Физ-культ-ура!
Так случилось, что туринская Олимпиада по срокам практически совпала с выходом в свет русского перевода мемуаров дивы гитлеровской Германии Лени Рифеншталь с рекламой ее знаменитой "Олимпии", посвященной берлинской Олимпиаде 1936 года, на обложке. Да еще для полноты ощущений в игру вступил Берлинале - Берлинский международный кинофестиваль, где наши фильмы, по традиции последних лет, блистательно отсутствовали везде, кроме детского конкурса.
Как тут не поразмышлять о превратностях судеб и образов спорта в нашей и мировой культуре?
По мере того как сила и ловкость перестают быть востребованными в реальной жизни, они занимают все большее место в спорте и в искусстве, а то и в спорте, как в искусстве. Культ физического совершенства человеческого тела восходит к античности и продолжается в Европе в эпоху Возрождения, в той самой Италии, где ныне идет Олимпиада (правда, несколько южнее Турина). Спортивные победы приобретают символическое, а в ХХ веке - и непосредственно политическое значение. Потеря былых высот на арене уподобляется военному поражению, победа в спорте замещает и заменяет чуть ли не все остальные достижения. Нации-государства ранжируются и сегодня по числу завоеванных медалей.
Всякая власть - а молодая и не очень легитимная в особенности - нуждается в победах, и физкультура, и спорт предоставляют для этого бескровное поле боя. Правда, бескровное - до поры до времени...
Шахматная горячка овладела умами в советской России, и "мы" надолго стали первыми в самой интеллектуальной игре в мире. Спортивные парады в равной мере отвлекали от греховной сексуальности довоенную молодежь Германии и СССР. Любовь Орлова в "Цирке" и асексуальная альпинистка Лени Рифеншталь с успехом противостояли тлетворному влиянию на массы роковой и неспортивной Марлен Дитрих в кабаре "Голубой ангел".
Культ спортсменов советского времени предвещал повальную "звездность" эпохи массовой культуры и "рыночной экономики". Владислав Третьяк (и вся хоккейная сборная СССР) были Дэвидом Бекхэмом социалистического содружества эпохи его заката. Крах коммунизма обернулся ожиданным распадом его спортивной составляющей по всем направлениям, от шахмат до хоккея на льду. Устояли лишь фигуристы.
Кризис системы ценностей и конфликт поколений прямо отразились в противоборстве футбольных фанатов. Лозунг "Спартак - чемпион" стал могучим механизмом компенсации потери Родины.
Понадобилось почти 20 лет, чтобы увлечение новой элиты теннисом (во главе с самим президентом) нашло воплощение в триумфальном шествии Мыскиных, Дементьевых и Шараповых по кортам мира. "Вертикаль власти" зримо присутствует в телерепортажах из Турина. Еще десять лет - и мы добъемся успехов в дзю-до, самбо и на горных лыжах.
Спорт из физической культуры превратился в массовое зрелище и, соответственно, в большой бизнес. Артисты с горечью говорят о том, что им платят меньше, чем футболистам, хотя и тут и там речь идет о миллионах долларов. Звезды шоу-бизнеса и фотомодели соревнуются в семизначных цифрах (в долларах или евро), в то время как продюсеры дружно утверждают, что "они этих денег не стоят", но все же их то ли платят, то ли притворяются, что платят, поскольку это - часть пиар-кампаний.
Зачем делать зарядку по утрам, когда можно смотреть телевизор и считать чужие деньги? Для желающих всегда найдется фитнес, шейпинг или шопинг. Ура!