Top.Mail.Ru
финансы

Эпоха Maestro приблизилась к завершению

Фото: Коммерсант/Легион медиа Фото: Коммерсант/Легион медиа

Международная платежная система MasterCard обсуждает закрытие бренда Maestro. Окончательное решение пока не принято, однако разговоры об этом ведутся уже несколько лет. Эксперты считают, что отказ от бренда, которому уже около 30 лет, связан с его низкой прибыльностью и слабым развитием в сегменте интернет-продаж.

Сейчас MasterCard ведет консультации о закрытии бренда Maestro с национальной платежной системой Белоруссии, выяснил «Коммерсант». Переговоры именно с этой страной объясняют тем, что в ней около 10% карт международных платежных систем приходится на кобейджинговые программы. В рамках них создаются банковские карты, которые выпускают одновременно в двух платежных системах. В России этот показатель существенно ниже и составляет около 1%.

Источники газеты утверждают, что речь идет о закрытии бренда во всем мире. Это связывают с тем, что поддерживать одновременно два бренда на платежном рынке накладно. При этом необходимо учитывать, что один из них не приносит большой прибыли, а комиссии по картам Maestro низкие. Таким образом, ни банкам, ни платежной системе невыгодно их развивать.

Кроме того, карты Maestro не используют в интернет-коммерции, притом что основные усилия ведущих платежных систем направлены на развитие именно этого направления. В самой MasterCard не стали комментировать «предположения», появившиеся в Сети. Представитель компании отметил, что бренд работает без изменений.

Последствия для российского рынка

Система MasterCard создала бренд Maestro в 1990 году. В России такие карты выпускаются совместно с Национальной системой платежных карт (НСПК), работающей под брендом «Мир». Их предоставляют, например, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, МТС-банк, банк «Приморье» и другие. Картами «Мир»/Maestro можно расплачиваться за рубежом, а их количество оценивают примерно в три миллиона штук.

По мнению экспертов, российские клиенты смогут перейти на другие кобейджинговые карты. Так, у НСПК есть совместные карты с платежными системами JCB и UnionPay, а также договоренность с American Express. Однако с последней ни одной карты еще не выпущено, а JCB и UnionPay практически не распространены.

По мнению независимого эксперта на рынке платежных карт Дмитрия Вишнякова, резкого отказа от бренда Maestro не будет. Вместо этого наступит переходный период, когда владельцы карт смогут их заменить.

Директор процессингового центра «КартСтандарт» Майя Глотова, в свою очередь, считает, что совместные проекты «Мира» с международными платежными системами имеют для НСПК больше имиджевую составляющую на фоне пандемии коронавируса и минимального количества заграничных операций. По ее словам, наличие или отсутствие кобейджинговых карт уже не окажет влияния на российский рынок платежей, так как подавляющую часть эмиссии национальных карт делают без второй платежной системы.

Популярность «Мира» в России и за рубежом

Платежная система «Мир» активно развивает прием своих карт в других государствах, особенно в странах бывшего СССР. Российскую карту также принимают в Турции, во Вьетнаме и на Кипре. Необходимую инфраструктуру готовят в ОАЭ и Южной Корее.

В НСПК неоднократно заявляли, что планируют обеспечить прием карт «Мир» в странах, популярных среди российских туристов: Египет, государства Средиземноморья и Юго-Восточной Азии. Участники рынка отметили, что НСПК пытается продвигать карты «Мир» за границу самостоятельно, однако пока это удается сделать лишь в Азии.

В России, как показало исследование «Сколково», «Мир» обогнал Visa и MasterСard по охвату населения. Национальная карта стала основной для 42% опрошенных держателей банковских карт в стране. Конкретные доли Visa и MasterCard аналитики не уточнили.

На рост популярности национальной карты повлияли перевод на «Мир» всех бюджетников, программа туристического кешбэка и возможность подключить данные карт к мобильным кошелькам. Чаще всего картой «Мир» пользуются бюджетные работники и люди, получающие социальные выплаты либо имеющие низкие доходы.

Примерно 40% опрошенных выпустили ее для получения зарплаты, а 34% — в личных целях. Таким образом, при высокой популярности этих карт общий объем транзакций по ним все еще не опережает другие платежные системы. Многие клиенты, имеющие карту «Мир» в качестве основной, дополнительно выпускают карты международных систем. Это позволяет снизить риски при потенциальном сбое одной из систем.