Экранная прибыль
Все телеканалы, а их, по оценкам Ассоциации кабельного телевидения России, до 500, можно разделить на три категории: десять федеральных; несколько десятков мейджоров - кабельных или спутниковых каналов с высококачественным контентом, и сотни малых. Как раз в этом сегменте телеканал можно сделать так же легко, как открыть сеть пекарен или небольшой банк. В этом уверен генеральный продюсер телеканала "Про Бизнес" Василий Богданов.
- Какие-то отличия от пекарен в этом бизнесе все-таки есть?
- У телевизионного бизнеса две составляющие. Внутренняя - как вы создаете контент, кто его потребитель, как вы будете зарабатывать. Это доступно каждому: снять студию, купить три-четыре камеры и начать делать телевидение. Внешняя сторона - это вопрос доставки сигнала до телезрителя. Можно просто выкладывать свой контент в Интернете - на YouTube, например. И все - у тебя есть телеканал при условии регулярности и структурировании контента. Сложнее с кабельными и спутниковыми сетями, которые могут телеканал убить или дать путевку в большую жизнь. Если ты приходишь в крупную сеть, будь готов к тому, что тебе назовут прайс от 300 000 до 600 000 руб. в месяц за присутствие в сети. Если таких сетей наберешь пять-десять, то стоимость возрастет до нескольких миллионов.
- Пропуск в мир вещания - только ли деньги?
- Более 80% населения отдают предпочтение федеральным каналам, оставшиеся "размазываются" тонким слоем на все остальные. Когда 2% телезрителей смотрят малый канал постоянно, на этом уже можно делать бизнес. Надо честно сказать себе: при техническом охвате в 10 млн человек меня смотрят и любят 200 000. Пусть это самые продвинутые, креативный класс, малый бизнес, активные общественники и хипстеры, но их 200 000. Следом возникает вопрос: как я могу заработать в таких условиях? Будет ли платить сеть? Нет, скорее всего, она сама выставит ценник, аргументируя это тем, что канал очень узконишевый. Может быть, получится договориться о снижении цены с привлечением связей, персон из мира бизнеса и политики, лоббистов. Но вряд ли бизнес-модель, построенная на личных связях, будет устойчивой.
Основная бизнес-модель на ТВ - рекламная, но рассчитывать на крупных рекламодателей при небольшой аудитории невозможно.
- Как вы открыли "Про Бизнес"? С чего все начиналось?
- Команда телеканала "Про Бизнес" - не телевизионщики, не журналисты. Я всю жизнь занимался маркетингом и рекламой и в 2008 г. стал издавать авторский журнал "Маркетинг Менеджмент": известные маркетологи пишут для тех, кто только учится маркетингу, за честь и славу, а не за гонорар. Раз в месяц мы устраивали заседания клуба журнала, в ходе которых презентовался какой-то интересный кейс или мастер-класс. Их стали снимать на камеру, монтировать фильмы и распространять DVD вместе с журналом. Формат стал пользоваться успехом. Дошли до четырех мастер-классов в месяц, научились производить их недорого. И постепенно возникла идея поставить производство на поток.
На РБК у меня не получилось даже поговорить с кем-нибудь об идее такой передачи; на "Эксперте" со мной побеседовал редактор и вежливо ответил: интересно, но сейчас неактуально. На телеканале "Про Деньги" (его делала компания ATV) приняли с распростертыми объятиями, и началась передача "Главный по маркетингу".
Когда телеканал "Про Деньги", вероятнее всего, по экономическим причинам закончился, мы создали телеканал "Про Бизнес". Это частная компания, владеют которой юридическое лицо и два физических лица. Я не являюсь владельцем.
- Какую бизнес-модель предпочли?
- Модель авторского журнала. Чуть похвалюсь: коллеги-иностранцы говорят, что нигде в мире такой телемодели нет. У нас нет редакции в классическом понимании: есть несколько человек, которые думают, какую передачу можно создать. Одной из первых была идея из маркетинга, мы разговаривали с директорами маркетинговых агентств, искали партнеров, ведущих, и вот сегодня "Продвижению и рекламе" уже три года, и ее смотрят в региональных вузах как учебное пособие.
- Удовольствие дорогое?
- По моей оценке, малобюджетный нишевый канал, где нет натурных съемок, нет выездов, новостей, а есть "кухня с говорящими головами", стоит $100 000 в месяц. Мы работаем в одной-единственной студии, изредка проводим выездные конференции или "круглые столы". За создание программ платит либо партнер, который является и ведущим, либо спонсор. Для компаний мы предоставляем возможность делать корпоративные передачи, но не для того, чтобы рассказывать о себе: за свои деньги они выходят на более высокий уровень - разговор об отрасли, общих проблемах.
- Трудно ли найти партнеров и ведущих?
- Нет, если люди понимают, какой серьезный бизнес-эффект может быть достигнут. В профессиональной тусовке это добавляет позиционирования, потому что ведущий начинает задавать вопросы, формировать повестку дня. В какой-то мере даже менять ментальность. Это дорогого стоит.
- Получается, телеканал берет на себя административные и технические функции, а как же творчество?
- Творческая составляющая полностью перенесена на авторов. Мы учим их, как вести передачу, как структурировать время, как понять, что за зрачком камеры - глаза телезрителей и как с ними общаться, как вести себя с собеседниками. Это большое искусство.
Посмотрите, кто сегодня приходит на передачи экономической направленности на разных каналах. Это эксперты, аналитики, их работа разговаривать, это не реальные бизнесмены, не реальные игроки рынка. И остается ниша для компетентного разговора, которую мы стремимся занять.
Просто журналист не так глубоко погружен в тему, а когда профессионал высокого класса становится журналистом на один час в неделю, это взрыв компетенции. Когда в гости к Михаилу Алексееву, председателю правления "Юникредит банка", ведущему программы "Простая экономика", приходит зампред Центробанка Ксения Юдаева, это совсем другой разговор. Да, он будет интересен небольшому числу людей: его посмотрят банкиры, финансисты. А их не может быть много. Еще более узкая программа "Умный склад" про узкопроходные технологии, гравитационные тележки, радиочастотные метки... Эту программу смотрят руководители складов: от силы полторы тысячи человек, ни одного случайного зрителя. И под эту аудиторию мы запускаем рекламу. Ни одна программа не выходит в свет, если у нее в течение трех месяцев нет спонсора или рекламодателя.
- Есть ли у вас конкуренты?
- Был телеканал "Синергия ТВ", который выпускался в этой же нише, но он сейчас практически незаметен. "Эксперт" давно закрылся. И на сегодняшний день есть два канала с бизнес-составляющей. РБК, который мощно переходит в сторону общественно-экономического телевидения. Он, скорее, конкурирует с "Россией-24". И наш "Про Бизнес", который уже многие знают как телеканал о реальном бизнесе. Пока еще на этом рынке есть место, да и практика показывает, что рынок не терпит абсолютного монополизма. Я думаю, что может появиться канал, похожий на наш. Но получится ли его сделать на раз-два?
- У вас получилось?
- В бизнесе путь от задумки до успеха обычно занимает лет двадцать. Я не могу сказать, что мы достигли мегауспеха. Канал всего лишь преодолел стартовый этап. Модель показала свою жизнеспособность, нас узнали телезрители и общество. В нашем случае благодаря удачному стечению обстоятельств стартовый этап сократился до шести лет.
- Когда бизнес стал окупаться?
- С первого момента. Программа выходит в эфир только тогда, когда она оплачена. Иначе бизнес-модель не сработает. Как только мы выпустим программу за свой счет, придется расходы переложить на все другие программы, и их стоимость возрастет - это путь в никуда. Сейчас мы производим более ста программ в месяц. Они не сиюминутные и могут смотреться по несколько лет.
Кстати, к нам стала проявлять интерес власть. Сейчас на телеканале "Про Бизнес" столичный департамент науки и промполитики через бюджетное учреждение "Малый бизнес Москвы" стал делать передачу о малом бизнесе.
Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков, депутат Госдумы, ведет передачу "Программа действий": вместе с приглашенными банкирами, экономистами они обсуждают в том числе государственную политику. Руководитель ЭКСАР Петр Фрадков рассказывает о том, как поддерживаются экспортные программы, глава "МСП банка" Сергей Крюков - о том, как они помогают развитию малого бизнеса. Мы обсуждаем с рядом министерств профильные программы.
- В одном интервью вы сказали, что в бизнесе крайне важно выбирать не только, что делать, но и что не делать. Что принципиально канал "Про Бизнес" не делает?
- С концептуальной точки зрения мы не мешаем бизнес с политикой. С точки зрения экономики мы не нарушаем жесткую специализацию. У нас конвейер по производству авторских ТВ-программ. Мы делаем только один продукт. Мы не делаем документальных фильмов, не снимаем программы по заказу других телеканалов и рекламные ролики.
- Каков горизонт планирования?
- Это небольшой бизнес. И мечтать о том, что нас будут смотреть 100 млн человек по всему миру, было бы неправильно. Наша аудитория - служащие, за исключением офисного планктона, и предприниматели. В России это 200 000-300 000 человек - стараемся до них дойти. Чудес не бывает: 98% будут смотреть Малахова, но свои 2% мы стабильно имеем. Это грядка, которую мы вскапываем хорошо и собираем с нее 100% урожая. Сейчас вещаем в трех сетях: МТС, "Билайн" и Netbynet. Есть экстенсивные планы - включаться в кабельные сети и, возможно, выйти на спутник.
Мы, вероятно, будем стремиться к тому, чтобы делать передачи пошире. В этом формате сейчас уже растет "Академия малого бизнеса": как вести бухучет, как заполнять налоговую декларацию - это востребовано. Не исключено, что по этой бизнес-модели мы будем создавать другие телеканалы - например, про здоровье.