GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
авто

Evergrande съехал с темы долгов

Фото: FEATURECHINA / Newscom / Sipa USA / Legion-Media Фото: FEATURECHINA / Newscom / Sipa USA / Legion-Media

Автомобильное подразделение одного из крупнейших застройщиков Китая ― Evergrande ― готово представить клиентам свой первый продукт. Вскоре с конвейера компании сойдут электрокары. Это, вероятно, первая позитивная новость, которую инвесторы Evergrande услышали за последние месяцы. Сам девелопер находится на грани банкротства, которое рискует перерасти в мировой финансовый кризис.

О том, что Evergrande New Energy Vehicle (NEV) созрело для выпуска первых авто, сообщил CNBC. По его данным, клиенты компании, специализирующейся на выпуске электрокаров, смогут купить ее авто в 2022 году. Машины станут доступны уже в начале года, сообщило SCMP со ссылкой на президента компании Лю Юнчжуо.

Перед этим объявлением представители Evergrande NEV встретились с поставщиками и правительством города Тяньцзин, где находится ее производство. В ходе переговоров подразделение Evergrande пообещало начать массовый выпуск электрокаров под маркой Hengchi.

Власти Тяньцзина заверили, что они вместе с финансовыми учреждениями КНР помогут компании выйти на массовое производство. Акции производителя электрокаров на этих новостях подскочили более чем на 10%, а затем скорректировались. К концу сессии в Гонконге они торговались по 3,67 гонконгского доллара (+4,56% к началу торгов). 

Автопроизводитель без авто

Evergrande NEV ― совсем молодая компания, она была основана в августе 2019 года. Незадолго до этого Evergrande Group приобрела шведского производителя электрокаров National Electric Vehicle Sweden (NEVS). Он, в свою очередь, контролирует известную автомобильную компанию Saab Automobile AB, которая объявила о банкротстве в 2011 году.

В июне текущего года новый собственник довел свою долю в NEVS до 100%. Утверждается, что Evergrande выпустит на рынок привычные седаны Saab, но с электрической силовой установкой. Правда, с момента основания потенциальный конкурент Tesla не поставил клиентам ни одной машины, хотя еще в июне сообщал, что производство его автомобилей находится «на завершающей стадии».

Несмотря на отсутствие продукта, амбиции Evergrande NEV довольно велики. «Группа стремится стать крупнейшей и самой мощной в мире группой автомобилей на новой энергии в течение трех-пяти лет», ― говорилось в ее прошлогоднем сообщении.

Тогда же Evergrande NEV показала будущим клиентам, как будут выглядеть ее электрокары. Компания представила шесть разных моделей: от седанов до минивэнов и внедорожников. Производитель пообещал, что «кабины» его автомобилей смогут конкурировать с аэрокосмическими аппаратами, а сами машины будут использовать интеллектуальную операционную систему, встроенную у водителей дома.

Инсайдеры сообщали, что электрокары Evergrande смогут выдерживать экстремально высокие и низкие температуры. Это привлекло внимание инвесторов ― в начале 2021 года оценка Evergrande Auto достигла 87 миллиардов долларов. Это выше, чем у его конкурентов с многолетней историей ― General Motors и Ford. К 2025 году Evergrande NEV рассчитывает продавать примерно по миллиону автомобилей Hengchi в год. 

Угроза изнутри

Судьба китайского производителя авто во многом зависит от положения его материнской компании ― инвестхолдинга и одного из крупнейших операторов недвижимости в КНР Evergrande Group. Осенью выяснилось, что компания переживает крайне непростые времена.

В середине сентября сотни инвесторов и дольщиков выстроились у стен штаб-квартиры Evergrande, требуя от нее выплат на фоне слухов о близком банкротстве. Руководство застройщика сначала опровергло эти сообщения, но уже через несколько дней опубликовало довольно плохой отчет о финансовом состоянии, где, в частности, подчеркивалась проблема с ликвидностью.

Общие обязательства Evergrande на сегодняшний день превышают 300 миллиардов долларов и являются самыми большими в мире. Они образовались в процессе агрессивного расширения компании. Компания Evergrande была основана в момент, когда власти Китая начали переселять жителей из сельской местности в города. В процессе урбанизации девелопер активно привлекал инвестиции и кредиты, а чиновники стали зависеть от экономической активности Evergrande.

К сентябрю 2021-го сумма задолженности застройщика разрослась до размеров 2% ВВП Китая. Общее число инвесторов, у которых на момент сообщений о грядущем крахе были бумаги застройщика, составляла порядка 70 тысяч человек. Тогда Evergrande стала последовательно пропускать дни выплат:

  • 21 сентября СМИ узнали, что компания не выплатила долг по кредиту как минимум двум банкам;

  • через пару дней девелопер просрочил выплаты более чем на 80 миллионов долларов;

  • 29 сентября он снова пропустил выплату купона. Сумма должна была составить 47,5 миллиона долларов.

Эта неделя также не стала для инвесторов удачной. Во вторник, 12 октября, компания Evergrande пропустила третий раунд купонных выплат по облигациям за три недели. Некоторые держатели облигаций, по данным Fox Business, не получили выплаты на сумму 148 миллионов долларов. 

Перспективы автомобильной «дочки»

Такая ситуация вкупе с сегодняшней просрочкой ставит вкладчиков Evergrande под удар: они рискуют понести серьезные убытки после 30-дневнего льготного периода со дня предполагаемых выплат. Если в этот срок деньги не выплатят, по долгу будет объявлен дефолт, хотя такое развитие событий не обязательно, отмечал Bloomberg. Компании из Китая неоднократно использовали эти 30 дней чтобы перечислить проценты, и делали это в том числе в последний день. Кроме того, срок выплат могут продлить.

Так или иначе, эксперты смотрят на сложившуюся ситуацию с пессимизмом. «Мы ожидаем большего числа дефолтов, если проблема с ликвидностью заметно не улучшится», ― заявили аналитики брокерской компании CGS-CIMB. Алармисты уже сравнили потенциальный крах Evergrande по последствиям с падением Lehman Brothers, давшим старт мировому кризису 2008–2009 годов.

На этом фоне будущее Evergrande NEV кажется туманным ― доверие к ее материнской компании резко упало. В прошлом месяце на фоне ее финансовых проблем Evergrande NEV отказалась от планов по размещению акций в материковом Китае и заявила, что ищет новых инвесторов и продает активы ― в противном случае компании будет сложно выплачивать зарплату сотрудникам.

Кроме того, Evergrande NEV выходит на чрезвычайно конкурентный рынок электрокаров в Китае (на страну приходится почти половина продаж электромобилей во всем мире). На нем ей придется противостоять китайскому «первопроходцу» BYD, местным Nio и Xpeng, а также абсолютному лидеру рынка ― американской Tesla.