Top.Mail.Ru
архив

Еще одна французская революция

Четыре года пребывания Жана-Мари Мессье на посту президента французской Vivendi высоко его вознесли. Сначала он превратился из наемного директора водопроводной фирмы в хозяина медиа-холдинга. Теперь Мессье присоединил к своему холдингу канадскую Seagram. Этот француз уже сравнялся по могуществу с Pупертом Мердоком, Самнером Редстоуном и владельцами Walt Disney.

Мессье доказал французам, что существует совершенно другой стиль управления бизнесом, чем тот, что до сих пор преобладает во Франции. Его стремительный взлет по карьерной лестнице абсолютно не был похож на традиционно медленный подъем от ступеньки к ступеньке, который проделали подавляющее большинство его французских коллег.

Кардинальная "перетряска", которую Мессье устроил в одной из старейших и уважаемых фирм страны, стала для многих признаком того, что в условиях новой глобальной экономики можно и нужно отказываться от традиционных для Европы способов управления, если они не оправдывают себя.

"В последнее время мы наблюдаем, как французы превращаются в энергичных, полных энтузиазма капиталистов, которые скорее создают собственные возможности, нежели рассчитывают на помощь друзей в правительстве, как было раньше", - говорит экономист из Лондона Пол Хорн, имея в виду и Мессье, в котором он видит олицетворение этих метаморфоз.

Однако Мессье трудно назвать чужаком в мире традиционного бизнеса. Уж слишком хорошо он с ним знаком.

Спасение на водах

После окончания политехнической школы и национальной школы управления, которые принадлежат к числу престижнейших учебных заведений во Франции, 29-летний Мессье в 1986 году возглавил команду сотрудников министерства финансов, которая готовила первую во Франции приватизацию государственных компаний.

После того как консервативное правительство проиграло выборы в 1988 году, Мессье ушел из чиновников в бизнесмены - в инвестиционный банк Lazard Freres, где стал самым молодым в истории главным партнером. Его деятельность на этом посту требовала частых визитов в Нью-Йорк, благодаря чему Мессье смог досконально изучить американские принципы ведения бизнеса. В 1994 году Мессье стал вторым лицом в компании Generale des Eaux, а уже 19 месяцев спустя получил полный контроль над ней.

Оператор коммунальных услуг Generale des Aux была основана в 1853 году группой инвесторов, среди которых было и известное семейство Ротшильдов. Компания поставляла воду во французские города Лион, Нант и Париж, а позднее - еще и в Венецию и Константинополь. В XX веке у Generale des Eaux появились и другие подразделения в самых разных сферах бизнеса, хотя главным направлением деятельности по-прежнему оставалось водоснабжение.

Предшественником Мессье во главе Generale des Eaux был 76-летний Ги Дежуани - классический представитель традиционного стиля "строительства империи", доминировавшего в Франции. В 1980-е годы компания под его руководством скупала всё - от казино и ресторанов до медицинских учреждений и прачечных. Скрытный и автократичный, Дежуани выстроил сложную структуру, в которую входили аж 2700 компаний, нередко выступавших конкурентами друг друга.

Кризис наступил в 1995 году, когда долги компании перевалили за $10,5 млрд. В довершение ко всему Generale des Eaux обвинили в подкупе государственных чиновников с целью получения выгодных контрактов. Казалось, что компанию ожидает та же участь, что постигла многие другие старые французские компании - к примеру Credit Lyonnais, Thomson и Groupe Bull. И вот тут-то на первый план выступил Мессье со своими новыми идеями.

Первое и главное, что сделал Мессье: помимо того, что предложил в 1998 году сменить несколько архаичное и банальное название компании на яркое, запоминающееся Vivendi), - выделил два приоритетных направления деятельности (водоснабжение и коммуникации) и начал решительно избавляться от всех остальных активов компании. Компания без сожаления рассталась с солидной частью принадлежавшей ей недвижимости, за которой последовали предприятия, работавшие в области общепита и здравоохранения.

Благодаря внушительным суммам, вырученным от этих продаж, Мессье смог приступить к осуществлению своих целей. Vivendi приобрела ряд фирм, в том числе USFilter - крупнейшую американскую водоснабжающую компанию.

Из крупных покупок в коммуникационном бизнесе стоит упомянуть приобретение французской медиа-группы Havas, благодаря чему Vivendi стала главным акционером Canal+ - самой крупной в Европе компании спутникового и кабельного телевидения. Другой ценный актив Havas - внушительный издательский бизнес, в том числе по выпуску образовательного и развлекательного программного обеспечения.

В июне прошлого года Vivendi смогла заполучить 17% акций компании спутникового телевидения BSkyB, принадлежащей Руперту Мердоку, а уже в июле сумела увеличить свой пакет до 24,5%.

В 1997 году в союзе с British Telecom, немецкой Mannesmann AG и американской Southern Bell Мессье организовал компанию Cegetel в надежде, что она сможет положить конец более чем столетней "телекоммонополии", по выражению Мессье, знаменитой France Telecom. По договору с SNCF, французской национальной железнодорожной компанией, Cegetel может использовать тысячи миль кабеля, главным образом волоконно-оптического, проложенного вдоль рельсов, для обслуживания абонентов мобильной и фиксированной связи. Надежды Мессье оправдались: уже через четыре месяца после своего создания Cegetel смогла "увести" у France Telecom 160 тыс. клиентов. Сейчас компания - второй по величине игрок на национальном рынке телефонной связи. Она обеспечивает мобильной связью более пяти миллионов клиентов плюс предоставляет услуги по фиксированной телефонии еще 700 тыс. человек.

В январе 2000 года Жан-Мари Мессье и глава британской Vodafone Air Touch Крис Джент объявили о том, что вместе создадут Интернет-портал, прибыль от которого будут делить поровну. Считается, кстати, что заключение этого союза стало переломным моментом в противостоянии Vodafone Air Touch и концерна Mannesmann, после которого немцы были вынуждены согласиться на слияние.

Завел свою пластинку

Первый этаж штаб-квартиры Vivendi, расположенной неподалеку от Триумфальной арки в Париже, отдан под кибер-кафе, в котором установлены сотни компьютерных терминалов, подключенных к Интернету. Пока одни посетители - большей частью молодежь - увлеченно просматривают сайты на французском языке, другие могут выпить кофе-эспрессо из бумажных стаканчиков. Это кафе - предмет особой гордости Мессье и своего рода символ перемен, которые он принес в деятельность компании. До его прихода штаб-квартира Generale des Eaux была закрыта для посторонних. Сейчас в здание компании каждый день заходят до 1000 человек, чем Мессье очень доволен.

Мессье известен как образцовый семьянин, который выходные и праздники предпочитает проводить с женой и пятью детьми. Он любит лыжные прогулки, обожает музыку Верди и Моцарта и даже участвовал в возрождении оперного фестиваля в Провансе.

К работе Мессье подходит очень ответственно. "У него в голове одни цифры, - как-то отозвался о своем боссе Филип Жермон, директор-распорядитель Cegetel. - Он всегда хочет знать, сколько еще подписчиков мы заполучили сегодня. Сейчас я держу эти данные в компьютере, так что могу сообщать их ему сразу". Жермону вторит руководитель Havas Эрик Ликойс: "Он суперорганизован. Он все просчитывает и приходит к решению с логикой математика".

Возможно, именно эта логика математика подсказала Мессье очередной сенсационный ход, который идеально вписывается в направление реформ, начатых им четыре года назад в Generale des Eaux.

В конце июня 2000 года было объявлено, что Vivendi и Canal+ собираются объединиться с канадским медиа-конгломератом и производителем спиртных напитков Seagram Co. Компания Vivendi Universal, которая появится в результате этого слияния, обещает стать второй по величине медиа-группой в мире после AOL-Time Warner. Ее предполагаемый доход на 2001 год - $65 млрд, а рыночная капитализация - $100 млрд.

В течение нескольких месяцев президент и СЕО Seagram Эдгар Бронфман-младший предварял свои выступления шутливыми извинениями, которые звучали примерно так: "Прошу меня простить, но сегодня я не объявлю о нашем объединении с Disney, CBS Viacom, News Corp., Sony, Bertelsmann, Yahoo!, Vivendi, AT&T, о котором ходит так много слухов…" Бронфман вставлял в этот перечень каждую мало-мальски известную компанию, работающую в индустрии масс-медиа и развлечений. И каждый раз этот исчерпывающий список вызывал смех слушателей, хотя, как выясняется теперь, в любимой шутке Бронфмана была большая доля правды.

Ходят слухи, что Бронфман участвовал в предварительных переговорах по слиянию с большинством компаний из этого списка. Но они не приводили ни к чему серьезному, пока в апреле 2000 года Бронфман не начал наконец серьезные переговоры с Vivendi и Canal+, которые с самого начала проявили серьезную заинтересованность в сделке.

Для 45-летнего Эдгара Бронфмана-младшего, возглавившего Seagram в начале 90-х годов, союз с Vivendi будет означать логичное завершение начатой им перестройки компании по производству алкогольных напитков, основанной еще его дедом в 1916 году, в одно из крупнейших медиа-предприятий мира. Краеугольным камнем этого превращения стали две крупные сделки, заключенные Бронфманом: приобретение MCA (владельца кинокомпании Universal Studios) в 1995 году за $5,7 млрд и покупка крупнейшей в мире фирмы аудиозаписи Polygram в 1998 году, обошедшаяся в $10,4 млрд.

Сейчас уже 65 % доходов Seagram приносит индустрия развлечений. Однако долг, который по-прежнему висит на компании после столь масштабных покупок, существенно снижает чистую прибыль. За последние 12 месяцев она составила лишь $115 млн - при общей прибыли в $15,5 млрд. В то же время в первый раз за последние годы каждое из основных подразделений компании, в том числе по производству спиртных напитков, находится в состоянии подъема. Даже Universal Pictures, известная голливудская киностудия, до этого приносившая Seagram только убытки, отличилась, выпустив сразу несколько кассовых фильмов, таких, как "Эрин Брокович: красивая и решительная", "U-571" и "Гладиатор".

Содержание алкоголя в крови

К идее слияния с более крупной компанией Бронфмана подтолкнуло осознание того факта, что благодаря затеянной им перестройке Seagram вступила на рынок, где царит жесточайшая конкуренция и где вопрос размеров играет едва ли не первостепенную роль. Слияние Time Warner и America Online создает колосс с предполагаемыми доходами в $38 млрд - против $16 млрд у Seagram, что ставит последнюю в крайне невыгодное положение.

Темпы консолидаций на рынке масс-медиа и развлечений в последние несколько лет резко выросли, в результате чего на свет появились четыре супертяжеловеса: AOL-Time Warner, CBS Viacom, Walt Disney и News Corp., которые грозят уже очень скоро подмять под себя менее крупных конкурентов. Объединение Vivendi, Canal+ и Seagram превратит этот элитарный квартет в "Большую пятерку". После этого сохранится шанс, что и другие второстепенные игроки на этом рынке могут объединиться, чтобы создать шестого участника группы, хотя времени для этого остается все меньше.

По мнению Бронфмана, уязвимым местом Seagram был не только ее размер, но также и стратегический дисбаланс, поскольку в структуре компании мощно представлен содержательный аспект (особенно музыка) и слабо - каналы распространения этого содержания. Особенно не хватало Seagram cобственного телевидения. Сделка с Vivendi должна ликвидировать этот пробел.

В декабре 1999 года за несколько недель до сообщения о сделке между AOL и Time Warner Бронфман объявил членам семьи, что пришло время отказаться от независимого статуса Seagram. Это решение до сих пор вызывает у Бронфманов смешанные чувства. Все семейство ощущает себя глубоко привязанным к Seagram, и в особенности к ее бизнесу по производству спиртных напитков, который после объединения с Vivendi, скорее всего, придется продать. Компания владеет такими торговыми марками, как Chivas Regal, Absolut и Martell. "Алкогольный бизнес у нас в крови. Это то, откуда мы вышли", - объясняет Сэмюэл Бронфман II, старший брат нынешнего СЕО компании, который руководит винодельческим бизнесом Seagram. И Эдгару Бронфману-младшему тоже не хочется выпускать из рук контроль над семейной фирмой. Однако, по его словам, заключенная сделка как нельзя лучше отвечает интересам акционеров Seagram, ради которых он готов поступиться личными чувствами.

Эдгару Бронфману-младшему сделка с Vivendi также дает возможность личной реабилитации. Ведь за последние десять лет его деловые качества не раз подвергались сомнению. Справедливости ради надо заметить, что такие же претензии предъявлялись бы к любому человеку, который занял столь высокий пост по праву рождения, а не за личные заслуги. Однако репутацию СЕО Seagram сильно подпортили его юношеские увлечения, среди которых - полулюбительское продюсирование фильмов и сочинение песен (кстати, одну из них исполняла канадская поп-дива Селин Дион).

Из-за пристрастия к шоу-бизнесу Бронфман-младший решил не поступать в колледж, не говоря уже о бизнес-школе, и поэтому не может похвастаться даже престижным образованием. Многих раздражает и его внешность записного красавца, как будто сошедшего с рекламы костюмов от Джорджио Армани. Неудивительно, что и на Уолл-стрит, и в Голливуде Бронфмана нередко воспринимают как богатого, избалованного ребенка, который никак не может вылечиться от детского увлечения шоу-бизнесом. До сих пор широко распространено мнение, что Эдгар-младший в отличие от своих деда и отца не создан для руководящих должностей.

Тем не менее, учитывая, что Vivendi согласилась оценить акции Seagram в $75 за штуку, семейная фирма Бронфманов заканчивает свое существование в статусе независимой компании с рыночной капитализацией $40 млрд, хотя, когда Бронфман-младший возглавил ее, она оценивалась лишь в $15 млрд. Не самый плохой результат для "недоучки" и "богатенького сынка".

Канадские франкофоны

Бронфман убежден, что сделку, заключенную с Vivendi, можно охарактеризовать как "слияние почти равных". Но вопрос - насколько равных. Жан-Мари Мессье будет председателем правления и СЕО, а Бронфман станет вторым по рангу лицом компании и займет пост вице-председателя. Теоретически Бронфман может претендовать на контроль над довольно большим количеством подразделений только что созданной компании, в том числе над основным дочерним предприятием Seagram - Universal Music Group. Ожидается также, что представители Seagram займут 5 из 18 мест в совете директоров, а семейство Бронфманов будет контролировать примерно 8% акций объединенной компании.

Однако все эти преимущества отнюдь не означают, что Бронфманы будут играть слишком важную роль в новой компании. Особенно учитывая репутацию Мессье, который, судя по отзывам, явно не склонен делиться с кем-нибудь властью. "Мы расцениваем нашу сделку как партнерство, но Мессье будет главным лидером, - признал Бронфман в интервью журналу Business Week. - Он необыкновенно толковый и упорный человек, мастер переговоров, который знает, как заставить вещи работать. Это крайне важно для меня, потому что это только первая стадия. Затем у нас появится много других возможностей выдвинуться вперед и делать гораздо больше".

Еще по теме