Top.Mail.Ru
архив

Жажда страха

Риск - не только благородное, но и высокодоходное дело. Успешные бизнесмены - это, как правило, рисковые люди, которые не прочь испытать себя в экстремальных условиях. Приключения приносят прямой доход их организаторам, помогают продвигать бренды и служат отличной рекламной площадкой.

 

Оранжевый - цвет апельсина, революции, полярной авиации и МЧС. Однако для коммерческого использования первой его "застолбила" компания "Руян" - владелец бренда "Экспедиция".

            В 2000 году президент компании "Руян" Александр Кравцов с компаньонами начал строительство в Москве ресторана северной кухни. "Я предложил назвать ресторан "Фактория Полуй" в честь одной географической точки на Крайнем Севере, - рассказывает Кравцов. - Но это название показалось неблагозвучным. Зато название "Пропавшая экспедиция" устроило всех. Однако катер, на котором мы заготавливали деликатесы на Севере, так называть было нельзя. Ведь известно: как вы яхту назовете, так она и поплывет... Прилагательное из названия убрали. Осталось "Экспедиция". После ресторана появились и другие проекты в рамках общего бренда".

            Самым известным проектом под оранжевой маркой является трансконтинентальный пробег "Экспедиция-трофи". За две недели участники автомобильной гонки должны пройти расстояние в 16 000 км: от маяка на берегу Кольского залива до маяка в заливе Петра Великого на Дальнем Востоке. Призовой фонд - 10 кг чистого золота. Средние расходы на участие в трофи-рейде для экипажа из трех человек (двое мужчин, одна женщина) оцениваются в $10 000 (они тратятся на дооборудование машин, бензин, ремонт, питание экипажа и пр.). Это - не считая стоимости самой машины.

            Средства на столь масштабное предприятие Кравцов и его компаньоны заработали на продажах средств по уходу за обувью и химикатов для борьбы с комарами. Компания "Руян" разработала и запустила бренды "Раптор" и "Москитол". Ежегодный оборот компании достигал $50 млн. Однако сегодня Кравцов решил отказаться от "комариного" бизнеса, слишком обыденного на фоне его нынешнего увлечения.

            "В какой-то момент мы пришли к выводу, что имеет смысл заниматься только брендами образа жизни, - говорит Кравцов. - Это делает ее интереснее и позволяет извлекать большую прибыль. Поэтому мы отказались от бизнеса, построенного на обувной косметике и средствах от комаров. Мы отдали их нашим бывшим акционерам, а сами сконцентрировались исключительно на развитии брендов "Экспедиция", Forester (товары для шашлыка и пикника) и собственно "Руян" как компании-работодателя".

            Сегодня Кравцов, по его собственным словам, "занимается серийным производством историй, переживаемых на себе". Потом из этих историй рождаются новые товары. Не обязательно палатки и альпинистское снаряжение: например, вскоре в номенклатуре компании появится травяной чай.

            Организаторские способности руководителей проекта "Экспедиция-трофи", а также их административные (в штаб гонки, например, входит сын главы РАО "ЕЭС" Алексей Чубайс) и финансовые возможности позволили организовать грандиозное мероприятие. В прошлом году караван автомобилей сопровождал целый поезд с журналистами, друзьями организаторов и просто небедных болельщиков (стоимость билетов в поезд сопровождения на нынешнюю гонку составляет $6000). Для участников автомобильного марафона был даже организован концерт группы Boney M на льду озера Байкал.

            Точную сумму, которая тратится на организацию ралли, президент группы компаний "Руян" Александр Кравцов не раскрывает. По его словам, "затраты на организацию одной гонки - несколько миллионов долларов".

            Ближайшая цель - превратить ралли в самоокупаемый проект. По мнению Кравцова, сделать его прибыльным можно за счет более широкого привлечения спонсоров. "Затраты на прямую рекламу постоянно растут, а эффективность ее падает, - считает предприниматель. - Поэтому такие яркие проекты, как "Экспедиция-трофи", становятся все более привлекательными для спонсоров".

            Пока же организаторы рассчитывают в большей степени на рекламный эффект мероприятия. "В России первая гонка, которая состоялась в 2005 году, инициировала узнаваемость бренда "Экспедиция", - утверждает Кравцов. - Об этом говорят и результаты продаж товаров под этой маркой. Если говорить про все услуги и товары под брендом "Экспедиция", то их реализация каждый год как минимум удваивается".

            Сегодня под брендом "Экспедиция" в Москве работает ресторан полярной кухни, выпускаются товары для туризма, путешествий и активного отдыха. Недавно в России и странах СНГ началось развертывание сети франчайзинговых магазинов "Экспедиция". По словам Кравцова, весной по всей стране будет работать 20 магазинов под этой вывеской. А через три года их количество превысит 300.

Концепция магазинов весьма необычна. "В каждом мужчине скрыт ребенок, - говорит Кравцов. - В каждой женщине скрыт романтик. Вроде как мужских особей вокруг много, но настоящих "ковбоев" не видно. Мы выделили главные образы, которые у мужчин олицетворяются с детскими играми, а у женщин с мужественностью: ковбой, индеец, солдат, гонщик, моряк, летчик. Соответственно в магазинах "Экспедиция" мы выстраиваем не стандартный ассортимент продуктовых категорий: головные уборы, украшения, снаряжение. Мы пытаемся создать некий образ".

Саму гонку Кравцов рассматривает не только как коммерческое мероприятие и рекламу бренда "Экспедиция", но и как способ сплотить команду и вывести фирму на новые рубежи развития. "Мы считаем, что на рынках выигрывают компании, в которых максимальным образом раскрывается человеческий потенциал, - говорит Кравцов. - Всегда надо замахиваться на то, что невозможно. Это позволяет людям прыгнуть "выше головы". Первым подобным проектом стало строительство храма в Антарктиде. Потом была придумана гонка "Экспедиция-трофи".

 

 

Под парусами

 

В мире экстремальный туризм существует лет пятнадцать. По-настоящему экстремальные путешествия предлагались, главным образом, в альпинизме, как правило, американским клиентам. Например, за покорение высочайшей вершины планеты - Эвереста - коммерческие участники должны заплатить профессиональным альпинистам, их сопровождающим и организующим восхождение, не менее $50 000.

            Для России организация коммерческих приключений - дело новое. Индустрия только зарождается. У нас в стране острые ощущения богатым клиентам продают опытные полярники, альпинисты, яхтсмены и автогонщики. Причем богатых клиентов "цепляет" не столько возможность ощутить опасность, но, прежде всего, имена спортсменов и профессиональных путешественников, которые устраивают коммерческие туры.

            Один из самых необычных проектов предлагает известный путешественник-яхтсмен Федор Конюхов. Он набирает коммерческих участников в свой экипаж для путешествий через Атлантику и вокруг света на макси-яхте "Торговая сеть "Алые Паруса". Стоимость участия в трансатлантическом переходе с Конюховым - более $18 000. Кругосветное путешествие обойдется примерно в $60 000.

            В коммерческих проектах Федор Конюхов, по его словам, оказался случайно. "В 2003 году я вел переговоры о покупке 30-метрового макси-катамарана, - рассказывает путешественник. - Цена сделки была около $1 млн. В 1995 году парусник выиграл Кубок Жюля Верна, обогнув земной шар за 75 дней. Судно многократно ремонтировалось, перестраивалось, и путем обычного осмотра нельзя было определить возможные дефекты. В итоге договорились, что я возьму катамаран в аренду за $2000 в сутки для пробного путешествия из Англии на Карибские острова и обратно. Вернувшись в Москву, попросил подключиться к поиску спонсоров своих друзей. Они сказали: а зачем нам спонсоры, мы сами оплатим аренду при условии, что ты возьмешь нас в экипаж".

            В первое коммерческое путешествие с Конюховым отправились издатель глянцевых журналов Евгений Змиевец, глава российского Gallup Media Руслан Тагиев, президент компании "Планета Боулинг" Александр Сорокин и несколько других коммерсантов.

            В этом году путешественник проводит отбор экипажа для кругосветного плавания, которое запланировано на 2006 - 2007 год. На борт спортивного парусника планируется взять 5 - 6 любителей (всего экипаж будет состоять из 10 - 12 человек), которые оплатят приключение из своего кармана.

            Несмотря на то, что Конюхов фактически продает места в экипаже, называть это своим бизнесом он не хочет. "Мои друзья-бизнесмены, с которыми я уже сходил в трансатлантический поход, предлагают мне создать что-то вроде бюро экстремальных путешествий, но я отказываюсь, - говорит Конюхов. - Я боюсь зарабатывать на океане. Четыре раза ходил в кругосветку и 16 раз пересекал Атлантику, но каждый раз, уходя в плавание, не знаю, чем и как оно завершится. Поэтому все деньги, которые вносят бизнесмены за участие в моей экспедиции, тратятся, собственно, на ее подготовку: на содержание яхты, покупку парусов, такелажа".

            Для того чтобы макси-яхту вывести в океан, нужны сотни тысяч долларов. К примеру, комплект из 4 парусов стоит $145 000, новая мачта - $185 000, новый такелаж - еще $185 000.

            Аналогичные экстремальные яхтенные туры существуют и за границей. Есть английский проект, который называется Global Challenge - 12 яхт идут вокруг света через мыс Горн, против ветра. Уникальность гонки в том, что на паруснике лишь один профессионал - шкипер, а остальные 14 членов экипажа - любители. Девиз гонки - "Обычные люди делают необычные вещи". Время в пути - 9 месяцев. Гонка идет с заходами в порты, месяц в пути, месяц стоянка. Стоимость участия в подобной кругосветке - 30 000 фунтов стерлингов (около $55 000).

 

За холод надо платить

 

Экстремальные туры предлагают богатым клиентам не только частные компании, но и фирмы, созданные при государственных учреждениях. Экстремальные лыжные походы на Северный полюс организует музей исследований Арктики и Антарктики. Первую такую экскурсию здесь организовали в 1992 году, а начиная с 1997 года подобные туры происходят регулярно. Основную массу туристов, отправляющихся на полюс, составляют граждане европейских стран, прежде всего Германии и Италии, однако в последние годы все больше желающих посетить Северный полюс появляется и в России. "В 2002 году мы сводили на Северный полюс только двух туристов из России, а в 2003-м их было уже шесть", - отмечает директор музея Виктор Боярский.

            Самый экстремальный лыжный поход на Северный полюс рассчитан на две недели: неделю занимает лыжный переход к полюсу (от старта, находящегося в 200 км от полюса, куда участников доставляют вертолетами) и неделю - обратная дорога. Стоимость тура составляет в настоящее время около $14 000 и ежегодно увеличивается из-за роста цен на топливо, в том числе для вертолетов, которые везут экстремалов к началу маршрута.

            "В принципе, любой здоровый человек достаточно спокойно выдержит подобную экскурсию, - говорит Боярский. - За все время их проведения у нас было всего три отказа, когда люди не могли и не хотели идти дальше". По мнению Федора Конюхова, в бизнесе экстремальных путешествий главное - не количество клиентов и не уровень комфорта. Принципиально важно сделать проект безопасным и, по возможности, сжатым по времени. "Такой проект должен осуществляться за две недели. Это оптимальный срок для людей бизнеса. В то же время всегда есть большое количество форс-мажорных обстоятельств: к примеру, непогода. У людей будут рушиться планы. Поэтому на экстремальные приключения надо настраиваться философски. Человек предполагает, а океан располагает".

 

Кто зарабатывает на приключениях

Компания "Руян"

Год основания: 1995

Сфера деятельности: разработка и продвижение товаров под брендами "Экспедиция" (сувениры, подарки, туристическое снаряжение, одежда для активного отдыха) и Forester (мангалы, уголь, шампуры в подарочной упаковке). Ресторанный бизнес. Организация коммерческой гонки "Экспедиция-трофи"

Оборот компании: не раскрывается; по словам президента "Руян" Александра Кравцова, в подразделениях его компании чистая прибыль $50 000 на одного человека в год считается хорошим показателем

 

Еще по теме