Top.Mail.Ru
архив

Двенадцать негритят

Константин Боровой – отличный интервьюер. В беседе с ним люди превращаются из стоеросовых чурбанчиков, говорящих примерно одни и те же слова что журналу «Компания», что журналу Moulin Rouge, в настоящих живых людей, которые не только делают бизнес с многомиллионными оборотами, но и мечтают, страдают, любят и ходят на горшок. Но талант интервьюера проявляется даже не в этом. Взять более или менее острое интервью при должной сноровке может практически каждый. Но далеко не всякий сумеет потом уломать собеседника не выхолащивать это интервью, не сглаживать острые углы и не отказываться от своих слов – зачастую тех самых единственных слов, из-за которых вся беседа вообще имела смысл. Боровой это умеет, а потому за два года, прошедших с момента выхода его книги, она ничуть не потеряла актуальности. «Я отношусь к деньгам по принципу easy come, easy go – легко пришли, легко ушли, – говорит Ольга Дергунова, глава представительства Microsoft в России и СНГ. – Мне интересно делать солидный оборот, 100 – 500 миллионов долларов. Знаете, ко мне иногда приходят наниматься мальчики, которые считают, что они в жизни всего достигли, управляя бизнесом с оборотом в пять миллионов. Они еще не знают, что такое настоящий бизнес».

– Как найти хорошую работу? – спрашивает Боровой у гендиректора «Русала» Гульжан Молдажановой.

– Всегда нужно быть готовым начать все сначала, – отвечает она. – Любой человек должен быть готов опуститься, чтобы подняться заново.

Молдажанова знает, о чем говорит. Сама она пришла в «Русал» секретарем. «Мне говорили: «Как же так: ты – кандидат наук – будешь работать секретарем!» – вспоминает Молдажанова. – Но я сказала себе, что если что-то из себя представляю, то начну секретарем, а закончу руководителем». И видите, получилось. «Характер у меня не сахар, – рассуждает глава «Русала» о причинах своего развода. – Когда начинаешь рулить людьми, дома не успеваешь перестраиваться».

Вот скажите, давно ли вы читали подобные откровения на страницах бизнес-прессы? Давно. И я могу объяснить, почему. Дело в том, что более или менее открыто люди начинают говорить лишь при общении с более или менее равными себе. Я говорю не только и не столько о деньгах, сколько о ментальности и взглядах на жизнь. Лишь настроенные на одну волну могут вести искренний разговор. Рядовой журналист редко бывает настроен на одну волну с высокопоставленным интервьюируемым – слишком мало амбиций, слишком разная самооценка. «Я знаю, что у Касперской очень мало платят, поэтому от них люди уходят», – выдает глава хэдхантинговой компании «Морган Хант» Ольга Селиванова-Штофф. Компания Селивановой-Штофф ищет специалистов на зарплату от $7000 в месяц. И, должен сказать, делает это весьма неплохо. По крайней мере, опыт работы автора этих строк с человеком, «сханченным» «Морган Хантом», свидетельствует именно об этом.

В принципе «Двенадцать топ» – это прекрасное пособие по изготовлению «правильных» интервью. Там даже не надо ничего дополнительно показывать или объяснять – все и так очевидно. Чтобы интервью было интересным и живым, надо просто-напросто говорить о том, что интересно спикеру, а не о том, что интересно берущему интервью. Если они настроены на одну волну, то эти вещи будут совпадать. Ну, а если нет, то пристойного интервью все равно не получится. Максимум, что выйдет у журналиста, это стенограмма отрешенного разговора стоеросового чурбанчика с самим собой. Как это, в общем, часто и бывает.

 

Выходные данные

Константин Боровой «Двенадцать топ», ИД «Вагриус», 2004 г. 232 стр. Тираж: 7000 экз.

Еще по теме