Футбол стал частью "Культуры"
ФУТБОЛ вновь вернулся на российское телевидение. Кроме зрителей, получивших возможность досмотреть по телевизору концовку очередного первенства, выиграли телеканалы. Футбольным клубам досталось немного денег, а в перспективе новый календарь будет верстаться под телевизионную сетку.
Большую часть футбольного сезона телезрители могли смотреть по RenTV только домашние матчи московского "Спартака". Результаты остальных матчей приходилось узнавать из новостных сводок. Казалось, что клубы и телеканалы никогда не достигнут компромисса. И все же прорыв состоялся.
В начале августа компании "Инфобанк спорт маркетинг" удалось подписать соглашение с ВГТРК о трансляции домашних матчей пяти команд - московских "Локомотива" и "Торпедо", махачкалинской "Анжи", волгоградского "Ротора" и питерского "Зенита". В свою очередь, московское "Динамо", самарские "Крылья Советов" и элистинский "Уралан" передали права на телетрансляцию своих домашних матчей столичному ТВЦ.
Клубы, выбравшие ВГТРК, за каждую трансляцию получат по $10 тыс. Те же, кто предпочел ТВЦ, получат по $2 тыс. Поскольку до конца чемпионата осталось всего 8 туров, нетрудно рассчитать, что доход каждой команды составит по максимуму $40 тыс. (пул ВГТРК), а по минимуму - $8 тыс.
Много это или мало? Если вспомнить, что еще неделю назад перспектива трансляций вообще не просматривалась, то сумма выглядит вполне приемлемо. Однако если сравнить эти деньги с суммами, запрашиваемыми руководителями клубов за трансляции в начале сезона, то получится, что футбольные боссы сели в лужу. Прибылей от трансляций не хватит даже на покупку самого дешевого игрока (минимальная стоимость трансферта составляет около $50 тыс.). Выходит, что ради удовольствия видеть себя на экранах телевизоров руководители футбольных клубов приняли условия телевизионщиков. В относительном выигрыше остался только "Спартак", успевший заключить выгодный контракт с RenTV.
Речь идет даже не о доходе для спонсоров. Матчи пяти клубов, заключивших через РФС контракт с РТР, будут показывать по каналу "Культура". На этом канале нет рекламы, поэтому окупить трансляции будет сложно. Спонсор трансляций компания Xerox довольствовалась логотипом в углу экрана.
По словам главного продюсера ВГТРК Александра Акопова, со следующего сезона календарь чемпионата России впервые в практике нашей страны будет построен с учетом телевизионной сетки. Однако и здесь скрыты неприятные неожиданности для клубов и их болельщиков. Например, ВГТРК сначала наотрез отказывалась транслировать воскресные футбольные матчи. Правда, позже удалось договориться, что игры будут начинаться в 16.00. Зато одна из игр тура будет проходить в понедельник в 18.00. Для телевидения это идеальная возможность транслировать матч на всю страну и собирать наибольшую зрительскую аудиторию. Однако для болельщиков, предпочитающих просмотр игр на стадионе, время начала матча покажется неудобным. Соответственно пострадают и клубы, которые будут играть при полупустых трибунах. Правда, в России доход от продажи билетов и атрибутики настолько мал, что руководители клубов даже не называют цифр. Так что клубам приходится выбирать между мизерными доходами от билетов и мелкими доходами от трансляций.
Бизнес российских клубов выглядят особенно забавно на фоне их западных конкурентов. Продажа прав на трансляции во всем мире является одним из основных источников формирования клубных бюджетов. К примеру, стоимость трансляций игр премьер-лиги колеблется в пределах $1 млрд. Как следствие на порядок различаются и клубные бюджеты. Так, годовой бюджет дортмундской "Боруссии" составляет $100 млн, а бюджет бессменного лидера российской высшей лиги "Спартака" недотягивает до $15 млн. Получается настоящий бизнес по-русски.