Top.Mail.Ru
архив

Главное - единые налоги и рубль.

НА ПРОШЛОЙ неделе прошел очередной раунд российско-белорусских пока межправительственных интеграционных переговоров. Пожалуй, впервые стороны договорились о конкретных делах и датах, отставив в сторону вопросы будущего статуса Белоруссии. Особого прибытка от сближения двух стран российскому бизнесу пока ожидать не стоит. Может "закрыться" удобный пока путь экспорта-импорта через братскую страну. Однако экономическое пространство несколько выровняется, и, возможно, работать на нем будет удобнее. А в долгосрочном плане все пока несколько неопределенно.

Стороны договорились об унификации налогового законодательства и политики, таможенных тарифов и норм. Увенчается унификация созданием единого Налогового кодекса союзного государства, проект которого должен быть готов менее чем через два года ("мы дошли до стадии разделения таможенных сборов", - сказал Михаил Касьянов). Видимо, унификация будет проводиться на основе нашей налоговой системы. Это неплохо, но по большому счету обе системы плохи и нуждаются в серьезном реформировании.

Сдвинулся с мертвой точки вопрос о введении единой валюты. Предварительная "стабилизация" "зайчика" окажется для нас затратной (пока примерно $360 млн). Впрочем, часть кредита может пойти на сокращение белорусского долга России за энергоносители. Кредит предоставит Центробанк Национальному банку Белоруссии. Видимо, он будет обусловлен либерализацией белорусского валютного рынка. Еще полгода назад разница между официальным и рыночным курсами "зайчика" достигала 200%, теперь она снизилась раз в 6 - 7, одновременно нацбанк получил независимость.

Ожидается, что с 2005 года рубль будет валютной единицей союза, а к 2008 году "зайчик" будет в достаточной мере стабилизирован для полной интеграции в единую валюту с рублем. Вопрос о территориальном расположении единого эмиссионного центра пока не согласован. Но уже с сентября Нацбанк Белоруссии должен будет перейти к политике привязки "зайчика" к российскому рублю - своего рода currency board, или валютное управление, негласно опробованное в России правительством Примакова.

Россия будет следить и за другими макроэкономическими показателями соседа, что делает ее "местным МВФ". Кстати, еще прошлой зимой Лукашенко упрекал Россию, что она ползает на коленях перед МВФ - "перед этим жульем" - и вымаливает кредиты, вместо того что покрыть свои долги перед Западом продажей пары ракетных комплексов С-300. Теперь личным МВФом батьки станет наш Минфин вкупе с ЦБ. Причем их влияние на Белоруссию будет превосходить влияние фонда на нас. Что и понятно: мы понимаем проблемы подопечных товарищей и их лидеров куда лучше, чем европейцы - наши проблемы.

На финансирование союза бюджет-2001 выделяет 1,2 млрд руб. Ряд депутатов считают эти доходы завышенными, а большинство программ плохо подготовленными. Зампред Комитета по экономической политике Госдумы Анатолий Аксаков отмечает, что почти такая же сумма запланирована на программы развития регионов России. Естественно, последним обидно, что белорусы оказываются в привилегированном положении. Зато "союзные" чиновники не жалуются.

В отличие от переговоров с Лукашенко периода второго ельцинского президентского срока теперь не стоит опасаться "превращения" России в Белоруссию - мы активно пытаемся диктовать правила игры. Не стоит и преувеличивать экономические лишения россиян от интеграции с авторитарным соседом - экономика соседа слишком мала. А глобальные выгоды налицо: единый рынок, лояльность территории, удобные маршруты для торговли с Европой, в том числе сырьевой.

Другое дело, что экономика Белоруссии по-прежнему чуть ли не на все 100% огосударствлена. Правда, теперь и мы мягко движемся в том же направлении (речь не о праве собственности, а о контроле над ней и товарно-финансовыми потоками). Так или иначе, начальники договорятся и дальше путь будет выбираться уже совместно. Пока же стороны договорились не столько о направлении движения, сколько о его форме - вместе. Но договорились не до конца.

Вкладывать в Белоруссию серьезные средства надо только, будучи уверенными, что союз - это надолго. А нынешний договор таких гарантий не дает (в международном праве термина "союзное государство" нет, нового государства пока не создается, и каждое остается суверенным. А вопрос о вхождении Белоруссии в Россию - основной вопрос переговоров - по-прежнему не решен. Поэтому пока ничто не мешает Белоруссии через несколько лет заявить о пересмотре соглашения или выходе из него. По всей видимости, радикальному решению об объединении должно предшествовать слияние национальных элит. Унификация денежной и налоговой систем хорошо работает на решение этой задачи. Недостает пока лишь общих приватизационных программ. Очевидно, что к моменту "окончательной" интеграции должны возникнуть крупные межгосударственные бизнес-образования.

Но Россия не форсирует этот процесс: наученная неудачами "лобового" подхода в нефтегазовых отношениях с Украиной, она не торопит белорусских командиров. В лучшем случае все произойдет "само собой", в доверительной обстановке, полумраке свечей и к обоюдному удовольствию. В худшем - мы заплатим относительно небольшие деньги за недолгосрочную, но важную лояльность партнера.

P.S. Наконец, о главном. Вопрос о создании союзного телевизора, по словам Касьянова, в ходе нынешнего заседания не обсуждался. Он будет рассмотрен в следующий раз. Возможно, к тому времени и башню починят.

Еще по теме