Top.Mail.Ru
архив

Вороватое ханство

ОЧЕРЕДНОЙ коррупционный скандал разразился в Казахстане. Пикантность его в том, что он произошел на фоне, во-первых, празднования шестидесятилетия первого президента независимого Казахстана Нурсултана Назарбаева, а во-вторых, непрекращающихся на Западе толков о грандиозных запасах нефти, найденных на казахстанском дне Каспия (см. "Ко" № 21).

Впрочем, обо всем по порядку. Нынешнего злого гения президента Назарбаева зовут Джеймс Гиффен. Он американец, ему пятьдесят девять лет, он владеет консалтинговой компанией Merсator и с 1991 года является советником Назарбаева по вопросам привлечения инвестиций в нефтегазовый комплекс Казахстана. Расследуя в рамках коррупционных дел в странах бывшего СССР историю с найденными в Швейцарии и приписываемыми Назарбаеву валютными счетами, прокуратура Швейцарии направила запрос о характере некоторых переводов в министерство юстиции США. Международная переписка двух госведомств попала в распоряжение респектабельной американской печати (на минувшей неделе на эту тему выступили еженедельник Newsweek и газета Washington Post), после чего стала известна следующая информация: американские нефтяные корпорации Mobil, Amoco и Philips Petroleum (названия двух первых в связи с недавними слияниями изменились на ExxonMobil и BP Amoco) в течение нескольких лет перевели на счета Mercator около $65 млн, $30 млн из которых впоследствии оказались на счетах, приписываемых Назарбаеву. ExxonMobil, рискующая стать первой американской компанией, подозреваемой официальными органами США в коррупции в СНГ, явно не горит желанием выступить в этом качестве и уже заявила о готовности сотрудничать с органами, ведущими расследование. Консалтер Джеймс Гиффен отрицает наличие всяких корыстных связей с Назарбаевым, утверждая, что деятельность его компании в Казахстане носила исключительно законный характер.

Казахстан еще не успел остыть от первого громкого дела, получившего название "Казахгейт-1". В конце прошлого года в эпицентр скандала попала бельгийская энергетическая компания Tractebel и так называемая Евразийская группа Александра Машкевича. Полицейскими органами Бельгии были найдены факты, свидетельствующие о том, что Tractebel за получение в аренду

энергетического комплекса Алматы и газораспределительных сетей по всей республике заплатила за "консалтинг" группе Машкевича (сейчас, впрочем, Tractebel из Казахстана ушла). Ядром этой группы является местный Евразийский банк, среди ее прочих разнообразных активов числятся все предприятия феррохромной промышленности Казахстана, а Машкевич в местных журналистских кругах имеет устойчивый имидж "кошелька Назарбаева". Зная это, нетрудно догадаться, на кого именно был направлен основной удар.

Второй по счету "Казахгейт" примечателен тем, что он бросает тень на "сделку века", а именно проект разработки гигантского Тенгизского нефтяного месторождения. В отношениях республиканских властей и американской нефтяной компании Chevron, фактически являющейся оператором проекта, сейчас заметно охлаждение. Недавно официальные лица Казахстана выступали с заявлениями относительно наличия значительных долгов совместного предприятия "Тенгизшевройл" (среди его акционеров кроме Chevron и Республики Казахстан находятся также компании Mobil и LukARCO - СП российской "ЛУКойл" и американской ARCO) перед Казахстаном; и это при том, что Chevron только что добавила к своим 45% акций СП очередной 5-процентный пакет, проданный ей республиканскими властями. В рамках нынешнего скандала всплыл факт, что консалтер Гиффен имел по 7 центов с каждой тонны, добытой на Тенгизе нефти, что практически ставит его на одну доску с известным международным аферистом Джоном Дойсом, от посредничества которого в другом "проекте века" - Каспийском трубопроводном консорциуме власти Казахстана с превеликим трудом отбились в середине 90-х (как говорят, при помощи того же Гиффена).

С одной стороны, расцветшая махровым цветом клановость казахстанской экономики и связанная с ней коррупция давно стали общим местом всех западных публикаций об этой республике. С другой - новый "Казахгейт" подозрительно совпадает по времени с открытием нового месторождения Восточный Кашаган на казахстанском шельфе Каспия, а также с уже отмеченным выше охлаждением отношений с Chevron. Международные нефтяные компании, традиционно пользующиеся в бизнес-сообществе репутацией "самых изощренных разведок в мире", могут позволить себе подавить на несговорчивого или алчного степного хана. Репутация Назарбаева на Западе сейчас крайне невысока: он подвергается незавуалированной критике за явную недемократичность последних выборов парламента, гонения на свободу прессы и потакание клановости (кстати, что-то не помнится официальных протестов госдепа на эти темы в отношении, скажем, Филиппин времен диктатора Маркоса). На фоне всего вышеизложенного принятие парламентом Казахстана закона о гарантиях первому президенту воспринимается как извинительная блажь, исполненная по российскому образцу: раз Большой брат такой закон принял, то и нам отставать не след.

Еще по теме