Top.Mail.Ru
архив

Экономика временщиков

Только что некий господин Беланже, матерый франко-канадский социалистище, возглавляющий миссию Международного валютного фонда, заявил, что он доволен ходом экономических реформ в России. Удивительно, где это г-н Беланже обнаружил в России экономические реформы. Самое любопытное, что все вокруг тоже считают так.

Насколько я понимаю, г-н Беланже под реформами понимает увеличение доходов бюджета. Видимо, ему показали, что там насколько-то больше собрали, и он был совершенно этим потрясен. Но с чего он взял, что это реформы, - непонятно.

Отмену спецсессии на ММВБ трудно назвать реформой. По сути это отмена чрезвычайного положения. Очень напоминает компьютерную игру для маленьких, когда ты можешь всегда остановиться и посмотреть, что тебе сделают, если ты пойдешь так, а дальше спокойно выигрывать. Назвать реформой санацию банковской системы в той форме, в которой она у нас происходит, может только психически больной. Санируются только те банки, которые сами хотят, либо те, которые уже никак не могут сопротивляться. На корриде таких тореадоров освистывают. Это считается позором.

Так в чем же, собственно, дело? А дело в том, что в силу объективных обстоятельств, в силу крайне ослабленных, но тем не менее действующих механизмов рынка и общей конъюнктуры начался такой восстановительный подъемчик. Собственно, это и является объективной причиной роста бюджетных поступлений - есть еще какие-то способные платить. Плюс банальное повышение цен на нефть. Хотя никаких чудес не произошло. Просто выяснилось, что понижение цен носило в определенной степени конъюнктурный характер. То есть после резкого срыва, благодаря тому что в экономике не были сделаны какие-либо необратимые катастрофические действия, организм начал сам восстанавливаться. Однако, к сожалению, приходится сделать вывод, что никто ничему не научился. Причем не только у нас, но и за пределами страны.

Политика и поведение отдельных особей из МВФ показывают, что и фонд ничему не учится. И что никаких уроков и выводов из кризиса сделано не было. Это напоминает хронического больного или запойного алкоголика, у которого наступило временное облегчение, поэтому он наплевал на то, что говорил доктор.

Сейчас запой начался на фондовом рынке. Совершенно очевидно, что рынок перегрет. Он не может подниматься такими темпами, даже если объективно он недокапитализирован. Это нездоровая ситуация, которая плохо закончится.

Может быть, произошло самое неприятное из того, что могло произойти, для российской экономики. Во-первых, такое быстрое и чудесное улучшение конъюнктуры является оправданием для тех, кто ничего не делал и делать не собирался. Они оказались самыми правыми и самыми умными. Они ни с кем не поссорились, они никого не напрягли. При этом все и так в порядке, все налаживается. С другой стороны, улучшение конъюнктуры создает надежды, особенно в предвыборный период, что появились кой-какие халявные ресурсы. Вот сейчас-то мы и гульнем!

С очень большой долей вероятности на фоне общей эйфории и на фоне выборов все это будет уничтожено, растоптано и растащено. Скорее всего, рост будет подаваться как усиление социальной направленности реформ, всячески афишироваться, люди будут этим гордиться, и мы может рассчитывать на стопроцентную поддержку этих мероприятий МВФ и г-ном Беланже. Более того, нам под это еще дадут немного денег в долг, что качественным образом ухудшит ситуацию.

Деньги фонда послужат сигналом для спешного вымогательства всеми остальными структурами в стране. Но самое смешное: того, чего бы очень хотелось, то есть списания части долга и действительного снижения долгового бремени, - вот этого как раз не будет. С точки зрения всех участников российских реформ имени товарища Беланже, гораздо выгоднее и интереснее не списать 30% или 50% советского долга а сильно-сильно реструктурировать 100%. Это образец логики имени Касьянова - Беланже. Вот что лучше: списать 30%, а остальное с огромным трудом, но платить - или вообще ничего пока не платить, но таким образом увеличить основное тело долга и набегающие проценты?

Завершился цикл попыток проведения налоговой реформы. Завершился полным и абсолютным концом - восстановлено все налогообложение. То есть временное отрезвление от результатов фискальной истерики, которая была после кризиса, прошло. Больной опять нетрезв. Восстановился рынок корпоративных акций. Банковская система напоминает советские кооперативы и никому уже особенно и не нужна, потому что результатом ее санации стало абсолютное закрепление позиций системы "Центробанк - Сбербанк" и примкнувших к ним государственных банков. Бюджетная, финансовая и валютная политика - все вернулось на круги своя. Оживились также и различные формы государственных заимствований с целью покрытия старых, а затем наверняка и увеличения новых обязательств государства. Единственное, чего мы пока не имеем в старом виде, - это система ГКО. Но уже есть тезис, что ЦБ надо иметь инструменты, которыми он может регулировать денежный рынок. Таким образом, есть все основания получить нечто подобное и в достаточно короткий срок.

Вот я и жду момента, когда раздастся клич и государство в лице ЦБ или Минфина начнет опять публично "колоться". Лучше саботировать - как Геращенко, чем суетиться - как отдельные персонажи. Логика всего этого понятна. Это экономика временщиков, логика получения быстрых и немедленных удовольствий в ожидании неизбежного конца.

Еще по теме