Top.Mail.Ru
бизнес

ЕАБР дебютировал в зеленом

Данияр Имангалиев. Фото: пресс-служба ЕАБР Данияр Имангалиев. Фото: пресс-служба ЕАБР

Декарбонизация обойдется странам ЕАЭС в 69 млрд долларов ежегодно. Где взять эти деньги, журнал «Компания» узнал у зампреда правления Евразийского банка развития Данияра Имангалиева. Финансовая организация активно наращивает зеленый портфель и эмитирует зеленые облигации.

Какая доля ESG-облигаций в пассивах банка сегодня? 

— Пока несущественная. В текущем году мы заключили первые сделки по размещению ESG-облигаций в Казахстане. Стоит отметить, что пассивная база ЕАБР очень диверсифицирована как в части инструментов, так и в части географии инвесторов. Основная часть приходится на традиционные облигации и кредитные линии от международных банков и банков развития. В последнее время мы активно наращиваем долю казначейских инструментов, таких как операции репо и своп. Сейчас даже изучаем возможность заключения дебютных сделок по операциям ESG-репо. 

Мы постоянно работаем над диверсификацией пассивов. К примеру, на площадке Второго Евразийского конгресса подписали кредитное соглашение с ВЭБ.РФ (объем сделки — 1,282 млрд рублей — Прим. ред.), в рамках которого планируем привлечь российские рубли на развитие возобновляемой энергетики на территории Республики Казахстан.

Осенью ЕАБР впервые разместил зеленые облигации. Расскажите, пожалуйста, о дебютном выпуске. Насколько сложным был процесс?

— В текущем году мы совершили два дебютных выпуска в сегменте ESG: зеленые облигации в сентябре и социальные облигации в ноябре. Подготовка заняла около семи месяцев. Нельзя сказать, что ESG — это для нас что-то новое: банк с самого начала активно финансировал проекты, имеющие высокий социальный или экологический эффект. Много времени ушло именно на настройку ESG-платформы внутри банка, включающую новые политики, процедуры и внутренние нормативные документы, которые регулируют бизнес-процессы в области ESG.

В сентябре 2021-го все было готово: мы выпустили свои дебютные облигации на сумму 20 млрд тенге, которые в октябре были верифицированы АКРА на предмет соответствия базовым компонентам принципов зеленых облигаций Международной ассоциации рынков капитала (ICMA). Это были первые верифицированные по международным стандартам зеленые облигации, выпущенные на Казахстанской фондовой бирже. Наш второй выпуск уже социальных облигаций состоялся в ноябре и, так же как первый, проходит процедуру включения в реестр ICMA. 

В общей сложности мы выпустили в Казахстане ESG-облигации на 40 млрд тенге, но для нас был важен не объем, а опыт, который мы получили в процессе подготовки, прохождения процедур верификации проектов и ценных бумаг по международным стандартам. Сейчас мы полностью готовы к тому, чтобы применить полученный опыт, в случае если решим размещать ESG-облигации на международном рынке.

Где планируете новое размещение? Снова в Казахстане?

— Не думаю, что мы будем активным эмитентом ESG-облигаций в Казахстане. Процедуры верификации и включения в международные реестры требует дополнительного времени и ресурсов. Нам проще выпускать традиционные облигации в тенге, тем более мы достаточно известный и активный эмитент на казахстанском рынке. В отсутствие гриниума зеленые облигации не сильно выигрывают у традиционных — дают 1–2 б. п. премии по сравнению с 20–30 б. п. на международных рынках. Казахстанские инвесторы пока больше ориентируются на доходность инструмента, чем на его экологичность.

Скорее всего, в Казахстане мы будем более активно позиционировать себя как андеррайтер, консультант ESG-выпусков. Тем более что у нас как у банка развития есть мандат на содействие развитию рынка капитала. 

Можно ли ждать размещения ваших зеленых облигаций на Мосбирже?

— То, что мы настроили внутри ЕАБР ESG-платформу, дает нам возможность совершить выпуск на любой площадке. Потенциально хотелось бы попробовать в России выпустить зеленые бонды: в стране утвердили таксономию и подписали порядок субсидирования зеленых кредитов и облигаций, который вступает в силу со следующего года. Предполагается, что при условии соответствия проекта утвержденным критерием эмитент сможет получить субсидии на купонные выплаты по ESG-облигациям. Хороший кейс по стимулированию развития ESG-рынка со стороны правительства. Меры стимулирования со стороны правительств — это всегда ключевой фактор, который оказывает существенный толчок в развитии ESG-рынка в регионе. Когда у тебя есть реальная возможность субсидировать свои расходы — это сильный аргумент для любого эмитента.

В России мы тоже достаточно известны как эмитент, мы являемся прямым участником Московской биржи. Недавно стали первой международной финансовой организацией, которая получила доступ к операциям репо с Федеральным казначейством. Нас знают, мы пользуемся интересом со стороны локальных инвесторов. Мы будем внимательно следить за ситуацией на рынке и принимать решение по мере появления потребности в фондировании ESG-проектов. 

Какой процент зеленых проектов в портфеле банка?

— На сегодняшний день доля ESG-проектов в портфеле ЕАБР составляет 15%, а объем ESG-инвестиций в регион — более 700 млн долларов. Большинство проектов по линии ESG реализованы на территории Республики Казахстан. 

Вернемся к выходу на глобальные рынки. Сейчас у всего ЕАЭС доля зеленых бондов очень скромная — 2,4 млрд долларов на 2020-й, тогда как во всем мире — более триллиона долларов. С чем связаны такие результаты?

— Сейчас цифры выросли — суммарно эмиссия превысила 3 млрд долларов. Пионером в этой области является Российская Федерация. Первыми эмитентами, которые были включены в реестр ICMA, стали именно российские эмитенты. Мы помним недавние знаковые сделки по размещению зеленых облигаций со стороны РЖД, правительства Москвы и т. д. Я уверен, что объем будет увеличиваться очень стремительно, тем более после утверждения национальной таксономии в Российской Федерации, которая на 95% соответствует международным стандартам (ICMA, Climate Bond Initiative, IDFC) и согласуется с финальным отчетом экспертов по обновленной таксономии ЕС. 

Каких инвестиций потребует реализация планов по декарбонизации в рамках Парижского соглашения от стран ЕАЭС? Где взять эти деньги?

— Для достижения климатических целей странам ЕАЭС и Таджикистану до 2030 года необходимы новые инвестиции в декарбонизацию на сумму более 550 млрд долларов (свыше 69 млрд долларов ежегодно).

Это означает, что инвестиции, направляемые на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов для достижения целей декарбонизации, необходимо увеличить почти в два раза.

Рынки капитала — это один из инструментов по привлечению финансирования для данных целей. Есть кластер инвесторов — ESG-фонды.

Еще один источник средств — специализированные фонды, созданные для оказания странам финансовой помощи в практике адаптации и смягчения последствий в целях борьбы с изменением климата. Донорами таких фондов выступают в основном развитые страны.

Доступ к средствам фонда могут получить как государства в лице уполномоченных министерств, так и международные финансовые организации. Хороший пример — Зеленый климатический фонд, в котором аккредитовано большинство международных финансовых организаций. Ресурсы данного фонда стоят дешевле, и они достаточно длинные — выделяются на 20–40 лет.