Top.Mail.Ru
архив

"Альфа-групп" рвется на страховой рынок

НА ПРОШЛОЙ неделе генеральный директор Восточно-Европейского страхового агентства Александр Карпов объявил, что переговоры акционеров компании с группой "Альфа" относительно приобретения доли акций ВЕСты близятся к завершению. По словам Карпова, соглашение о передаче пакета акций может быть подписано в ближайшие дни. "Сейчас дорабатываются детали, а в целом согласование между акционерами достигнуто", - подчеркнул он. ОАО "Восточно-Европейское страховое агентство" было создано в 1992 году и сегодня входит в первую десятку крупнейших российских страховых компаний. ВЕСтА обслуживает более 20 тыс. клиентов - физических лиц. Среди корпоративных клиентов - компании IBM "Восточная Европа - Азия", Samsung Electronics, ГП "Космическая связь", "Сибирский алюминий", "Транснефть", "Вимм-Билль-Данн", Новолипецкий металлургический комбинат, Сбербанк и другие. Акционерами компании являются ООО "ВЭК АСАЛМАЗ", ЗАО "Автоимпорт", ВАО "Автоэкспорт", ОАО "Царицынский молочный комбинат" и др.

За девять месяцев 2000 года ВЕСтА собрала 3,7 млрд руб. страховой премии, что превосходит сборы за аналогичный период прошлого года в 2,3 раза. При этом согласно расчетам специалистов компании ВЕСтА сегодня контролирует 20% столичного страхового рынка и 2,5% - российского.

С тех пор как в прошлом месяце в рамках холдинга "Альфа-групп" была создана страховая компания "Альфа-Гарантии", на рынке муссировались слухи о возможном слиянии последней с какой-либо из крупных действующих страховых компаний. Такой ход был бы весьма естественным: возможно, "Альфа" и помогла бы новой "дочке" найти клиентов, но вот агентскую сеть и квалифицированный персонал так сразу заполучить невозможно. Если только не позаимствовать его у другой компании.

В качестве наиболее вероятного партнера новой компании страховщики называли ВЕСту, чье руководство, правда, в течение долгого времени отрицало даже факт ведения переговоров с "Альфой".

Но и теперь генеральный директор ВЕСты многого недоговаривает. Он не обнародовал ни количество акций, которые будут переданы группе "Альфа", ни условия сделки. Однако источники сообщают, что речь идет либо о контрольном, либо о блокирующем пакете акций, так как "Альфа" не согласилась бы на меньшее. Скорее всего, "Альфа" получит 25-процентный пакет акций, принадлежащий компании "Вимм-Билль-Данн". Кроме того, по мнению источников, близких к процессу переговоров, "Альфе", возможно, отойдет один или несколько пакетов акций, принадлежащих физическим лицам. По слухам, этими лицами являются ведущие менеджеры компании.

О сроках фактической передачи пакета можно судить лишь косвенно. Так, ВЕСтА должна довести до конца проспект эмиссии, который, по словам Карпова, был зарегистрирован еще два года назад. Благодаря этой эмиссии уставный капитал компании будет увеличен с 30 млн до 300 млн руб. к концу этого года.

Таким образом, до тех пор пока не будет закончена начатая эмиссия, о новом перераспределении долей говорить рано, а Карпов утверждает, что текущая эмиссия будет целиком выкуплена существующими акционерами.

По словам Карпова, в результате альянса с группой "Альфа" в компанию ВЕСтА в течение нескольких лет будет инвестировано $250 - 300 млн, что позволит компании выйти на фондовый рынок. "Целью всех акционеров - и существующих, и будущих - является увеличение стоимости компании и публичное размещение акций через пять лет", - говорит он.

Карпов ничего не сказал о том, как будут строиться отношения непосредственно между компанией "Альфа-Гарантии" и ВЕСтой после того, как состоится передача пакета акций группе "Альфа". Руководство компании "Альфа-Гарантии", которое пока представлено бывшим сотрудником Центробанка Денисом Киселевым и Аркадием Меграбяном, который раньше работал в компании "Ренессанс Страхование", также еще не обнародовало внятной стратегии на будущее. Но похоже, что "Альфа" предоставит своей "дочке" возможность заниматься крупными клиентами, тогда как на долю ВЕСты останется работа с физическими лицами.

"У "Альфы" огромные возможности в области привлечения крупных корпоративных клиентов. Зачем ей отдавать их ВЕСте? Но в то же время, если они хотят сделать полноценную страховую компанию, им нужна поддержка налаженной агентской сети - как раз то, чем обладает ВЕСтА", - говорит заместитель руководителя одной из московских страховых компаний.

Впрочем, по словам руководства ВЕСты, альянс с "Альфой" может еще и не состояться: договор пока не подписан, а компания также ведет переговоры о партнерстве с несколькими западными страховщиками. По словам Карпова, переговоры в данный момент ведутся с компаниями из ФРГ и США, но подробнее прокомментировать эту информацию генеральный директор ВЕСты отказался.

Еще по теме

архив
Строем на взлет и посадку
ГОСУДАРСТВО начинает перестраивать политику по отношению к своей собственности, и первыми "на своей шкуре" это могут ощутить московские аэропорты. На минувшей неделе на совещании в правительстве всерьез обсуждалась идея объединения трех аэропортов московского аэроузла (МАУ) - "Шереметьева", "Домодедова" и "Внукова" (вернее, их государственной части). Создание авиационного государственного унитарного предприятия, которому будет передано госимущество аэропортов, должно стать составной частью политики усиления контроля за работой МАУ. Попросту говоря, российские власти решили наконец навести порядок на воздушном транспорте и не нашли ничего лучшего, как "подмять" его под себя. Основная мотивировка - государственное имущество в авиации должно быть в одних руках, иначе в ближайшее время от него вообще мало что останется.
Строем на взлет и посадку