Top.Mail.Ru
архив

Фрадков вспомнил о бизнесе

Весть о грядущем снижении НДС до 13% пришла, когда ее никто не ждал. В конце прошлой недели аппарат правительства обнародовал «Дополнительные меры, направленные на ускорение темпов экономического роста». К «мерам» прилагался подписанный Михаилом Фрадковым план проведения необходимых преобразований в финансовой сфере. И в качестве первого пункта в нем значилось поручение Герману Грефу и Алексею Кудрину подготовить предложения по снижению НДС с 18% до 13% с 1 января 2007 года.

«Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил: «Есть!» Поручение будет выполнено. Правда, у нас есть еще финансовый план, подписанный Фрадковым около месяца назад, который полностью противоречит решению, одобренному им сейчас», – заявил после появления этой новости источник в Минфине. Подобная жесткая реакция со стороны главного финансового ведомства страны была вполне ожидаемой: именно Минфин весной этого года успешно «похоронил» очередное предложение о снижении НДС. А теперь оно не только вернулось, но и нашло поддержку «на самом верху» – у премьер-министра России.

Резкое снижение налогов – с агитационной точки зрения –  шаг беспроигрышный. Вне зависимости от экономических и социальных последствий, он обеспечивает властям предержащим поддержку бизнеса. К тому же решимость правительства снизить НДС более чем на четверть от нынешней «планки» налога можно рассматривать как неоспоримое свидетельство «либеральности» кабинета министров в целом и Михаила Фрадкова в частности. Последний, как инициатор снижения НДС, становится святее Папы Римского и уж точно – либеральнее своего главного оппонента главы МЭРТ Германа Грефа.

Снижение любого налога означает, что в распоряжении предприятий сохраняется большее количество свободных денежных средств, и компании могут направлять больше денег на инвестиции и развитие своего бизнеса. В соответствии с либеральной экономической теорией, они по определению делают это более эффективно, чем государство. Однако если на территории страны неблагоприятный инвестиционный климат, если не существует большого количества инвестиционных проектов, то денежные средства, даже оставшиеся в распоряжении предприятий, не превратятся в инвестиции. «Власти могут чинить любой произвол, а социальный протест при необходимости заливать свободными деньгами. Прокуратура усиливает давление на бизнес. В таких условиях средства, которые предприниматели получат от снижения НДС, пойдут не на инвестиции. Их вывезут за рубеж или направят на престижное потребление. Инфляция, соответственно, вырастет», – уверен глава Высшей школы экономики Евгений Ясин.

Инициаторы снижения НДС обычно выступают в роли защитников потребителей: ведь сокращение налогового бремени, по логике, неизбежно должно обернуться снижением цен на товары и услуги. Однако, как сказал «Ко» генеральный менеджер по маркетингу компании «Рольф» Валерий Тараканов, это отнюдь не факт: «Чисто теоретически дела обстоят именно так, но полной уверенности в этом нет. Вспомните хотя бы отмену налога с продаж – тогда цены на большинство товаров остались на том же уровне. Что касается автомобильного рынка, то все будет зависеть от баланса спроса и предложения. У нас этот вопрос еще даже не обсуждался. Нынешняя рентабельность автомобильного бизнеса устраивает далеко не всех, поэтому цены могут остаться на прежнем уровне даже после снижения ставки НДС».

 

Еще по теме