Top.Mail.Ru
архив

Духовная пища

В последние годы доля сбыта печатной продукции через супермаркеты растет по отношению к другим каналам. Однако радужную картину портит снижение продаж: покупатели все реже тянутся за товарами импульсного спроса, к которым относят и прессу. О том, как работать с этим продуктом в кризис, "Ко" рассказал генеральный директор федерального поставщика печатной продукции ООО "Медиа Дистрибьюшен" Павел Ракитянский.

По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), кризис существенно отразился на сегменте распространения в супермаркетах: произошло сокращение ассортимента, увеличилась отсрочка платежей по инициативе ритейлера, выросли задолженности сетей перед дистрибьюторами и сроки оплаты за реализованный товар (отсрочка платежей по отдельным сетям достигает 120 дней). Более того, некоторые сети обанкротились или закрыли нерентабельные объекты и пр. Чтобы уменьшить давление отраслевых проблем на компанию, лидер этого сегмента рынка - "Медиа Дистрибьюшен" запустил процесс реструктуризации.
   
   - Возросла ли наценка дистрибьютора печатной продукции, работающего с сетями?
   - За счет сокращения собственных затрат мы стараемся свою наценку держать на прежнем уровне, хотя выплаты в сети увеличиваются. Во-первых, упали арендные ставки на склады, во-вторых, на фоне роста товарооборота в штуках мы уменьшили свои складские площади. Стараемся повысить эффективность работы логистики, оптимизируем транспортные расходы, численность компании во всех подразделениях.
   
   - За счет чего вы увеличиваете товарооборот, учитывая тот факт, что тиражи издательств падают, а продажи прессы сокращаются?
   - Мы сейчас работаем тонкими настройками. К примеру, раньше, до кризиса, для глянцевых журналов, которые заинтересованы в рекламодателе, больше, чем объемы продаж, важна была представленность в сети - своего рода рекламной площадке их издания. И они готовы были платить маркетинговые отчисления за присутствие, потому что знали, что эти выплаты им вернутся в виде рекламы. Получалось так, что на полке мог быть представлен товар с низкой оборачиваемостью. Сейчас мы, меряя уровень спроса в каждой точке продаж по каждому журналу, формируем товарную матрицу так, чтобы объем продаж по каждому журналу был максимальный. Замещая маркетинговый доход валовым, мы также стараемся снизить нагрузку на издателей, которые, потеряв часть рекламных денег, уже не готовы платить такие маркетинговые выплаты, бонусы и пр. И сети тоже в первую очередь заинтересованы в том, чтобы на полке стояла продаваемая продукция, а не библиотека для рекламодателей. Мы стараемся сократить объемы так называемой ремиссии (обратного потока непроданных изданий). И если раньше более 30% продукции оставалось непроданным, то сейчас мы сократили этот объем как минимум до 25%, а по некоторым изданиям - и того меньше.
   
   - Удается ли вести переговоры с сетями по поводу сокращения бонусных и маркетинговых выплат?
   - Ведем. На сегодняшний день, на мой взгляд, для сетей пресса является очень выгодным товаром в непродовольственном сегменте. Средняя оборачиваемость прессы на полке - 18, ну, может быть, 20 дней максимум. Отсрочка платежа в сетях - 90 дней, то есть сеть может успеть 4-5-6 раз обернуть деньги, полученные за реализацию товара, использовать их для собственного развития. Прессу можно сравнить со скоропортящейся продукцией, а уровень наценки гораздо выше. У сети обычно достаточно стандартная наценка на всю прессу - 20 - 30% или 40%, в зависимости от того, как сеть себя позиционирует. Такой объем валового дохода с полки мало какая категория может дать. И сети не заинтересованы в том, чтобы окончательно убить этот бизнес. Если сравнивать 2002 - 2003 и 2008 - 2009 годы, то объем продаж через супермаркеты по сравнению с киосками и другими специализированными каналами продаж вырос в разы.
   
   - "Медиа Дистрибьюшен" обслуживает 680 торговых объектов по всей России. Кризис в ритейле отразился на ваших финансовых показателях и росте оборота?
   - Наверное, "Медиа Дистрибьюшен" - единственная компания на сегодняшний день, которая развивает свою логистику и оказывает услуги на территории всей России вместе с сетями. Мы сохранили свои докризисные позиции - за счет расширения ассортимента, заключения новых договоров наши обороты не падают и в рублях (10-15-процентный рост цен, в общем-то, покрывает инфляцию), и в штуках. У нас замедлились темпы роста, но рост все равно сохранился. Мы сейчас хотим продолжать расширять свое присутствие в регионах, и мы идем не только с открытием новых магазинов, мы готовы открывать поставки в уже действующие точки в регионах. Кроме того, кризис в целом подрубил местную дистрибьюцию, что дает нам дополнительные возможности.