Top.Mail.Ru
архив

"Фармстандарт" по рецепту

фармацевтика

Ведущие производители готовых лекарственных средств*

Novartis6,07%

Sanofi5,36%

"Фармстандарт" 4,50%

Berlin-Cemie3,43%

* доли рынка по объему продаж в России в 2012 г.

Источник: DSM Group


Бизнес разделят на две части. Первая компания сохранит свое название, вторая будет называться "Отисофарм" (от слова over-the-counter - безрецептурный). Ее уставный капитал составит 15 млн руб.

Несмотря на то, что "Фармстандарт" является лидером российского рынка безрецептурных лекарственных препаратов с долей в 7,6% (данные DSM Group), в прошлом году продажи безрецептурных лекарств принесли компании 14,8 млрд руб. выручки, что на 4,5% ниже уровня 2011 г. Доля этого бизнеса по сравнению с рецептурным менее 50% и продолжает снижаться, хотя в конце 2000-х именно он был драйвером роста всего "Фармстандарта". Это связано, в частности, с тем, что Минздрав запретил продажу кодеиносодержащих препаратов без рецептов. И реализация, например, "Коделака" сократилась на 37%, а "Терпинкода" - на 70%. Кроме того, многие безрецептурные препараты оказались в перечне лекарств, цены на которые регулирует правительство, и в прошлом году поднимать их стоимость было нельзя. Сокращаются и продажи "Арбидола". В компании обвиняют в этом конкурентов, в частности, препарат теснит противовирусный "Кагоцел" компании "Ниармедик", кроме того, срок действия патента на "Арбидол" истек, и на рынке появляются дженерики.

Так в бизнесе "Фармстандарта" было не всегда, и связывали это с дружескими отношениями Владимира Харитонина и руководства Минздравсоцразвития. Например, "Арбидол", в ряду других препаратов, был рекомендован гражданам для профилактики гриппа, в том числе и свиного. Только в 2009 г. "Арбидол" во время эпидемии принес компании дополнительно 2 млрд руб. Всего тогда на этом лекарстве удалось заработать 5,5 млрд руб.

После реформирования бизнеса под брендом "Фармстандарт" останется рецептурный бизнес, а также госзакупки. Именно эта категория теперь выступает драйвером роста компании. Его основой являются противораковые препараты, обеспечивающие высокую доходность. Компания намерена увеличить их портфель и заниматься разработкой новых онколекарств. В августе этого года "Фармстандарт" объявил, что инвестирует $30 млн в американского разработчика препаратов для лечению рака Argos Therapeutics. Сам разработчик обошелся Харитонину в $12 млн.

"Отисофарм", скорее всего, продадут. По данным агентства Bloomberg, еще месяц назад руководство "Фармстандарта" оценивало свой безрецептурный бизнес в $2,5 млрд. Процесс продажи был запущен. Консультантом выступает Citigroup Global Markets. Однако в самой компании утверждают, что продавать безрецептурное направление не собираются, а реорганизация просто сделает предприятие более прозрачным. Аналитики же говорят о том, что, по всей видимости, руководство уже присмотрело некоего потенциального покупателя, раз на рынке стала известна примерная цена. Причем сумма вероятной продажи предполагает значительную премию, которую претенденту предлагают заплатить.

Возможно, для того, чтобы сделать бизнес вновь созданной компании более привлекательным, "Фармстандарт" покупает сингапурскую Bever Pharmaceutical за $590 млн у кипрской Bristley Enterprises, которая, в свою очередь, принадлежала члену совета директоров "Фармстандарта" Александру Шустеру. Последняя - владелец долгосрочного контракта с производителем субстанций для производства "Арбидола" и "Афобазола". Эта сделка должна серьезно повысить маржинальность компании, считают эксперты. Хотя и продавал компанию Александр Шустер своему же "Фармстандарту" совсем незадешево.

Кто может стать потенциальным покупателем "Отисофарма", сказать сложно. Вероятно, сделку с иностранным игроком не одобрит Федеральная антимонопольная служба. Кроме того, зарубежным производителям портфель может показаться неинтересным, поскольку безрецептурные препараты продаются только в России и странах СНГ. Скорее всего, покупателями могут стать отечественные инвесторы, каким-либо образом связанные с фармацевтическим рынком.

Например, один из крупнейших фармпроизводителей в РФ "Верофарм" на прошлой неделе был куплен у "Аптечной сети "36,6"" структурой предпринимателя Романа Авдеева, совладельца Московского кредитного банка. Сумма сделки составила 5 млрд руб. Ранее Авдеев производством лекарств не занимался, однако его фонд Hi Capital недавно выиграл аукцион по приватизации крупнейшей сети аптек в Московской области "Мособлфармация" и выкупил у дистрибьютора "СИА Интернейшнл" около 20% акций аптечной сети "36,6".

Продать "Отисифарм" можно, однако выручить требуемую сумму чрезвычайно сложно. Ожидать, что продажи "Арбидола" будут сильно расти, уже не приходится. А один из основных препаратов компании "Корвалол" могут запретить к продаже без рецепта из-за содержания в нем сильнодействующих барбитуратов.


Сергей Шуляк, генеральный директор DSM Group:

"Разделив компанию на два бизнеса, акционеры расчитывают заработать больше. Если одно подразделение работает хуже, оно тянет вниз и другое. Акционеров компании не устраивала ее капитализация. Темпы развития рецептурного бизнеса были выше, чем безрецептурного. Возможно, "Фармстандарт" хочет уйти от "Арбидола", компания сосредотачивается на развитии противораковых препаратов, это направление более доходно".


Максим Клягин, аналитик "Финам":

"Схема реорганизации "Фармстандарта" и приобретение предприятия в Сингапуре представляются как минимум неоднозначными и неблагоприятно характеризуют уровень корпоративного управления в компании. Эти решения выглядят непрозрачно, цели и профит изменений для миноритариев и в целом экономическая выгода такой реформы бизнеса неочевидны. Рынок склонен негативно интерпретировать предложенную компанией стратегию, что и отражается на динамике котировок, так как первым последствием ее реализации выступает значительное сокращение капитализации и ликвидности головной компании "Фармстандарт", а перспективы нового эмитента остаются не вполне понятными и непрозрачными. Двусмысленность ситуации придает и фигурирующая в СМИ информация об аффилированности сингапурской компании с бенефициарами "Фармстандарта", и, судя по всему, завышенная оценка ее рыночной стоимости".


Сергей Фильченков, трейдер ИФК "Метрополь":

"В моем понимании - единственной целью реорганизации может быть последующая продажа одной из компаний. И ранее мелькавшие в прессе сведения о том, что компания хочет продать безрецептурный бизнес, тому хорошее подтверждение. После того как сделка по покупке Bever Pharmaceutical была оплачена акциями "Фармстандарта", ее основные акционеры стали миноритариями, вероятно, сейчас они рассчитывают заработать, и у компании уже может быть потенциальный покупатель".


Еще по теме