Top.Mail.Ru
архив

Газовый мандат

Мировой газовый конгресс, завершившийся в Буэнос-Айресе, дал ответ на основной вопрос глобальной энергетической стратегии: при постепенном вытеснении нефтепродуктов газом безопасность поставок должна гарантироваться не только продавцом, но и покупателем.


Мир меняется. Глобальный экономический кризис диктует новые условия для развития индустрии, констатировали участники форума. Поэтому одно из предложений, озвученное российской стороной, - создание Мирового энергетического кодекса. "Рынок природного газа превращается в глобальный. Следовательно, помимо региональных систем, необходимо сформировать систему глобального регулирования", - заявил президент Российского газового общества Валерий Язев. По его словам, документ будет содержать общие правила добросовестного и ответственного поведения, которые обеспечат баланс интересов всех сторон, в том числе и российской.

РАВНЫЕ РИСКИ

   Россия является одним из лидеров в поставках на мировые рынки природного газа, а "Газпром" обеспечивает 18% от общей добычи, и это сегодня крупнейший мировой экспортер. На начало 2009 года доказанные запасы компании оценивались в 33,1 трлн куб. м. "С точки зрения взаимных долговременных интересов, учитывая необходимость финансирования длительных инвестиционных циклов, работа по долгосрочным контрактам дает основное преимущество - стабильность, - говорит глава "Газпрома" Алексей Миллер. - Подобный механизм служит надежным и безальтернативным инструментом для организации финансирования капиталоемких и рискованных проектов по созданию мощностей по добыче и транспортировке газа. Он гарантирует надежность и устойчивость газоснабжения для всех участников рынка, являясь важнейшим элементом энергетической безопасности".
   У "Газпрома" крупнейший в мире портфель долгосрочных контрактов на поставку газа. По уже подписанным документам предусматривается экспорт почти 3 трлн куб. м газа, при этом срок действия некоторых договоров - до 2035 года. Именно это позволяет компании инвестировать в наиболее важные проекты. При этом финансовых вложений "Газпром" делает ровно столько, сколько требуется для выполнения своих обязательств. Например, инвестпрограмма в 2009 году составит около $25,5 млрд, и эта цифра превышает средние показатели последних трех лет. А значит, те, кто подписал долгосрочные контракты, могут не беспокоиться о достаточности инвестиций для будущих поставок даже в период подъема рынков, когда кризис закончится.
   Средства идут и в геологоразведку, поэтому последние четыре года прирост запасов стабильно превышает объемы добычи. Кроме того, в прошлом году "Газпром" получил лицензии на несколько стратегически важных месторождений с суммарными запасами около 4 трлн куб. м. Имеющиеся мощности дают возможность быстро реагировать на изменение спроса и с высокой степенью надежности выполнять все контракты. Необходима лишь гарантия покупателей на заявленные объемы. Поэтому проблема достаточности инвестиций является одной из наиболее важных для Международного газового союза. Сегодня энергетическое сотрудничество базируется на разделении рыночных рисков между производителями и крупными оптовыми импортерами, которое возможно благодаря долгосрочным контрактам. Производители несут технологические и ценовые риски, а крупные импортеры - риски отбора газа на основании обязательств "бери или плати". И сохранение этого механизма является необходимостью в период временного сокращения спроса на газ на основных рынках.

СЫРЬЕВОЙ ИНТЕРЕС

   Что такое гарантирующий поставщик? В российской электроэнергетике это компания, которая обязана заключить договор с любым обратившимся к ней потребителем. По аналогии с этим определением "Газпром" за последние несколько десятилетий стал гарантом поставок необходимых объемов газа для Европы. А по мере реализации планов в области сжиженного природного газа (СПГ) "Газпром" станет таким гарантирующим поставщиком в глобальном масштабе.
   Российская компания преследует цель соблюдения интересов поставщиков и потребителей и выступает за реализацию совместных международных проектов, за создание транснациональных цепочек полного цикла "добыча - сбыт". Пример такого сотрудничества - партнерство с немецкими концернами BASF и E.ON. Совместная деятельность охватывает и добычу (Южно-Русское месторождение), и транспортировку (газопровод "Северный поток"), и работу с конечными потребителями (поставки через совместное с BASF предприятие - "Вингаз" и проекты с E.ON в электрогенерации). На ачимовских залежах Уренгойского месторождения "Газпром" работает вместе с "Винтерсхалл". Подобная модель работы при сохранении 100% лицензионных прав за "Газпромом" станет базовой для первой фазы освоения Штокмановского месторождения совместно с французской Total и норвежской Statoil. С вхождением в состав акционеров "Норд Стрим АГ" - компании по строительству, эксплуатации и управлению газопроводом "Северный поток", голландской Gasunie статус проекта трансформировался из двустороннего российско-германского в общеевропейский. В его реализации принимают участие 14 компаний из семи европейских стран.
   В ряду международных проектов "Газпрома" стоит и "Южный поток". Морская часть планируется как совместный бизнес с итальянской Eni, а возможно, и с французской EDF, сухопутный участок будет построен совместными предприятиями с компаниями стран - участниц проекта. Реализация Восточной газовой программы предоставила возможность для общей работы российских и зарубежных структур. В рамках проекта "Сахалин-2" "Газпром", Shell, Mitsui и Mitsubishi построили первый в России завод по производству СПГ. Большой интерес иностранные партнеры проявляют к реализации интегрированного СПГ-проекта на базе северо-восточной группы месторождений на полуострове Ямал. Новые газопроводы не только позволят диверсифицировать маршруты экспорта российского газа, снизив транзитные риски, но и создадут дополнительные возможности для увеличения поставок газа. Таким образом, создается единое энергетическое пространство не только на европейском континенте.
   Проблемы отрасли, особенно в условиях мирового кризиса, невозможно решить одной лишь координацией действий крупнейших экспортеров. Необходимо объединение всех заинтересованных участников газового рынка. Несмотря на очевидные преимущества природного газа перед другими видами топлива, не стоит думать, что его роль в мировом энергетическом балансе гарантирована, особенно когда некоторыми политиками декларируется в качестве главной цели снижение потребления углеводородов. Платить за реализацию их высокозатратных концепций предлагается миллионам потребителей.
   Таким образом, одной из ключевых задач, которую предстоит решить крупнейшим энергетическим компаниям в рамках Мирового газового союза, является формирование глобального баланса газа как основы для долгосрочного планирования в масштабах всей газовой промышленности.