Top.Mail.Ru
финансы

ЕАБР уходит от санкций в Казахстан

Ерулан Жамаубаев. Фото: Пресс-служба министерства финансов Республики Казахстан Ерулан Жамаубаев. Фото: Пресс-служба министерства финансов Республики Казахстан

Россия выводит Евразийский банк развития из-под возможных санкций, отказываясь от контрольной доли в пользу стран-партнеров. По такой же схеме от ограничений страховали свои компании российские миллиардеры, попавшие под персональные санкции этой весной. Независимо от мотивов, происходящее символизирует снижение статуса Москвы и повышение статуса Казахстана, который готовится выкупить долю РФ в банке ценой до $65 млн.

Казахстан ведет переговоры по покупке у России доли в ЕАБР стоимостью примерно 25–30 млрд тенге, сообщил 17 ноября министр финансов республики Ерулан Жамаубаев. «Переговоры ведутся, будет время опциона, реальной выплаты не будет, она пройдет через некоторое время. Если по годам разбить, я не думаю, что это будет большая нагрузка. Около 7 млрд тенге в год, разобьем на несколько лет». «Увеличение доли страны в ЕАБР важно для повышения статуса государства», — цитирует министра Inform.kz.

Евразийский банк развития — аналог ЕБРР на территории бывшего Советского Союза. Основную долю в портфеле банка занимают проекты с интеграционным эффектом в сферах транспортной инфраструктуры, цифровых систем, зеленой энергетики, сельского хозяйства, промышленности и машиностроения. На 1 ноября 2022 года инвестиционный портфель ЕАБР составлял $4,9 млрд и включал 84 проекта. Общая сумма инвестиций банка в экономики государств-участников достигла $13,085 млрд.

66% уставного капитала ЕАБР сейчас принадлежит России, 33% — Казахстану. Небольшие доли есть у Белоруссии, Армении, Кыргызстана и Таджикистана. Но реальных доноров всегда было два: Россия и Казахстан.

О том, что РФ и Белоруссия планируют снизить свою суммарную долю в ЕАБР ниже контрольной, в августе узнал Bloomberg. В октябре эту информацию подтвердил все тот же Ерулан Жамаубаев. Он уточнил, что Россия предложила выкупить у нее доли в ЕАБР не только странам — участницам Евразийского союза, но и Таджикистану.

«Они предложили всем другим странам ЕврАзЭС по 4,2%, если быть точнее. Мы сейчас расчеты проводим. Скорее всего, они предложат до 2025 года без оплаты, то есть это будет определенный опцион», — цитировало главу Минфина казахстанское информагентство Inbusiness.kz.

Сама Россия о подобных планах не объявляла.

Если считать по 4,2%, то РФ может передать пяти своим партнерам 21% банка, оставив себе 45%. Но найдутся ли деньги на этот выкуп у беднейших участников Евразийского банка развития — Армении, Кыргызстана и Таджикистана? Вряд ли. Контроль над банком, скорее всего, получит Казахстан, где находится штаб-квартира ЕАБР, отмечает Frank Media.

Сколько процентов в итоге собирается продать Россия, в самом банке не говорят. «Вопрос структуры капитала — уровень акционеров ЕАБР. Банк не может комментировать этот вопрос — он вне наших компетенций», — ответили «Компании» в финорганизации. Мотивы продажи пакета банк тоже не комментирует.

Это страховка от санкций для ЕАБР, уверен научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Александр Караваев. О какой цифре снижения уставной доли РФ идет речь, пока неизвестно. Но в целом она постепенно снизит ее до пороговых значений, которые не позволят банку автоматически попасть под санкции.

«Уже после 2014 года было известно, что Европейский банк реконструкции и развития прекращает перекрестное финансирование новых проектов в РФ, в том числе в которых принимает участие ЕАБР, — говорит он. — Это, в частности, было заметно по проектам в Армении. Сейчас международные банковские активы России оказались в зоне высокого риска и в какой-то степени токсичными для ее партнеров».

Почему переговоры ведутся именно с Казахстаном, тоже вполне понятно.

«Россия и Казахстан являются учредителями ЕАБР, — напоминает эксперт. — Доля уставного капитала банка у России — около $1 млрд, у Казахстана — около $500 млн. Штаб-квартира банка находится в Казахстане. И, вообще, Казахстан играет в банке паритетную роль. Это видно по инвестиционным проектам, профинансированных банком за 18 лет работы. Насколько я помню, их больше в Казахстане, чем в России. В РФ их около 88, а в Казахстане — примерно 96. И общие суммы финансирования этих проектов за все годы тоже примерно паритетны: около $5 млрд с каждой стороны».

Схема, по которой Россия и Казахстан пытаются вывести Евразийский банк развития из-под возможных западных санкций, практически идентична той, по которой спасали свои компании российские миллиардеры, попавшие под персональные санкции. Весной и в начале лета они массово покидали советы директоров и снижали свою долю в компаниях ниже контрольной.

Среди тех, кто сделал это, — Петр Авен, Михаил Фридман, Аркадий Волож, Вагит Алекперов, Владимир Евтушенков, Андрей Мельниченко, Андрей Гурьев, Вадим Мошкович, Андрей Козицын и многие другие владельцы крупнейших компаний. И в целом ряде случаев это действительно помогло: такие компании, как «Евррохим», «Фосагро», «Русагро», УГМК и ряд других, под санкции не попали.