Top.Mail.Ru
архив

Экономический империализм

Есть такая поговорка: "Лишних денег не бывает". Но это смотря с чем сравнивать. В этом году практически у всех российских сырьевых компаний-экспортеров резко выросли доходы. Многие менеджеры крупных компаний столкнулись с непривычной и часто неразрешимой проблемой - куда им девать деньги. От того, насколько эффективными окажутся инвестиционные решения российских менеджеров, зависит то, как скоро компаниям придется вспомнить о привычной проблеме - нехватке средств.

Эксперты часто расходятся в оценках дополнительных доходов крупных экспортеров, полученных по результатам 1999 - 2000 годов. Однако практически все они признают факт небывалой эффективности экспорта. По словам аналитика из "НИКойла" Геннадия Красовского, в этом году отечественные нефтяные компании должны удвоить свои финансовые результаты по сравнению с прошлым годом. "В прошлом году экспорт энергоносителей (газа, нефти и нефтепродуктов) составлял $25 млрд, а сейчас, по нашим оценкам, выйдет на $45 млрд". Мировая конъюнктура цен на сырьевые ресурсы оказалась настолько благоприятной, что многие корпорации получили профицит инвестиционного бюджета: денег оказалось больше, чем планировалось в начале года. Например, в "Сургутнефтегазе" говорят: "Утвержденный размер инвестиций компании - 20 млрд руб. - мы уже израсходовали. Вероятно, до конца года будет потрачено еще 5 млрд руб".

Все эти излишки нефтяных, газовых, стальных и алюминиевых дензнаков в конечном итоге должны где-то оказаться. Однако не стоит ожидать всеобщей драки олигархов, пытающихся отобрать друг у друга прибыльную собственность. Благодаря благоприятной конъюнктуре бизнес крупных корпораций работает очень стабильно, и сейчас уже маловероятно повторение ситуаций, подобных той, когда ТНК через долги отобрала у "Сиданко" c BP-Amoco "Кондпетролеум" и "Черногорнефть". В нынешней экономической ситуации такая попытка поглощения обойдется агрессору слишком дорого. И компании это понимают. Не случайно же прекратили междоусобные войны ТНК, "Славнефть" и "Сибнефть". В спорных ситуациях проще договориться. Ну а куда же экспортерам девать "лишние" деньги, если в России практически не осталось бесхозных сырьевых компаний? Вариант первый - отправиться покорять зарубежные страны и соседние рынки, преимущественно государства СНГ и Восточной Европы (хотя есть исключения: ЮКОС активно работает над проектом транспортировки нефти в Китай, а "Норильский никель" собирается добывать никель на Кубе). К примеру, "ЛУКойл" купил НПЗ в Румынии и Болгарии, а на Украине приобрел Одесский НПЗ и "Ориану". Причем за "Ориану" с "ЛУКойлом" конкурировали "Газпром" и ТНК. Но Тюменская нефтяная компания приобрела украинский ЛиНОС, а "Газпром" - долю в венгерских компаниях Borsodchem и TVK. ЮКОС реализует проект модернизации хорватского трубопровода "Адрия" для прокачки 5 млн тонн нефти.

Путь второй - реализация проектов в смежных отраслях на внутреннем рынке. Такую модель поведения особенно активно пропагандируют российские металлурги. Например, "Сибирский алюминий" получил контроль над Павловским автобусным заводом и, по некоторым версиям, проявляет интерес к ГАЗу. В свою очередь, "Северсталь" приобрела крупный пакет акций УАЗа и собирается вложиться еще в несколько машиностроительных предприятий. А президент "Евразхолдинга" Александр Абрамов сообщил "Ко", что у его холдинга нет планов насчет машиностроения, зато в перспективе сталелитейщики рассматривают "движение в направлении строительного комплекса - как гражданского, так и промышленного". "Норильский никель", по словам председателя совета директоров Юрия Котляра, намерен участвовать в производстве стеклоплавильных сосудов и катализаторов для нефтехимической промышленности. Любопытно, что абсолютно вписываются в логику существования вертикально интегрированных компаний только "Северсталь" и Ульяновский автозавод - "уазики" делаются из череповецкой стали. Инвестиционную стратегию других металлургических компаний можно скорее отнести к попыткам диверсификации производства.

Однако не все так просто. В недавнем интервью "Ко" гендиректор "СУАЛ-холдинга" Виктор Вексельберг усомнился в эффективности вложений металлургов ("Сибала") в автомобильную промышленность. По его мнению, будет сложно инкорпорировать приобретения в структуру вертикально интегрированной алюминиевой компании. Судя по всему, еще одна крупная фигура в алюминиевом бизнесе - совладелец "Русала" Роман Абрамович разделяет точку зрения Вексельберга. "Русал" совершенно не собирается инвестировать в непрофильный бизнес, ограничиваясь только восполнением недостающих звеньев производства первичного алюминия. По некоторым предположениям, такова стратегия "старшего" партнера Дерипаски по "Русалу" - Романа Абрамовича, который предложил Дерипаске заниматься рискованными вложениями самостоятельно.

 

Замначальника управления общественных связей "Сибала" Алексей Зловедов говорит: "Конечно, природные ресурсы играют огромную роль. Но для российских компаний очень важно успеть занять нишу на рынке целого ряда потребительских товаров. Вот так же, как мы зашли на ПАЗ. Очевидно, что импортные дорогие автобусы небогатым регионам, маленьким городкам не по карману. Модернизированный, но недорогой автобус - это как раз то, что для них нужно. Эта ниша на рынке сейчас пустует. И таких ниш в России очень много. Тот, кто поймет, что сегодня в такие ниши можно и нужно вкладывать, выиграет. В течение последних пяти лет деньги вкладывали в проекты со сроком окупаемости максимум два года. Три - это уже достаточно проблематично. На сегодняшний день, на мой взгляд, с вполне оправданным, разумным риском можно вкладывать деньги в проекты со сроком окупаемости пять и более лет. Потому что в России создалась новая политическая ситуация. Мы ("Сибал") пытаемся не класть все яйца в одну корзину. Но только тогда, когда это оправданно экономической доктриной развития данной компании".

А вот нефтяники из российской "большой тройки" дружно считают, что инвестиции в смежные отрасли для их компаний неэффективны. Пресс-секретарь ЮКОСа Андрей Краснов констатирует: "Есть несколько разных путей приобретения собственности, но смежные отрасли - это не главное вложение капитала. Очень долго компании жили по принципу выживания. Влияли внешние и внутренние факторы рынка - падение мировых цен на нефть и высокое налогообложение в России. Сейчас один из факторов отошел на второй план. Компании получили возможность не только решать текущие проблемы, но и заниматься глобальными проектами". А начальник управления по связям с общественностью "ЛУКойла" Александр Василенко говорит, что его иногда даже одолевает зависть к западным партнерам, которые спокойно занимаются профессиональным нефтяным бизнесом, обслуживаясь у независимых сервисных компаний, тогда как "ЛУКойлу" приходится решать проблемы сервиса, создавая обслуживающие предприятия.

Аналитик "НИКойла" Геннадий Красовский называет самой перспективной инвестиционной стратегией крупных российских сырьевых компаний покупку предприятий в странах СНГ и Восточной Европы: "Ресурсы у компаний есть, частично это подтверждают результаты конкурса по продаже акций ОНАКО, когда и ТНК, и "Сибнефть" смогли предоставить гарантии на миллиард каждая. Однако есть проблема: как бы ни выросли доходы у корпораций, резко изменить потребности российского рынка невозможно. У него не столь большой потенциал, как в других странах. В этом смысле хорошая возможность инвестиций - рынки Центральной и Юго-Восточной Европы. В последние годы эти страны демонстрируют устойчивый рост ВВП: в среднем на 4 - 5% в год. Соответственно растет потребление энергоресурсов. Своих ресурсов у них, как правило, мало, они импортируют топливо. Кроме того, страны Восточной Европы активно стремятся вступить в Европейский союз, и в 2002 году многие из них туда вступят. А это гарантирует стабильное налогообложение, тарифное регулирование.

Поэтому российские компании стремятся застолбить за собой этот рынок. Большинство приобретенных предприятий - нефтехимические. Дело в том, что сейчас в моторном топливе постепенно будет происходить замена нефти на газ и электроэнергию. Те компании, которые думают на десять лет вперед, пошли в нефтехимию. "ЛУКойл" и "Газпром" оказались на этом рынке пионерами, потому что они реализуют свои нефтехимические программы уже два-три года. Если вы помните, раньше декларировал намерения стать нефтехимическим холдингом ЮКОС. Однако сейчас они - российские лидеры в области нефтепереработки и сбыта нефтепродуктов и занимаются в основном проектами, связанными с экспортом нефти. Возможно, через год-два ЮКОС вновь пересмотрит свою программу развития".

О том, как планируется инвестиционный бюджет "ЛУКойла" и почему компания выбрала для инвестиций именно нефтехимию в Восточной Европе, рассказывает Александр Василенко: "Деньги компании - это бюджет. Они должны быть распределены прежде всего для решения первоочередных задач. Для "ЛУКойла" таковыми являются поддержание текущей добычи, переработка и реализация нефтепродуктов. Это обязательный минимум, основа бюджета. Если у вас оказались в распоряжении дополнительные средства, вы их вкладываете в усовершенствование инфраструктуры по той же цепочке. Увеличиваете разведочное бурение, мероприятия, связанные с обустройством месторождений. Если у вас появились финансовые возможности и для других действий, то прежде всего, я считаю, нужно их направить на добычу и приращение запасов. У "ЛУКойла" существует двадцатилетняя программа развития добычи. Конечно же если из этой программы войдет в добычу примерно 30%, то это хорошо. Сегодня, когда цены на нефть высоки, мы стараемся купить нефтехимические предприятия, потому что есть такая финансовая возможность. Для чего? К примеру, компания ENI даже в условиях падения цен на сырую нефть смогла получить чистую прибыль только за счет нефтехимии. Прибыль с продажи нефти была низкая, но они с помощью нефтехимии поддержали всю цепочку. Ведь в чем преимущество вертикально интегрированной компании? Она всегда может перераспределить денежные потоки. Но дальше продолжать финансовую цепочку "ЛУКойл" уже не будет. Мы занимаемся нефтехимией в "большом" смысле слова. Но никогда не будем делать полиэтиленовые пакеты. Иначе можно дойти в этой цепочке до производства детских игрушек".

 

И сами компании, и аналитики уверены, что нынешние инвестиционные вложения российских компаний совсем не так хаотичны, как это было в середине 90-х. Мнение аналитика "Проспекта" Александра Блохина: "Во время приватизации российским компаниям давали "хапать" все подряд просто для того, чтобы предприятия не достались западным спекулянтам.

Сейчас российские компании окрепли и могут вести осмысленную инвестиционную политику. Мелкие компании, может быть, еще могут продолжать хватать то, что плохо лежит. А "гранды" стали разборчивы. В восточноевропейскую нефтехимию российские компании вкладываются и для хеджирования рисков падения цен на нефть, потому что нефтехимические заводы расположены в непосредственной близости от потребителей". Пережив серьезные проблемы во время падения цен и общего экономического кризиса в 1998 году, теперь корпорации делают вложения, страхующие бизнес от неблагоприятной конъюнктуры. Даже если проект не имеет отношения к приобретению предприятий, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, все равно о возможности очередного кризиса бизнесмены не забывают.

Как ни странно, покорение близлежащих пространств за пределами России отечественному бизнесу удается достаточно легко. Например, о механизме работы на рынках стран СНГ Алексей Зловедов говорит: "Невероятно сложный. Но в отличие от зарубежных партнеров мы прошли хорошую школу. Россия опережает в развитии остальные государства постсоветского пространства (если не брать в расчет страны Балтии). Многие процессы, которые у нас прошли несколько лет назад, у них только начинаются. Но мы же не забыли, как вести себя в этих ситуациях, поэтому у нас есть некоторое преимущество в этом отношении. Мы представляем себе механизм принятия решений, механизм функционирования этой власти, которая присутствует там на сегодняшний день. То есть в определенном отношении у нас есть фора". В Восточной Европе русский бизнес тоже чувствует себя неплохо. Александр Василенко: "В России очень сложное законодательство. Если вы научились работать на русском рынке, то там вы сможете работать. На этом уровне речь не идет о взятках. При покупке заводов в бывших соцстранах там наслаивается несколько уровней цены. Цена, которую заплатили, долги, приватизационные обязательства, экологические затраты. И каждый завод требует внимательного изучения всего этого спектра. Иначе вы можете купить завод по очень низкой цене, зато он будет обременен такими экологическими обязательствами, которые будут в десятки раз повышать цену. Первый полигон был отработан в Румынии, мы там столкнулись и с проблемой реструктуризации долга, и с проблемами экологии. Это был запущенный завод, ему не уделили внимания. Сейчас мы уже научились работать. И только в Прибалтике мы встречаемся с колоссальной политизацией общества".

Говорят, достаточно сложно пришлось ЮКОСу в Китае. В компании не сразу поняли, что договариваться на корпоративном уровне - значит не договориться вообще. Источник "Ко" говорит: "Взяток они не берут, зато боятся принимать решения, пока не поступит команда. Просто сидят и улыбаются. У них очень сильный государственный менталитет". ЮКОСу пришлось подключить к реализации проекта МИД, Минэнерго, российское посольство, высокопоставленных чиновников.

Единственное, на что жалуются российские компании, внедрившиеся на зарубежные рынки, - на непонимание российских СМИ и парламентариев. По мнению Александра Василенко, "западные дипломаты не стесняются лоббировать интересы той или иной страны. У нас же государственные СМИ считают, что частную компанию поддерживать ни в коем случае нельзя. Я считаю это глубочайшей ошибкой. Сегодня ряд таких крупных компаний, как "ЛУКойл", ЮКОС, ТНК, работают на страну. Мы можем конфликтовать между собой. Но, когда дело касается выстраивания фронта за рубежом, нужна взаимная поддержка".

 

Еще по теме