Гей, славяне
Назначение чеха Михала Чупы в Golden Telecom подтвердило прогнозы хэдхантеров: Москва становится модным местом для восточноевропейских экспатов. Наша страна привлекает их масштабами рынка, а российским работодателям интересен западный опыт в сочетании со славянским менталитетом.
Украинская певица Верка Сердючка (она же Андрей Данилко) стала телезвездой новогодних каникул. В течение недели гарная украинская дивчина разбавляла традиционный набор Пугачева – Киркоров – Галкин на всех каналах. Секрет популярности Сердючки не только в забавном образе и позитивном настрое. Верка, хоть и иностранка, доходчиво шутит над узнаваемыми персонажами и говорит на понятном всем суржике (помесь русского и украинского).
Причины, по которым руководство российских компаний приглашает менеджеров из стран Восточной Европы, примерно те же: несмотря на то что образование и профессиональный опыт они приобретали за рубежом, их стиль управления и менталитет знакомы и понятны в России. И все они учили в школе русский язык.
Do you speak Russian?
По наблюдениям хэдхантеров, за последние год-два интерес к России со стороны иностранных наемных менеджеров значительно вырос. «Можно говорить о второй волне иммиграции экспатов, – уверена Екатерина Кимпеляйнен, партнер международного агентства по подбору персонала высшего звена Amrop Hever Russia. – Но изменился профиль специалистов. В 1994 – 1996 годах приезжали скорее «любители приключений». Теперь работа в России больше не напоминает освоение Клондайка, люди знают, что их ждет. Имируководит business challenge».
У отечественных работодателей встречный интерес. Их привлекает западное образование и профессиональный опыт иностранцев. Но российские компании больше не готовы платить за это бешеные деньги. Зарплата топ-менеджера «оттуда» составляет порядка $200 000 в год плюс бонусы, компенсационный пакет (оплата квартиры, автомобиля, поездок домой, образования для детей, а также страхование, денежное пособие для жены) – еще около $200 000 в год.
За эти деньги можно нанять пять хороших российских специалистов, не уступающих западным в опыте и профессионализме. Не говоря уж о чувстве ответственности. «Для большинства экспатов работа в российской компании – это возможность быстро заработать большие деньги без ощутимых морально-психологических вложений, – говорит Анна Кофф, партнер executive search-компании «Росэксперт». – Оставаясь в роли внутреннего консультанта, экспат зачастую не считает необходимым нести профессиональную и личную ответственность за бизнес, а также готовить себе преемника или команду».
Кроме того, владельцам российских компаний перестал нравиться элегантный английский или экспрессивный итальянский, на котором говорят их топ-менеджеры. Они все чаще делают выбор в пользу русскоговорящих или способных быстро выучить русский язык профессионалов, знакомых к тому же со спецификой местного рынка. «В последнее время обещание выучить русский язык оговаривается чуть ли не в контракте», – рассказывает Екатерина Кимпеляйнен. Подобные требования существенно сужают территорию поиска. Взоры хэдхантеров чаще обращаются в сторону стран Восточной и Центральной Европы.
Буфер обмена
В ноябре прошлого года стало известно о новом заместителе председателя совета директоров и кураторе розничного направления Альфа-банка – чехе Петре Шмиде. «Я доволен тем, что теперь в нашей команде один из самых уважаемых и талантливых профессионалов в области развивающихся рынков», – так высокопарно прокомментировал его назначение президент Альфа-банка Петр Авен.
В начале февраля розничное направление компании «Комус», торгующей канцелярскими товарами, возглавил тоже выходец из Восточной Европы – поляк Гжегож Станиевски. Создавая дивизион корпоративно-розничных продаж, компания «Комус» ставила перед собой задачу вывести систему сбыта на европейский уровень, в том числе за счет внедрения адаптированных западных стандартов и технологий организации сбыта. Для развития этого направления «Комусу» потребовался специалист, обладающий практикой ведения продаж в мультибрэндовых торговых компаниях на европейском офисном рынке.
«Мы целенаправленно искали менеджера в странах Восточной Европы, где развивают бизнес западные компании, так как восточноевропейский рынок – это своеобразный буфер между Западом и Россией, полигон для обкатки западных технологий ведения бизнеса», – рассказывает Михаил Ахмедов, директор по развитию «Комуса». Ранее Гжегож Станиевски занимался организацией продаж в польских филиалах американского концерна Office Depot и французской компании Lyrecco, занимал должность директора по маркетингу и продажам польской фирмы С.Hartwig.
История развития рыночной экономики восточноевропейских стран мало отличается от российской. Но проблемы, с которыми сталкивается сегодня российский менеджмент, польские или чешские управленцы преодолели несколько лет назад. «Этот опыт мы и решили использовать, – продолжает Ахмедов. – Нам нужен был человек, знакомый с бизнесом филиалов международных торговых компаний, которые в Россию еще не пришли».
Чех Михал Чупа стал исполнительным директором Golden Telecom в силу других причин. «Российский рынок телекоммуникаций очень узок, – говорит Екатерина Кимпеляйнен (проект по поиску CEO для Golden Telecom осуществляла компания Amrop Hever). – На нем действуют всего три крупные компании, и переход специалистов из одной в другую не приветствуется». После рассмотрения нескольких кандидатов внутри самой компании было принято решение искать CEO в Восточной Европе. Нужен был человек, знающий специфику телекоммуникационного рынка, способный быстро освоить русский язык и обладающий ярко выраженными лидерскими качествами. По словам Кимпеляйнен, сначала рассматривались 12 кандидатур из стран восточноевропейского региона, затем из них были выбраны два менеджера – из Польши и Чехии. В итоге должность CЕO занял Михал Чупа из Праги. С 1992 года он работал в государственной компании CeskaTelecom, а с 1999 года возглавлял компанию Contactel – альтернативного оператора фиксированной связи в Чехии, 100-процентной «дочки» Telecom Denmark. Не последнюю роль в назначении Чупы сыграла его готовность в короткие сроки восстановить свои знания русского языка.
Раззудись, плечо
Мотивы отечественных работодателей понятны. Самих же экспатов привлекают главным образом масштабы российского рынка. «Россия и Польша имеют много общего, но есть и своя специфика, – говорит Гжегож Станиевски. – Например, большие расстояния и связанная с этим дополнительная логистическая составляющая бизнеса. К тому же мне было интересно поработать в стране, имеющей свою ярко выраженную национальную окраску бизнеса».
Работа в России дает братьям-славянам и международный опыт, без которого трудно продвигаться по карьерной лестнице в транснациональных корпорациях.
Существенный минус восточноевропейских менеджеров – недостаток опыта работы на крупных рынках. «Поэтому для России подходят далеко не все, – считает Кимпеляйнен. – Нужны люди, которые уже переросли небольшие рынки и им необходим определенный масштаб операций». По словам Станиевски, для него имел значение и тот факт, что предложение поступило от компании – лидера местного рынка, – которая обладает ресурсами для достижения больших целей. Однако не все выходцы из Восточной Европы имеют подобные амбиции.
Анна Кофф из «Росэксперта» отмечает еще один недостаток эскпатов-славян – отсутствие стратегического мышления. «Мы подбирали директора по развитию для крупной FMCG-компании, – рассказывает Кофф. – Поиск осуществлялся в Восточной Европе. В результате кандидат был найден там, но он англичанин с большим опытом работы на Западе. По его словам, в Восточной Европе гораздо реже встречаются стратегически мыслящие люди. А «стратегичность» – как раз та черта, которую хотят видеть российские собственники в кандидатах на топовые позиции».
Видимо, поэтому выходцы из стран Варшавского договора становятся лишь вторыми-третьими лицами в компаниях, и им не суждено подняться до уровня «номер один». Так же, как Верке Сердючке никогда не затмить Пугачеву.