Top.Mail.Ru
архив

Эффект присутствия

«Все новое – хорошо забытое старое» – по такому принципу сейчас действуют многие российские страховые компании и банки, пытаясь завоевать финансовые рынки бывших советских республик. С ростом экономик стран СНГ эти спорадические попытки имеют все шансы превратиться в полномасштабную экспансию.

 

Новоиспеченный, хотя и временный, глава российского правительства Виктор Христенко в одной из недавних публикаций обмолвился о необходимости расширения «границ доступного рынка», и прежде всего – за счет стран СНГ. Наверное, эта идея столь же тривиальна, сколь и справедлива. По крайней мере, отечественные финансовые институты начали скупать страховые компании и банки в ближнем зарубежье задолго до масштабных перестановок в правительстве.

Причин, побуждающих российских финансистов выходить за пределы страны, как минимум две. Первая – наличие за границей предприятий, которые обслуживаются материнской структурой. В середине 1990-х годов иностранные банки начали приходить в Россию после того, как здесь обосновались крупные западные корпорации. По аналогичному принципу сейчас действуют российские финансовые институты в странах СНГ, открывая дочерние компании вслед за своими клиентами. Правда, последние и сами не прочь приобрести финансовые активы в СНГ. Например, группа «Каскол» фактически контролирует Белвнешэкономбанк, одно из ведущих кредитных учреждений страны.

Вторая причина также «заимствована» у иностранцев. Российские банки и страховщики идут на неразвитые финансовые рынки стран СНГ, желая, что называется, «застолбить место» в надежде на последующий рост экономики данного региона. Благо стоимость такого «бронирования» не слишком высока: $1 млн – $3 млн для страховых компаний и $5 млн – $7 млн для банка.

 

Киевская Русь

Тоска по советским временам также накладывает свой отпечаток на выбор россиянами потенциального объекта для покупки в ближнем зарубежье. Яркий пример – приобретение «Ингосстрахом» украинской страховой компании «Остра-Киев». Еще в начале 1990-х годов нынешняя «Остра-Киев» была киевским филиалом одесского страховщика «Остра», который, в свою очередь, создавался на базе представительства «Ингосстраха» в черноморском регионе Украины.

Впоследствии украинская компания активно сотрудничала с «Ингосстрахом». Персонал «Остра-Киева» проходил стажировку в российской компании. А в 1998 году «Ингосстрах» купил 20% «Остра-Киева», рассчитывая в скором времени довести свой пакет до контрольного.

Осуществлению планов «Ингосстраха» помешал августовский кризис 1998 года. Пока компания приходила в себя, украинского страховщика переманила «Альфа-групп». В октябре 2001-го «альфовцы» получили контрольный пакет «Остра-Киева», заплатив не более $1 млн.

Правда, спустя два года «Ингосстрах» все же вернул себе «Остра-Киев», перекупив компанию у «АльфаСтрахования» за $7 млн. При этом фондовые аналитики оценивают украинскую компанию максимум в $3 млн.

Продажу своего единственного зарубежного актива «АльфаСтрахование» объясняет намерением сосредоточиться на российском рынке. «Мы концентрируем свои ресурсы на том направлении, которое даст больший эффект в ближайшие два-три года», – говорит генеральный директор «АльфаСтрахования» Владимир Скворцов. Впрочем, он не исключает возможности возвращения компании на украинский рынок, но уже через несколько лет.

В свою очередь, директор «Ингосстраха» по управлению активами в странах СНГ и Балтии Владимир Кацан считает, что «с покупкой «Остра-Киева» компания продолжает реализовывать стратегию вхождения на динамично растущие страховые рынки стран СНГ и Балтии». К слову, за счет «советского» наследства «Ингосстрах» закрепился и в Белоруссии. Там он владеет «Белингосстрахом», одним из лидеров местного страхового рынка.

Бывшие советские финансовые активы привлекают не только «Ингосстрах».

По словам первого заместителя председателя правления ВТБ Вадима Левина, «Внешторг» сейчас покупает Армсбербанк, который в недалеком прошлом входил в состав Сбербанка СССР. От советских времен у армянского «Сбера» осталась разветвленная филиальная сеть. А это особенно важно, принимая во внимание, что розничный бизнес является едва ли не основным на банковском рынке Армении. Сейчас банк является прибыльным, а инвестиции в Армсбербанк окупятся через три-четыре года.

В минувшем году российская «Конверс-групп» купила крупнейший розничный банк Литвы – Snoras, прежде также входивший в состав Сбербанка СССР. Так что «Конверс» и ВТБ внесли свою лепту в восстановление ранее прерванных связей.

Помимо «советского» наследства особым спросом пользуются, естественно, многофилиальные банки и страховые компании. К числу таковых относятся, в частности, доставшаяся «Ингосстраху» армянская страховая компания «Эфес» и приобретенная «ИФД КапиталЪ» украинская «Надра». По словам директора по корпоративному развитию «ИФД-КапиталЪ» Дмитрия Зайцева, на Украине его компания будет заниматься тем же, чем и в России – страхованием и управлением активами.

Песнь о Роланде

Успех экспансии российских финансовых институтов в страны СНГ и Балтию во многом зависит от того, рады ли в экс-советских республиках присутствию бывших соотечественников. Например, в прибалтийских странах, где прочно обосновались западные банки и страховщики, их российским коллегам, за редким исключением, делать особенно нечего. В странах Балтии до сих пор хорошо помнят мучительный исход из СССР. Поэтому россиян там просто не хотят видеть и расценивают их присутствие едва ли не как угрозу суверенитету.

Броню неприступности пока сумела «пробить» лишь уже упомянутая «Конверс-групп», купившая финансовую группу Snoras. Правда, в начале этого года «Конверсу» пришлось перепродать «РЕСО-Гарантии» Snoro Garantas. Для финансового института, расширяющего свое присутствие в странах ближнего зарубежья, шаг весьма неожиданный. Все-таки в данном случае страховую компанию никак не назовешь «непрофильным активом».

Не исключено, что «Конверс-групп» вынуждена была облегчить свой литовский портфель из-за скандала с объявлением импичмента президенту страны Роланду Паксасу, которого парламент и спецслужбы заподозрили чуть ли не в связях с «русской мафией». А ведь, согласно данным журнала Fortune, Snoras ранее довольно тесно сотрудничала с такими одиозными бизнесменами, как братья Черные и Семен Могилевич.

Впрочем, в гораздо большей степени теневой российский бизнес использует финансовые «шлюзы» Латвии, сделавшей ставку на создание максимально комфортных условий для иностранного капитала. Кроме того, Латвия конфликтует с Россией гораздо чаще, чем Литва или Эстония. Поэтому латвийские банкиры едва ли станут сотрудничать с Генпрокуратурой, Комитетом по финансовому мониторингу и т.п.

Неудивительно, что многие россияне пользуются финансовым гостеприимством латышей. Другое дело, что в такой ситуации российским банкам, которым иногда приходится жертвовать банковской тайной в угоду политической или коммерческой целесообразности, нечего предложить латвийскому финансовому рынку.

Не ждут российских банкиров и страховщиков и в самой финансово развитой республике СНГ – Казахстане. Высокий суверенный рейтинг и рост частных сбережений (обусловленный не в последнюю очередь успешно проведенной пенсионной реформой) делает казахстанский рынок весьма и весьма привлекательным для россиян. Но сейчас иностранному банку практически невозможно иметь 100-процентную «дочку» в этой стране. С каждым годом увеличиваются минимальные требования по капиталу, необходимому для вхождения в местную банковскую систему. Единственный заметный российский игрок на банковском рынке – Альфа-банк-Казахстан.

Некоторое время назад ходили упорные слухи, что «Альфа» использует свою казахстанскую «дочку» главным образом для снижения стоимости гарантий, выставляемых западными контрагентами в пользу самого банка или его российских стратегических партнеров. Поскольку казахстанский суверенный рейтинг до недавнего времени был существенно выше российского, заимствования на международных рынках обходились казахстанским «хозяйствующим субъектам» дешевле, чем россиянам. Однако в Альфа-банке отрицают, что казахстанская «дочка» занимается исключительно обслуживанием интересов материнской компании.

По словам заместителя председателя правления Альфа-банка Марины Савельевой, основная специализация казахстанского банка – предоставление кредитов корпоративной клиентуре, в основном торговым предприятиям.

Но если в России «Альфа» – крупнейший частный банк, то Альфа-банк-Казахстан в национальной табели о рангах занимает лишь скромное 14-е место.

Российские страховщики тоже не хватают звезд на среднеазиатском рынке. Местное законодательство значительно усложняет покупку страховых компаний, а создание филиалов вообще невозможно. Поэтому в Казахстане работают только представительства РОСНО и «Ингосстраха» (на очереди – «РЕСО-Гарантия»), которые занимаются обслуживанием своих российских клиентов, волею судьбы оказавшихся в Казахстане.

Зато Украину российские банкиры характеризуют как едва ли не самый перспективный регион на всем постсоветском пространстве. Местной рознице пророчат в ближайшие годы такой же рост, какой наблюдается сейчас в России.

Наверное, поэтому один из лидеров российского ритейла – Альфа-банк – пытается столь же агрессивно вести себя и на Украине. В прошлом году здесь были открыты несколько его филиалов и представительств. В планах «Альфы» – покупка местного украинского банка, что позволит не только развивать розницу в будущем, но по размеру собственного капитала войти в пятерку крупнейших банков Украины.

Помимо «Альфы» Россия представлена на Украине банками «Каспийский», «Морской», Укрсиббанк, «Петрокоммерц-Украина», «НРБ-Украина». Но конкурировать им всем приходится не столько друг с другом или с местными банками, сколько с западными «дочками» – Райффайзенбанком, Ситибанком, «ИНГ Банк Украина» и т.д.

Финансовые потоки практически всех местных нефтяных компаний обслуживают иностранцы. У «западников» перед российскими и украинскими банками есть как минимум одно неоспоримое преимущество – дешевые кредитные ресурсы.

Впрочем, в недалеком будущем расклад сил на украинском банковском рынке может существенно измениться в пользу россиян. К лету здесь собирается обосноваться Внешторгбанк. Такую возможность обсуждал на недавних переговорах с президентом Украины Леонидом Кучмой глава ВТБ Андрей Костин. Во «Внешторге» решили не покупать местный банк, а создать собственную «дочку» с нуля. Предполагается, что украинский ВТБ станет универсальным банком, который будет специализироваться как на корпоративных клиентах, так и на розничном бизнесе. Первоначальный капитал «дочки» составит 5 млн евро. В ВТБ рассчитывают, что инвестиции окупятся в течение четырех лет.

После Армении и Украины ВТБ собирается «захватить» также Азербайджан и Грузию.

 

Заготовки впрок

Инвестиции в дочерние компании, работающие на рынках стран ближнего зарубежья – долгосрочные планы. Поэтому и банкиры, и страховщики считают преждевременным оценивать доходность этого бизнеса. «Такого рода вложения относятся к категории стратегических, а не спекулятивных операций», – отмечает заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. «Доля прибылей наших зарубежных компаний в общем результате страхового бизнеса группы пока не столь существенна. Но это связано в первую очередь с относительно небольшой емкостью страховых рынков других стран СНГ», – считает Дмитрий Зайцев из «ИФД-Капитал».

А вот банкиры, особенно те, которые давно работают на зарубежных рынках, не прочь похвастать своими достижениями. Например, Альфа-банк занимает 6-е место по прибыльности бизнеса на Украине и 10-е – в Казахстане.

Впрочем, любые грамотные инвестиции на постсоветском пространстве могут окупиться сполна. Например, в настоящее время происходит раздел быстрорастущего страхового рынка Украины. Поэтому и спрос на приобретение украинских страховщиков часто превышает предложение, а покупатели буквально сталкиваются лбами. Из более чем 300 страховщиков, работающих в стране, инвестиционный интерес представляют лишь 10 – 15 компаний, к каждой из которых одновременно могут присматриваться несколько российских покупателей. И тогда выигрывает тот, кто готов платить больше, – как в случае с покупкой «Остра-Киева» «Ингосстрахом». Хотя продавец («Альфа») тоже не прогадал.

Медленно, но верно наши финансовые институты начинают завоевывать свое «место под солнцем». Другое дело, что они обязательно столкнутся в развитии бизнеса с той же проблемой, что и в России. Как только финансовые рынки в странах СНГ выйдут из состояния младенчества, свою деятельность в этих республиках активизируют иностранцы. Вполне естественно, что российские банкиры и страховщики пытаются уже сейчас обеспечить себе «теплое местечко». Другое дело, что в условиях острой конкуренции без помощи материнских компаний российским «дочкам» не обойтись. Вопрос в том, смогут ли «родители» помочь своим «детям»?

Еще по теме