных компаний, не сокративших оклады даже для стажеров.

Наличие диплома само по себе, как мы неоднократно писали, сегодня не считается особым достоинством. «В нашей компании у всех высшее образование, - говорит Анна Попова, менеджер по персоналу словенской фармацевтической фирмы Lek Kozmetika. - Даже у уборщицы».

Только для англоговорящих

Роскошь набирать в штат старшекурсников и выпускников вузов с дальним расчетом могут себе позволить сегодня некоторые иностранные корпорации. Инерция крупных мультинациональных компаний не позволяет им быстро сворачивать программы развития персонала в тех случаях, когда они составляются в головных офисах.

Ставку на выпускников экономических факультетов в прежние годы делали компании «большой шестерки» аудиторов. Особенно много молодежи принимали в PricewaterhouseCoopers. В этом году только KPMG рискует принимать стажеров без опыта на должность ассистента аудитора. Сотрудники службы по управлению персонала KPMG на прошлой неделе активно собирали информацию о выпускниках этого учебного года на форуме «Карьера'99». Мероприятие было организовано московскими властями и рядом общественных организаций. KPMG интересуют выпускники экономических и финансовых факультетов.

«За два дня форума мы получили более 500 резюме, - рассказывает Мария Мусина, и. о. старшего администратора по персоналу KPMG. - В прошлом году в компанию пришли 70 выпускников экономических вузов. В этом году мы также намерены принять несколько десятков молодых сотрудников, хотя и не так много, как в прошлом году. Размер зарплаты обсуждается с каждым индивидуально, но, как вы знаете, в «шестерке» мало не платят».

Московская редакция агентства новостей Reuters продолжает свою программу найма выпускников вузов. Агентство набирает на стажировку несколько десятков менеджеров по продажам и специалистов-компьютерщиков. «Reuters готов тратить деньги на подготовку будущих профессионалов, - говорит Алексей Петров, менеджер human resource по странам СНГ. - Мы отправляем молодежь на зарубежные стажировки».

Московский офис British American Tobacco в ближайшее время примет в штат 8 - 10 выпускников вузов. В основном это, как и в Reuters, будут менеджеры по продажам (только с экономическим или финансовым образованием), а также сотрудники отдела маркетинга. Они начнут работать за очень небольшую плату. «Наш бизнес, несомненно, выигрывает от энергии и энтузиазма молодых», - считает Сергей Краснов, управляющий директор московского филиала.

«Мы постоянно набираем студентов. Это стратегия нашей компании, - говорит Марина Фурман, администратор BAT по подбору персонала и работе с выпускниками вузов. - Мы предпочитаем принимать выпускников и выращивать из них менеджеров, полностью соответствующих нашей корпоративной культуре».

Схожими мотивами руководствуется шведская Swearent AB, строящая в Москве новый отель и желающая набрать персонал полностью - от исполнительного директора и начальников служб до курьера - из молодых сотрудников, не успевших набраться профессионального цинизма в российских гостиницах.

Американская страховая компания AIG набирает стажеров на позиции страховых агентов. «Мы готовы учить молодых сотрудников», - говорит Илья Фомин, менеджер по тренингам компании. Однако все, что AIG предлагает выпускникам, - это возможность пройти серию бесплатных тренингов и начать работу без зарплаты. Заработком стажера будут проценты от заключаемых контрактов. Причем, если в течение трех месяцев молодой сотрудник не научится зарабатывать таким образом $300 в месяц, от его услуг откажутся».

Впрочем, попасть даже на эти низкооплачиваемые, но перспективные позиции московским выпускникам будет очень непросто. На заполнение каждой вакансии для молодых иностранные компании располагают минимум 20 резюме. Их интересуют люди только с хорошим английским.

Смутные перспективы

Кого интересуют выпускники:

Иностранные компании:

AIGBATKPMGLek KozmeticaMerloni ElettrodomesticiRehauReutersRoust Inc.Rus AIGSwearent AB

Российские компании: Би-ти-ай Раша (турагентство)Издательский дом «Золотые страницы»«Разгуляй-Укррос»«Регент»РУСМЕДТарио ТрейдингТорговый дом «Перекресток»

У оставшихся выпускников есть шанс претендовать на работу в успешных российских компаниях. Некоторые из них делают наем молодых одним из принципов своей кадровой политики.

Так, например, действует торговая компания «Регент». «Средний возраст наших сотрудников - 30 лет, опыт работы - около трех лет, - рассказывает Мария Грипась, менеджер по персоналу группы «Регент». - Наше руководство сознательно желает сохранить молодой дух».

Такими работодателями движет, как правило, отнюдь не любовь к молодому поколению. Обычно выпускникам предлагают работать только за проценты или в подобных условиях, на которые кандидат с мало-мальским выбором вариантов не пойдет. Большинство выпускников соглашаются и на такие условия. А резюме с пустотой в разделе «профессиональный опыт» и большими претензиями в разделе «уровень притязаний» идут в мусорную корзину.

«Я уже год работаю в компании, производящей продукты питания, - рассказывает Игорь, выпускник МИСИ. - Компания очень агрессивно ведет себя на рынке. Я уверен, что они станут крупным концерном, но своего будущего здесь не вижу. Я ищу новое место: опубликовал объявление, посылаю резюме. Откликов довольно много. Но все они с подвохом - или зарплата мала, или условия не подходят».

Торговая компания «Разгуляй-Укррос» ищет выпускников на позиции менеджеров по оптовым закупкам. Работу связанна с многомесячными командировками в сельские районы.

«Вчерашний студент хорош для нас тем, что не требует многого, но жаждет проявить себя, - признается начальник кадровой службы крупной российской фирмы. - Платить ему можно меньше, чем опытному сотруднику, а требовать - больше. Есть, конечно, свои издержки: через полгода-год они убегают даже, если им изменить условия, потому что считают, что здесь их «эксплуатировали». Они не хотят принимать в расчет, что их еще все-таки чему-то и учили».

Действительно, если компания не является лидером в своем секторе рынка, ее привлекательность для вчерашнего студента иссякает, по мере того как он со временем переходит в категорию «молодой специалист с опытом». Сотрудники 20 - 25 лет всегда лидируют в показателях текучести кадров. Они легче других покидают фирму, уверенные, что перед ними масса лучших возможностей.

Выходит, что компании, привлекающие к работе выпускников, обрекают себя на невеселую перспективу. Либо молодой и неопытный так и не станет хорошим работником, либо, став им, он уйдет. Поэтому большинство работодателей требуют от кандидатов на любые вакансии двухлетнего опыта работы.

Предприимчивые студенты ищут выход из этой патовой ситуации еще во время учебы. «Я уже сейчас начала подрабатывать, - говорит Екатерина, студентка IV курса МАИ. - Не из-за денег, а ради получения начального опыта».

Еще по теме