$ 76.84
 87.04
£ 104.61
¥ 67.13
 83.85
GOLD 1813.78
РТС 1367.45
DJIA 35368.47
NASDAQ 14506.90
BTC/USD 42425.30
бизнес

Экс-зампред «Газпрома» проведет «Меридиан» на деньги ЕАБР

Фото: Влад Некрасов / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Влад Некрасов / Коммерсантъ / Legion-Media

«Российская холдинговая компания» экс-зампреда «Газпрома» Александра Рязанова и Евразийский банк развития все-таки построят «Меридиан» — трассу, каждый километр которой обойдется в 450 млн рублей, выяснил журнал «Компания». Половину денег выделят из госбюджета, вторую — дадут частные инвесторы. Платная дорога должна вписаться в магистраль из Китая в Европу. Планируется, что первые автомобили проедут по ней в 2025 году, или даже в 2024-м. Об этом «Компании» рассказали топ-менеджеры ЕАБР в кулуарах Второго Евразийского конгресса.

Будет дорога — будет поток, но платный

Во время мероприятия 2 декабря был подписан меморандум о строительстве «Меридиана» — подписи под документом поставили глава банка Николай Подгузов и автор проекта Александр Рязанов, возглавляющий «Русскую холдинговую компанию».

Николай Подгузов в кулуарах Второго Евразийского конгресса рассказал, что сейчас обсуждается строительство первого этапа трассы — от пропускного пункта «Маштаков» до трассы М4 «Дон». Участок около 1000 км, по словам Подгузова, будет стоить около 420-430 млрд рублей.

«ЕАБР планирует выступить лидером синдицированного кредитования и привлечь в проект до 50% объема необходимых средств. Полагаю, что также в этом проекте будет и капитальный грант, что является общей практикой для реализации проектов ГЧП», — заявил глава банка.

Зампредправления ЕАБР Денис Ильин рассказал «Компании», что трасса «Меридиан» — это часть маршрута Европа — Западный Китай, которая идет от границы с Казахстаном через 8 регионов России до пропускного пункта «Белая горка» на границе с Белоруссией, суммарной протяженностью около 1550 км.

В отличие от другого китаеориентированного маршрута, который выходит из Казахстана и через Самару и Москву идет на Белоруссию и Санкт-Петербург, «Меридиан» упростит выход в страны Восточной Европы.

«Мы разбирали этот проект вместе с инициатором — "Русской холдинговой компанией" — и помогли им сделать финансовую модель, которая была рассмотрена на уровне правительства. Сегодня председатель правительства в своем выступлении сказал, что эта дорога является важной частью транспортной стратегии и что ее необходимо строить. То есть одобрение со стороны государства получено», — отметил Ильин.

Первая фаза проекта — строительство трассы, которая будет идти от местечка Сагарчин на российско-казахской границе чуть южнее Оренбурга и выходить на Саратов со строительством мостового перехода в районе Балаково, а дальше — через Липецкую область на трассу М4 «Дон». Первый российский участок трассы в 960 км потребует финансирования в размере 420 млрд рублей. Это будет преимущественно новое строительство. Таким образом, каждый километр платной магистрали обойдется примерно в 450 млн рублей.

«Мы полагаем, что половина будет обеспечена за счет госбюджета, а вторая — за счет коммерческого финансирования, которое мы и призваны обеспечить своими силами и силами партнеров в рамках синдиката», — подтвердил Ильин.

Он уверен, что подобные проекты не реализуются в 100%-й коммерческой логике, так как никто, кроме государства, не сможет гарантировать стабильность на долгосрочный период. Если власть это делает, тогда бизнесу комфортно входить в проект. А среди компаний, которые рассматривают возможность участия в «Меридиане» все еще есть и китайские.

Окупаемость проекта в базовом сценарии — от 10 до 15 лет, добавил Ильин. Инвесторы смогут вернуть средства за счет того, что трасса будет платной. Топ-менеджер сообщил «Компании», что в базовой финмодели, представленной правительству, был анализ чувствительности потока к тарифам.

Тот факт, что проект наполовину государственный, как отмечает Ильин, позволит, контролировать управление тарифами.

«Если частный инвестор, который вложился и обеспечил постройку объекта, страдает из-за объективного роста себестоимости, например, из-за инфляции сверх плановых моделей, то государство должно включаться в какой-то форме помощи», — заявил зампредправления ЕАБР.

В банке прогнозируют, что к 2035 году по «Меридиану» будут проезжать до 12 000 автомобилей в сутки и перевозиться от 6,1 млн до 11,5 млн тонн грузов в год.

В качестве базы для расчетов авторы проекта, по словам Ильина, ориентировались на транзитный поток, который сегодня идет из Китая в Европу и в обратном направлении. «Базовый сценарий — существующий китайско-европейский поток, однако мы прогнозируем серьезный апсайд за счет роста внутреннего товаропотока, который может доходить до 40%», — подчеркнул Ильин.

По его словам, с наличием узловой точки можно будет отправлять товары из Центральной Азии на Кавказ и на север страны по более удобной двухполосной в каждом направлении автомагистрали. «Первый автомобиль сможет проехать по «Меридиану» в 2025 году, может быть даже в 2024-м», — заключил топ-менеджер.

Дорога длиною восемь лет

Идея «Меридиана» появилась в 2013 году, когда Казахстан официально присоединился к стратегии Китая «Один пояс — один путь» с бюджетом более $100 млрд. Сеть коммуникаций «нового шелкового пути» между Китаем и Европой подразумевала, в том числе и автодороги через Россию. В том же году председателю совета директоров «Русской холдинговой компании», экс-зампреду «Газпрома» Александру Рязанову его партнер Роман Нестеренко представил расчеты трафика из тарифов Суэцкого канала. Если перенаправить на новую трассу из Китая в Западную Европу хотя бы 3,5% идущих через канал грузов, то проект окупится, свидетельствовали расчеты. Тогда партнеры зарегистрировали компанию «Меридиан» и для начала строительства Рязанов скупил 11,5 тыс. га. Только выкуп земли обошелся компании примерно в 300 млн рублей, писал Forbes.

еще по теме:
Призрачный путь
Как бывший вице-президент «Газпрома» Александр Рязанов строил «новый шелковый путь» из Китая в Европу, а стал лендлордом
Александр Рязанов

В 2016 году «Меридиан» был признан комиссией по транспорту частью континентального маршрута Европа — Западный Китай. Через три года проект дороги одобрил Дмитрий Медведев, возглавлявший тогда правительство. Строительство должны были начать в 2020 году и закончить в 2024-м, однако у проекта начались проблемы.

Спустя два года, в 2018-м, когда строительство еще не началось, чиновники в Липецкой области с помощью инсайдерской информации о «Меридиане» передавали участки на его трассе из государственной собственности подконтрольным фирмам, чтобы после получить деньги с продажи земли, писал «Коммерсант».

В 2019 году совладелец «Мираторга» Виктор Линник отказался продавать под «Меридиан» свою землю в Брянской области без компенсации потерь. Параллельно у Рязанова появляется серьезный конкурент — мегапроект дороги М12 «Москва — Казань» от Минтранса и государственного «Автодора». Правительство на просьбу Рязанова отложить старт М12 ответило отказом.

В том же году в Саратовской области возникли проблемы с выкупом земли, а в марте 2021 года орловские власти аннулировали контракт «Русской холдинговой компании», заявив, что та не выполнила свои обязательства по строительству.

Однако все это время основной проблемой проекта были деньги. Александр Рязанов в декабре 2019 года признался, что стройку придется отложить: кредит от ВЭБ.РФ оказался дороже расчетов, государство все еще не дает гарантий, а вкладывать в автомагистраль пенсионные деньги не разрешает Центробанк. При этом в инвестициях ранее отказала и китайская сторона, которая хоть и заинтересована, но не стала включать «Меридиан» в стратегию «Один пояс — один путь», дающую участникам льготы.

Для инвесторов из Поднебесной принципиальным было требование предусмотреть минимальный гарантированный доход в размере 35 млрд рублей в год — для смягчения политических и экономических рисков.

Еще по теме