Top.Mail.Ru
архив

Экспресс-революция

«Фред Смит – единственный известный мне человек, который создал целую индустрию», – написал один американский политик в предисловии к истории компании FedExCorporation. Официально она началась в 1971 году, а фактически почти на десять лет раньше – с курсовой работы, в которой студент Йельского университета сформулировал идею принципиально новой системы доставки. Преподаватель счел ее посредственной, но жизнь оценила на «отлично». Сегодня FedExCorporation – огромная компания с годовым оборотом в $20 млрд, без которой современный бизнес представить просто невозможно.

 

Будущий основатель FederalExpress родился в Мемфисе в 1944 году в весьма состоятельной семье. Отец скончался, когда сыну было всего четыре года, так что его воспитанием пришлось заниматься матери и многочисленным дядюшкам. И хотя спустя годы Фред Смит с благодарностью вспоминал их поддержку, он признавался, что ему очень не хватало мужского влияния. Примеры для подражания Фред находил в книгах (его кумиром был генерал Ли, биографию которого он, как и большинство мальчишек с Юга, перечитывал множество раз), а также среди окружавших его взрослых.

Учеба давалась Фреду легко, и по окончании школы он поступил в престижный Йельский университет. Именно там – по легенде – у него впервые родилась идея, которая впоследствии легла в основу FederalExpress. Изучая деятельность уже тогда могущественной корпорации IBM, Смит пришел к выводу, что бизнес будет все активнее использовать компьютерные технологии. Однако любая техника имеет свойство ломаться, а неполадки означают длительные простои в работе. Только очень богатые компании смогут хранить на складе запас необходимых деталей на все случаи жизни, менее обеспеченным придется заказывать их у изготовителя. И вот тут на первый план выходит проблема быстрой и своевременной доставки, которую тогда не могла гарантировать ни одна из существовавших служб. Поэтому Фред предложил создать систему экспресс-доставки, благодаря которой посылка добиралась бы до получателя всего за одну ночь.

Свои мысли он изложил в курсовой, посвященной проблемам логистики в компаниях, связанных с информационным бизнесом. Проверявший ее профессор идею не оценил и поставил за работу «троечку».

 

Второй университет Фреда Смита

Трудно сказать: взялся бы Фред за воплощение своей концепции, особенно после того как ее признали нереалистичной? Сам он подумывал поступить в Гарвардскую школу права. Но жизнь распорядилась иначе: после университета 21-летнего Смита призвали на действительную военную службу и отправили воевать во Вьетнам, в авиационное подразделение морской пехоты. Четыре с половиной года, проведенных там, полностью изменили его жизнь, заставив отказаться от многих взглядов и убеждений.

Под началом у молодого лейтенанта оказались 18-летние рядовые, пришедшие из жизни, которая была ему абсолютно незнакома. Он состоятельный молодой человек из хорошей семьи, получивший блестящее образование. Они типичные «синие воротнички»: токари, шоферы, автомеханики… Тем не менее Смит научился не только командовать, но и понимать их интересы, о чем с гордостью рассказывает почти в каждом интервью. Этот опыт стал впоследствии краеугольным камнем его взаимоотношений с многочисленными подчиненными.

Попутно Смит приглядывался к армейской системе снабжения, которая казалась ему неэффективной. Из-за несогласованности воздушных и наземных служб заказы вечно попадали не туда, куда нужно, а если все-таки доходили до адресата, то с большим опозданием. По мысли Смита, решить эту проблему мог бы единый распределительный центр, откуда все грузы отправлялись бы к месту назначения. Ближайший аналог такого центра – расчетная палата, использующаяся в банковской системе.

Но и демобилизовавшись из армии, Смит (теперь уже капитан) не торопился приступать к реализации своей идеи. Доставшиеся ему от отца деньги он вложил в покупку небольшой компании ArkansasAviation, основным профилем деятельности которой вскоре стала перепродажа подержанных самолетов, а также запчастей к ним. Однако и тут он столкнулся со знакомыми проблемами: чтобы получить необходимую для ремонта деталь стоимостью $5, приходилось ждать несколько дней, а то и недель.

И Фред Смит решился. Он задумал создать компанию, которая доставляла бы любую корреспонденцию к утру следующего дня. Для этого требовался собственный воздушный флот, который мог летать ночью, а также наземная служба перевозок, которая доставляла бы посылки из аэропорта клиентам.

Две независимые консалтинговые фирмы оценили составленный Смитом бизнес-план и нашли его весьма перспективным: по их прогнозам, годовой оборот рынка ночных перевозок мог со временем достичь $1 млрд. Оставалось немного: найти деньги – каких-то $150 млн. Фреду удалось раздобыть лишь $80 млн, из которых $4 млн были его собственными средствами из остатков отцовского наследства. Первыми инвесторами стали в основном родственники и друзья.

 

Мечты сбываются…

Новой компании Смит подобрал громкое имя FederalExpress, лучше всего иллюстрировавшее «громадье» его планов по завоеванию общенационального рынка. Кроме того, в названии содержался намек на федеральную резервную систему, принцип работы которой был взят Смитом за образец.

FederalExpress была зарегистрирована в июне 1971 года. За два следующих года Смиту удалось создать свой авиапарк из 33 небольших пассажирских самолетов марки DassaultFalcon, каждый из которых после переоборудования мог перевозить до трех тонн груза на расстояние до 3000 км. Из них вынули пассажирские кресла, обычные двери заменили на грузовые люки, а фюзеляжи перекрасили в фиолетовый и оранжевый – корпоративные цвета FedEx и по сей день. Также был сформирован штат из 389 сотрудников; костяк его составляли люди с армейским прошлым.

В аэропорту родного Мемфиса Смиту выделили несколько старых ангаров, где был оборудован сортировочный центр. Первую проверку новая служба прошла в марте 1973 года, когда в один день было доставлено семь посылок. Как и было обещано, все они попали к клиентам на следующее утро. Но стоило ли создавать столь сложную структуру из-за такого мизерного числа почтовых отправлений? Необходимо было расширить радиус обслуживаемых населенных пунктов, и эта задача была выполнена в рекордно короткие сроки. Уже через месяц, 17 апреля 1973 года, систему экспресс-доставки опробовали вновь. На этот раз было доставлено 186 посылок клиентам из 25 городов.

Система ночной доставки была настолько новой для Америки, что скептики не верили в ее будущее. Сомневались и крупные компании, которые Смит надеялся увидеть в числе своих клиентов. К примеру, корпорация Xerox проверяла систему доставки в течение двух недель, переправляя из города в город пустые коробки, прежде чем решилась переслать таким образом настоящие документы.

Дальше все вроде бы шло по плану, намеченному Смитом. Росло количество заказов: уже к концу первого года работы компания доставляла около 1000 посылок за ночь. Почти втрое вырос штат служащих – до 1100 человек. Не росла только прибыль. Больше того, в какой-то момент Смит оказался на грани финансового краха.

 

Падения и взлеты

За первые два года работы FederalExpress потеряла около $27 млн. Личный долг Смита перевалил за $15 млн. Он рассорился с сестрами, которые упрекали его в растрате семейного состояния. Жена пригрозила ему разводом. Даже совет директоров FederalExpress разуверился в Смите и уволил его с поста СЕО. В довершение ко всему прочему, ФБР возбудило против него уголовное дело по подозрению в подделке финансовых документов, необходимых для получения крупной ссуды. По признанию Смита, в то время его нередко посещала мысль о самоубийстве.

Однако компания выстояла. Смит как-то исхитрился продлить срок старых кредитов и получить новые (недоброжелатели намекают, что действовал он не всегда законными методами). Спасению способствовала и обширная рекламная кампания, которую FederalExpress провела не в отраслевых изданиях, как это было принято, а в журналах для потребителей и на телевидении.

Главным рекламным слоганом было: «FederalExpress – абсолютно новая авиалиния, предназначенная только для посылок».

Эффект не замедлил себя ждать: февраль 1975 года компания впервые закончила с прибылью в $20 тыс. К концу этого года количество обрабатываемых ежедневно отправлений выросло до 13,5 тыс., а общий объем продаж составил $60 млн.

Надо было искать дальнейшие возможности для роста. Камнем преткновения стал закон, запрещавший гражданским авиакомпаниям использовать самолеты грузоподъемностью свыше 3,5 тонны. Чтобы добиться отмены этого ограничения, Смит начал лоббистскую кампанию в администрации президента. Особенно он упирал на то, что, пока этот запрет действует, каждая американская семья теряет около $250 в год. В итоге в ноябре 1977 года президент Джимми Картер подписал указ, снимающий это ограничение. Почти сразу же FederalExpress приобрела за $26 млн семь самолетов класса Boeing-727. По грузоподъемности они в шесть раз превосходили использовавшиеся до этого DassaultFalcon.

В 1978 году акции компании начали продаваться на Нью-Йоркской фондовой бирже. В 1979 году FederalExpress впервые стала доставлять посылки и письма за границу: для начала в соседнюю Канаду, а спустя несколько лет в Европу и Азию. А уже в 1983-м она была признана первой компанией, сумевшей всего за десять лет достичь годового оборота в $1 млрд без помощи слияний и поглощений.

22 июня 1994 года FederalExpress официально укоротила свое название до FedEx. Перемена имени готовилась около двух лет, и это тщательно скрывалось от общественности, а тем более конкурентов. Руководству компании хотелось, чтобы это событие стало сенсацией и привлекло как можно больше внимания. Так оно и произошло.

В 1998 году компания попыталась повторить этот трюк, сменив название на FDX после слияния с фирмой CaliberSystem, однако в 2000 году вновь вернулась к прежнему варианту.

Сегодняшняя FedEx Corporation представляет собой семейство компаний: FedExExpress, FedExGround, FedExFreight, FedExCustomCritical и FedExTradeNetworks.

 

Кадры решают все

Когда Фреду Смиту задают традиционный вопрос о секрете его успеха, он обычно рассказывает о людях, с которыми работает. По признанию многих подчиненных, Смиту удалось создать в компании атмосферу доверия и ответственности, когда каждый сотрудник – от рядового курьера до топ-менеджера – чувствует себя причастным к общему успеху. Много лет подряд FedEx входила в первую десятку списка лучших работодателей Америки, который составлялся журналом Fortune.

И, надо сказать, служащие отвечают компании столь же теплым отношением. В корпоративном эпосе FederalExpress существует немало красивых легенд о чудесах преданности, продемонстрированных в разное время сотрудниками компании. Например, о летчиках, которые в трудные для FederalExpress годы не спешили обналичивать зарплатные чеки, а во время командировок останавливались в гостиницах за свой счет. Или история курьера Гэри Бокельмана, который в первый день работы FederalExpress сдал в ломбард свои часы, чтобы купить бензин для грузовика.

В августе 1997 года служащие компании UnitedParcelService – основного конкурента FedEx – устроили двухнедельную забастовку. Для компании Смита это означало 800 тыс. почтовых отправлений в день дополнительно. Тысячи сотрудников FedEx, многие из которых и так работали полный день, добровольно оставались на посту сверхурочно и сумели справиться с резко возросшим объемом проходящих через них посылок. После этого подвига доля FedEx на рынке экспресс-доставки выросла сразу на 2% и на тот момент составила 43%. Всем героям Смит распорядился выплатить премии, а также поблагодарил их в специальном 11-страничном письме, опубликованном в прессе.

Компания гордится, что за 30 с лишним лет работы она ни разу не проводила массовых сокращений. Даже в условиях нынешнего экономического спада руководство FedEx обещает не увольнять людей, а наоборот, планирует создать 1500 новых рабочих мест за счет открытия сортировочного центра в Пьемонте.

Еще по теме