Top.Mail.Ru
бизнес

Двойное дно IPO

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа

Первичное размещение (IPO) американских депозитарных акций онлайн-ритейлера Ozon «стало сумасшедшим успехом», считает старейший акционер компании инвестфонд Baring Vostok. На волне высокого спроса и интереса инвесторов гендиректор Ozon Александр Шульгин не исключил выхода ритейлера на рынки других стран. При этом эксперты, опрошенные «Компанией», не исключают, что выход Ozon на IPO можно рассматривать как подготовку к поглощению китайскими ретейлерами.

На торжественной церемонии запуска торгов на Московской бирже старший партнер Baring Vostok Capital Partners Елена Ивашенцева отметила, что в ее команде «мало, кто верил», что Ozon дойдет до «такого сумасшедшего успеха». «Для нас, конечно, это уникальный момент», — сказала Ивашенцева.

Александр Шульгин заявил, что в Ozon довольны ходом размещения: инвесторы «верят в компанию», что дает «возможность для дальнейшего роста». По его словам, Ozon может выйти на рынки других стран, хотя компания «крайне сфокусирована» на российском рынке. На полученные от IPO деньги Ozon планирует модернизировать IT-развитие и инфраструктуру, добавил Шульгин. Он подчеркнул, что компания убыточна и останется такой «еще пару лет точно». «Если говорить более конкретно — у нас по прошлому году был довольно большой CAPEX. Мы строим фулфилмент-центры, будем продолжать», — заявил гендиректор Ozon.

Эксперт ИГ «УНИВЕР Капитал» Сергей Дроздов полагает, что Шульгин говорил прежде всего про рынки СНГ, поскольку там уже присутствует Wildberries. Экономист, главный портфельный управляющий инвестфонда «КТ» Вячеслав Зайченко же считает, что «самый сладкий рынок» — это Европа, а в СНГ «рынка нет». «На какие сейчас можно выходить рынки? Они (рынки стран СНГ — прим. «Ко») все бедные. <…> Рынка нет в СНГ, он просто умер уже давным-давно и его постепенно хоронят», — заключил Зайченко.

Торги по факту начались накануне вечером вместе с американской биржей NASDAQ. Ритейлер продал 33 миллиона американских депозитарных акций по 30 долларов и привлек 990 миллионов долларов. Сумма превысит 1 миллиард долларов с учетом возможности реализации 30-дневного опциона андеррайтеров на 4,95 миллиона бумаг.

Спрос влияет на объем

В ходе торгов стоимость бумаг достигала 43,5 доллара. По завершении торговой сессии капитализация компании выросла до 7,1 млрд долларов. По данным на 25 ноября, на Мосбирже бумаги торгуются по 3 020 рублей. На пике их максимальная стоимость доходила до 3 282 рублей. На Санкт-Петербургской торговой бирже цена депозитарных акций после 21:00 24 ноября превысила 43,1 доллара. К закрытию показатель снизился до 39,85 доллара.

Изначально компания хотела разместить 30 млн акций по 22,5–27,5 доллара за штуку. Еще 4,5 миллиона бумаг должны были получить андеррайтеры. Однако высокий спрос инвесторов повлиял на объем размещаемых бумаг. Крупнейшие акционеры Ozon — фонд Baring Vostok и АФК «Система» одновременно купили у компании по 67,5 млн акций в рамках частного размещения. Они заплатили за бумаги 135 млн долларов. Теперь доля АФК «Системы» и Baring Vostok составляют по 37,2%.

«Антеррайтеры все хорошо рассчитали»

Аналитики считают результаты размещения успешными. Важную роль здесь сыграли несколько факторов. Ozon — биржевой пионер среди российских онлайн-ритейлеров и одновременно один из самых старых игроков этого рынка. Так, Наталия Аседова, аналитик ГК «ФИНАМ» связывает высокий интерес к IPO компании с тем, что «Ozon является единственной российской компанией сферы электронной коммерции, которая выходит на биржу. Также темпы роста продаж Ozon за девять месяцев текущего года оказались примерно в 3,5 раза выше среднего показателя всего рынка e-commerce в России (142% против 41%). Кроме того, основным доводом для инвесторов являются стабильно растущие показатели рентабельности – валовая маржа Ozon увеличилась за последний год с 18,7% до 29,8%. В настоящее время в США наблюдается бум IPO, и для размещения акций маркетплейсов в условиях пандемии время довольно удачное».

По словам эксперта ИГ «УНИВЕР Капитал» Сергея Дроздова, размещение прошло удачно и в связи с тем, что фондовые рынки «находятся на максимуме», испытывая «эйфорию» от переизбрания нового президента США и новостей об эффективности вакцины. Дроздов отметил, что IPO, проведенное несколько месяцев назад во время снижения рынков и неопределенности на них, не принесло бы таких результатов. «Время размещения влияет на успех. Антеррайтеры все хорошо рассчитали», — добавил он.

Дроздов считает, что интересы зарубежных инвесторов к IPO Ozon, в частности, основателя Amazon Джеффа Безоса, не связаны с желанием поглотить компанию, поскольку служба доставки Amazon не занимается отправкой товаров в Россию (отдельные продавцы на площадке могут отправлять заказы в любую страну). «Конечно, в будущем может быть, но я не рассматриваю такой вариант», — добавил он.

По поводу Безоса с коллегой согласен Зайченко, однако он не видит целесообразности в проведении IPO именно сейчас. У размещения акцией Ozon «есть второй какой-то подтекст», уверен эксперт. Зайченко не исключает, что онлайн-ритейлер провел IPO, чтобы «продать себя подороже на внешнем рынке». Он объяснил, что сейчас есть два крупных игрока — Alibaba Group и Amazon — и компания может быть куплена кем-то из них: «Считаю, что такой игрок, как Ozon, интересен больше Alibaba, чем Amazon. Для Amazon наша компания — капля в море».

По словам Зайченко, российский рынок Amazon рассматривает не в качестве коммерческого, а скорее представительского — получение легальной возможности выхода на рынок РФ «под какие-то свои проекты». Alibaba же, выходя на российский рынок, «получает ход в Европу».

Говоря о будущем акций Ozon, эксперты отметили, что после IPO нужно выждать какое-то время, чтобы рынок их оценил и установил «условно справедливую цену». В первые дни после размещения рынок обычно испытывает «полную эйфорию, либо пессимизм». Для фиксации средней цены может потребоваться несколько месяцев.