Top.Mail.Ru
архив

Две пламенные страсти

Рональд Перельман в свое время снискал у сильных мира сего репутацию наглеца и выскочки. Однако впоследствии он простил бизнес-элите все обиды и постарался стать ее частью.

Странно складываются у Перельмана отношения с политикой. Рональд Перельман принадлежит к той группе бизнесменов, которые сами не лезут в политику, но вкладывают в нее много денег в расчете на то, что это когда-нибудь пригодится. В потенциальных друзьях у Перельмана - нынешний президент Клинтон. Одну услугу Клинтону Перельман ему уже оказал, когда в 1998 году взял на работу в Revlon Монику Левински...

Из тени отца

Свою карьеру Рональд Перельман начал в середине 50-х годов в родной Филадельфии: с 11 лет он стал присутствовать на заседаниях совета директоров в отцовской Belmont Industries - холдинговой компании, которая контролировала около дюжины небольших местных предприятий. Окончив Пенсильванский университет и получив степень МВА в тамошней школе бизнеса, Перельман-младший стал полноценным участником семейного дела. Полный амбиций, он рассчитывал вскорости сменить отца у руля компании, однако Рэймонд Перельман и в 60 лет не торопился уступать место сыну.

Так и не дождавшись "наследства", в 1978 году 35-летний Рональд Перельман решил переехать в Нью-Йорк и начать строить собственную империю. Как говорят, не без надежды в один прекрасный день переплюнуть отца, с которым он до сих пор во всем соревнуется. Семейный же бизнес Рэймонд Перельман в конце концов передал другому сыну - Джеффри, оставив себе только одну компанию по добыче минералов, которой управляет и по сей день, несмотря на 82-летний возраст.

Помимо работы у отца и управления собственностью жены у Перельмана не было никакого делового опыта, однако Рональд сразу взял резкий старт. Уже через несколько месяцев после переезда в Нью-Йорк заключена первая сделка: взяв взаймы $1,9 млн, он приобрел небольшую сеть ювелирных магазинов. Через некоторое время Перельман выгодно распродал активы компании, получив прибыль в $15 млн. Этого оказалось достаточно, чтобы начать более серьезную игру.

Для следующей сделки Перельман воспользовался преимуществами рынка "бросовых" облигаций, который тогда испытывал небывалый подъем. При помощи инвестиционного банка Drexel Burnham Lambert Перельман выпустил в 1980 году облигаций на $35 млн, что позволило ему приобрести компанию MacAndrews & Forbes - крупного производителя экстракта лакрицы. Эта компания, превращенная Перельманом в холдинг, и по сей день остается ядром его империи.

Едва ли не самым важным результатом сотрудничества с Drexel для Перельмана стала дружба с Майклом Милкеном, на которого произвели большое впечатление упорство и энергия молодого бизнесмена. "Он все схватывает на лету" - такая оценка знаменитого финансиста дорогого стоит.

После покупки MacAndrews & Forbes Перельман приобрел еще ряд небольших компаний - Consolidated Cigars, Movie Labs, Technicolor Inc., Video Corporation of America и Pantry Pride. Все вместе эти компании обошлись ему $360 млн, из которых $140 млн были получены благодаря выпуску "бросовых" облигаций.

На тропе войны

Набив руку на мелких фирмах и почувствовав свою силу, Перельман замахнулся на более крупную дичь - косметическую компанию Revlon Corporation. Для атаки на Revlon Corporation он решил использовать недавно купленную компанию Pantry Pride, представлявшую собой сеть небольших бакалейных магазинчиков.

Могущественную Revlon основал предприниматель Чарлз Ревсон. В 1974 году, незадолго до своей смерти, Ревсон нанял для управления компанией Мишеля Бержерака из ITT - человека, весьма искушенного в тонкостях большого бизнеса. При нем Revlon продолжала процветать.

Когда Перельман в первый раз выдвинул свое предложение о покупке косметического гиганта, Бержерак просто не воспринял его всерьез. Да и вообще мало кто верил, что неизвестно откуда взявшийся выскочка способен проглотить корпорацию с оборотом в несколько миллиардов долларов. Однако в это верили Перельман и Милкен. А их убежденности было более чем достаточно.

Перельман очень старался уговорить Бержерака продать ему Revlon добровольно. Он не возражал, чтобы Бержерак остался управлять компанией, и даже делал весьма многообещающие предложения, сулившие французу до $100 млн чистой прибыли. Но Бержерак, испытывавший личную неприязнь к назойливому "ухажеру", наотрез отказался помогать Перельману, считая, что тот не сможет завладеть Revlon без его поддержки. Бержерак постоянно высмеивал Перельмана и его амбиции, а несколько раз - якобы по ошибке - даже презрительно называл его компанию Panty Pride (вместо Pantry Pride). Однако время показало, насколько Бержерак и другие представители истеблишмента с Уолл-стрит недооценивали изобретательность и решительность нового "захватчика". Не добившись "взаимности", Перельман начал настоящую войну.

Акции Revlon на тот момент продавались по $30 - 35 за штуку, а Перельман предложил сразу $42. В ответ Бержерак обратился в инвестиционную компанию Forstmann Little с просьбой организовать выкуп корпорации менеджерским составом. В итоге менеджмент Revlon выдвинул контрпредложение о захвате. Казалось бы, имея доступ к финансовым документам компании, Forstmann Little занимала более выгодную позицию, нежели Перельман. Но тот и не думал сдаваться. Он увеличил свое предложение до $47,50 за акцию и заручился соглашением о финансировании с Drexel Burnham. Также Перельман привлек к участию в сделке инвестиционную компанию Morgan Stanley, поручив ей готовить продажу нескольких подразделений Revlon, в случае если он приобретет компанию. Когда менеджмент Revlon проголосовал за то, чтобы предложить $56 за акцию, Перельман поднял свою цену до $56,25 и заявил о намерении каждый раз предлагать на $0,25 больше любой цены Бержерака и Ко. Запаниковав, менеджерская группа попыталась заблокировать дальнейшие попытки захвата в судебном порядке, однако суд не поддержал этих требований. В итоге осада завершилась победой Перельмана: Pantry Pride приобрела компанию Revlon за $2 млрд наличными с обязательством выплатить позднее долг еще в $1 млрд.

Вскоре после завершения сделки Перельман продал почти все медицинские подразделения Revlon за $1,4 млрд, оставив за компанией только два наиболее успешных отделения, которые оценивались $1,2 млрд. Таким образом, собственно косметическая часть бизнеса Revlon обошлась Перельману сравнительно дешево - в каких-то $400 млн. В 1987 году Перельман потратил еще полмиллиарда, чтобы прикупить несколько других косметических фирм (в том числе и такую известную, как Max Factor) и сделать Revlon крупнейшим в мире производителем косметических товаров.

Через год после победы над Revlon Перельман попробовал повторить свой успех и захватить другого "монстра" - компанию Gillette. Здесь он преуспел меньше, но тем не менее покинул поле боя, унеся "в клюве" $34 млн отступных. Спустя еще год Перельман наехал на Salomon Brothers, но на этот раз потерпел сокрушительное поражение и понес огромные убытки.

В начале 1989 года Перельман приобрел у телекомпании New World Entertainment фирму Marvel, выпускающую популярные в Америке комиксы, в том числе и про Человека-Паука. А еще через несколько месяцев присоединил к своим владениям уже саму New World.

Варвар становится римлянином

К началу 1990-х империя Перельмана включала в себя множество компаний, работающих в самых разных отраслях бизнеса. В этот период американская экономика переживала серьезный спад, который не обошел стороной и фирмы, принадлежавшие Перельману. К тому же он лишился ценных союзников: Майкл Милкен загремел в тюрьму, банк Drexel Burnham Lambert обанкротился, а рынок "бросовых" облигаций рассыпался как карточный домик.

Большая часть "захватчиков корпораций", наводивших ужас на корпоративную Америку 80-х годов, ушли в небытие. Но некоторые - самые талантливые - птенцы "милкеновского гнезда" смогли удержаться на плаву, практически отказавшись от прежних "варварских" замашек и тем самым продлив свою жизнь в мире большого бизнеса. Среди них был и Рональд Перельман, который не стал тешить себя воспоминаниями о легких победах, позволивших ему создать мощную империю, и начал бороться за ее сохранение.

А бороться было с чем. Так, в 1991 году компания Revlon оказалась перед лицом жестокого кризиса. Общий экономический спад затронул розничную торговлю, что, в свою очередь, привело к снижению объема продаж продукции Revlon. Потери компании составили $433 млн. Чтобы добыть средства, необходимые для покрытия убытков и выплат по долговым обязательствам, Перельману пришлось расстаться с двумя косметическими брэндами: Max Factor and Co. и Betrix были проданы компании Procter & Gamble за $1,1 млрд.

Одним из ключевых этапов кампании по спасению Revlon стало назначение на должность СЕО Джерри Левина, который в свое время возглавлял сеть ресторанов быстрого питания Burger King. Левин кардинально изменил стратегию распространения продуктов от Revlon, сделав больший упор на продажу косметических товаров фирмы через аптеки и дискаунтные магазины типа Wal-Mart Stores.

При Левине в июне 1994 года Revlon выпустила на рынок новый революционный продукт - устойчивую помаду ColorStay. Это стало большой победой. В 1995 году операционная прибыль корпорации выросла до $146,6 - цифра в три раза превышала соответствующий показатель компании за 1993 год. Неудивительно, что когда в 1996 году Перельман предпринял новую попытку акционировать Revlon (первая попытка - в 1992 году - оказалась неудачной), то сумел продать акций на $188 млн.

В первой половине 90-х Перельман отказался от того головокружительного темпа в заключении сделок, которого придерживался в предыдущее десятилетие, и вообще начал подходить к этому вопросу осмотрительнее. Сделок стало меньше, зато они были более продуманными и успешными.

В феврале 1993 года Перельман выгодно продал сеть ссудно-сберегательных банков, которыми владел вместе с другим известным бизнесменом Джеральдом Фордом. Вскоре они начали новое совместное предприятие в банковской сфере, приобретя First Nationwide Bank у компании Ford Motor за $727 млн и успешно объединив его с Cal Fed Bancorp и Golden State Bancorp. Банковское подразделение империи Перельмана и сегодня остается одним из самых успешных.

В том же году Перельман укрепил свои позиции и в индустрии развлечений, приобретя компанию SCI Television, оператора местных телестанций, и присоединив ее к New World. В деловых кругах уже заговорили о том, что Перельман по примеру других магнатов готовится к завоеванию Голливуда, однако все закончилось тем, что в 1996 году он - к удивлению многих - продал New World Руперту Мердоку за $2,5 млрд.

Герой светской хроники

Хотя Перельман заявляет, что не любит прессу и избегает публичности, в искренность его слов поверить трудно. По крайней мере круг общения гарантирует ему постоянное внимание со стороны таблоидов.

В совете директоров Revlon, например, Перельман собрал сплошных звезд - таких, как бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, лучший друг президента Клинтона Вернон Джордан-младший, недавно ушедший с поста руководителя Warner Brothers Терри Симел, признанный специалист в области public relations Линда Робинсон, знаменитый литературный агент Мортон Дженклоу.

Довольно странно складываются у Перельмана отношения с политикой. По классификации одного из воротил с Уолл-стрит Рональд принадлежит к той редкой группе бизнесменов, которые сами не лезут в политику, но вкладывают в нее много денег в расчете на то, что это когда-нибудь пригодится. И действительно, Перельман охотно помогает как демократам, так и республиканцам, подписывая чеки направо и налево. К примеру, в 1993 году он передал $7700 - максимально допустимое пожертвование - на предвыборную кампанию Рудольфа Джулиани, баллотировавшегося в мэры Нью-Йорка. Зато когда тот победил, Перельман пригласил его соперника - демократа - на работу в Revlon.

Вообще замечено, что Перельман любит брать на работу демократов, по каким-либо причинам оставшихся не у дел. Поэтому не исключено, что в один прекрасный день в сотрудниках у него окажется нынешний президент Клинтон. Одну услугу Перельман ему уже оказал, когда в 1998 году по личному звонку Вернона Джордана, большого друга Билла Клинтона, взял на работу в Revlon Монику Левински. Хотя незадачливую стажерку уволили, как только прессе стали известны обстоятельства ее приема на работу, имя Перельмана было упомянуто в знаменитом докладе прокурора Кеннета Старра.

В друзьях у Перельмана не только политики, но и множество известных музыкантов, в том числе рок-звезды Стинг и Род Стюарт. Однажды Перельман, который еще с юности увлекается игрой на барабанах, даже принял участие в концерте Стюарта в качестве ударника и, как говорят, общей картины не испортил. По рассказам музыканта, Перельман очень поддержал его, когда тот разводился с женой. "Рон звонил каждый день, чтобы узнать, как у меня дела", - вспоминает Стюарт.

Привычка жениться

Наверняка Перельману было что рассказать другу, ведь сам он пережил три развода разной степени тяжести. Первый состоялся в 1983 году, когда его жена Фэйт Голдинг наняла следить за супругом частного детектива. В результате развода Фэйт получила от Перельмана $8 млн.

Вторым браком Перельман был женат на журналистке Клаудии Коэн. Этот союз продолжался девять лет и в 1994 году также закончился разводом. После ожесточенных судебных баталий Клаудиа получила от мужа в десять раз больше, чем первая жена: $80 млн.

Однако привычка жениться взяла свое, и буквально через несколько месяцев Перельман повел к алтарю новую невесту - Патрицию Дафф, влиятельного фандрайзера Демократической партии. Она, в частности, известна тем, что представила президента Клинтона голливудской тусовке. Уже летом 1996 года пара рассорилась, после того как Дафф без ведома мужа отправилась на какую-то вечеринку. Последовал шумный развод, а затем и скандальные судебные разбирательства по поводу опеки над их маленькой дочерью Кейли.

В результате имя Перельмана стало фигурировать в светской хронике чаще, чем в заголовках деловых новостей. Таблоиды, к примеру, вдоволь поиздевались над миллиардером, когда Перельман представил в суд доказательства того, что в его доме дочка питается на $3 в день. Позже, правда, Перельман заявил, что высчитал эту сумму, основываясь на стоимости любимой еды Кейли: каши, хот-догов и куриных ножек. "Моя дочь может есть все что хочет, но любит она именно это", - оправдывался оскорбленный в лучших чувствах отец.

В перерывах между браками у Перельмана было несколько громких романов, которые принесли ему гораздо больше публичной известности, чем самые успешные деловые предприятия. Не случайно другой американский миллиардер - Дональд Трамп как-то написал, имея в виду себя и Перельмана: "Мы тратим 95% нашего времени на обсуждение женщин и только 5% - на разговоры о сделках". А один из консультантов Перельмана выразился еще более откровенно, сказав, что главная страсть его начальника - зарабатывание денег и коллекционирование женщин.

Сейчас Перельман женат в четвертый раз. Его новой избранницей стала голливудская актриса Эллен Баркин, под влиянием которой бизнесмен сменил стиль одежды и образ жизни. И вообще, по отзывам друзей, помолодел и посвежел. Главный сюрприз: Перельман бросил курить свои знаменитые сигары, к которым пристрастился еще в 26 лет. Правда, сам он уверяет, что сделал это не из-за новой жены, а ради маленьких дочерей.

Бизнес трещит по швам

Заряд бодрости, который Перельман получил в результате нового брака, должен пригодиться именно сейчас, когда его бизнес вновь переживает трудности. Это касается почти всех подразделений империи, но в первую очередь корпорации Revlon. Конкуренты давно уже подтянулись и смогли предложить собственные альтернативы революционной линии косметических продуктов ColorStay, которая помогла спасти бизнес в первой половине 90-х. В итоге доля компании на зарубежных рынках, которые приносили Revlon до 40% дохода, резко сократилась. Проблему усугубляют трудности с распространением. Когда началась консолидация аптечной отрасли, несколько крупных клиентов Revlon стали заказывать меньшие партии товара.

Некоторые эксперты считают, что нынешние проблемы компании являются следствием мер, которые ей пришлось предпринять ради своего спасения в начале 90-х. Когда Revlon стала активнее продавать свои товары в дискаунтных магазинах, это неблагоприятно отразилось на имидже компании. Качественный продукт, каким, без сомнения, является косметика от Revlon, не может продаваться в дешевых магазинах, считает Энтони Кути, глава сети аптек Duane Reade.

Как бы там ни было, последствия кризиса оказались катастрофическими. Операционная прибыль компании снизилась с $215 млн в 1997 году до $125 млн в 1998-м. Что касается прошлого года, то речь идет уже о $213 млн убытков (сюда входят и издержки на реструктуризацию). Страдают и акционеры, главным из которых остается Перельман: если в 1997 году прибыль на одну акцию составила $0,85, то в 1998-м держатели ценных бумаг потеряли по $2,85 на каждой акции, а в 1999-м и вовсе $7,25.

В прошлом году, уступив настояниям банкиров, Перельман попытался продать Revlon, но не нашел покупателя за ту цену, на которую рассчитывал. Вот уже год компания работает с новым СЕО Джеффри Наджентом, который до этого был президентом Neutrogena Corp. Наджент уже начал реструктуризацию зарубежных подразделений компании и назначил глобальных брэнд-координаторов для каждой линии продуктов компании. Он также рассчитывает на скорое появление новых успешных продуктов.

Сам Перельман не считает нужным извиняться за бедственное положение компании. "Вся пресса винит меня в ситуации с Revlon, но ведь я никогда не был ее СЕО, - как-то сказал он. - Если меня и можно в чем-то обвинить, то лишь в том, что я позволил управленческой команде оставаться на своих местах дольше, чем следовало. Но я не сожалею о том, что владею Revlon. Эта компания мне по-настоящему нравится".

Еще по теме