Top.Mail.Ru
архив

Фронт на заднем дворе

В России зарождается новый лозунг: «враг у ворот». Идею проходящего через каждый задний двор фронта родил быстро мутирующий чиновник кремлевской администрации, а теперь творчески развил и думский глава Борис Грызлов. Понятно, что ему, особенно поднаторевшему в борьбе с оборотнями на посту главы МВД, тема внутреннего врага, затаившегося в родном доме, не может не стать близкой и понятной.

Риторика такого накала свидетельствует, что власть, чьи представители столь горячи в рассуждениях, находится в несколько нервном состоянии. Возможно, оттого и путаница между исходной оценкой (внешние силы, заинтересованные в ослаблении и расколе) и лозунгом момента: «фронт проходит в каждом доме и в каждом дворе». При всем понимании ментальности новой элиты все же сложно представить, что «пятая колонна» (если поверить в этот миф) вместе с засланными эмиссарами может составить примерно половину населения – а иначе никак не обеспечить описанный фронт. Проще предположить, что в соответствии с диагнозом профессора Преображенского тотальный фронт (в первоисточнике «разруха») находится в чьих-то головах. А, например, в Израиле вместо поиска внешних врагов и «пятой колонны» просто уничтожают террористов: не по неподтвержденной информации военных, а на самом деле.

Если продолжить подходящее к случаю цитирование из более поздних времен, то вспоминается горинское: «война – это не покер, ее нельзя объявлять, когда вздумается». Это, впрочем, отдельная тема, поскольку война вообще-то понятие юридическое, и оперировать этим термином без должных законодательно закрепленных оснований не слишком правомочно. Стоит вспомнить хотя бы, как этот термин применялся или, наоборот, заменялся (когда велись различные боевые действия в Чечне) в зависимости от потребностей пропагандистского аппарата и политической ситуации. Правда, при современном уровне правосознания, демонстрируемом различными государственными органами, до таких нюансов вряд ли кому есть дело.

Тем не менее, поскольку сама исходная проблема – терроризм – и вправду более чем серьезна, сомнительно, что мобилизовать общество можно столь нервными и не очень внятными лозунгами. Более того, есть некоторая опасность, описанная в классической истории про мальчика, который имел привычку без всяких оснований кричать про волков. Рано или поздно может возникнуть необходимость мобилизации общественного сознания, и тогда хотелось бы, чтобы общество отнеслось к обращению власти с необходимым доверием.

Видимое же нервное состояние представителей правящей элиты понять тоже можно. Замена серьезных и системных мероприятий по борьбе с терроризмом корректировкой политической системы в сторону дальнейшего сворачивания демократических институтов и усилением финансирования пока ничем не доказавших свою профпригодность спецслужб рано или поздно покажет свою неэффективность. И тут крайне важно не оказаться в списке крайних, ответственных за провалы. Начало этого сложного процесса можно наблюдать на примере замечательных диалогов столичного УВД и прокуратуры по поводу дела Пумане. Помимо представителей волшебного треугольника ФСБ – МВД – прокуратура, занятых различными видами хозяйственной деятельности, которая мешает сосредоточиться на основных функциях, возможен поиск (и даже успешный) виновных и в политической элите. Так что линия, про которую нам так энергично рассказывают, пока проходит между теми, кто будет отвечать, и теми, кто этой ответственности сумеет избежать. И, похоже, к аппаратным играм все это имеет пока большее отношение, чем к борьбе с терроризмом.

Еще по теме