Гонка в никуда
Небывало популярная в СМИ тема электронной коммерции и Интернет-экономики намозолила глаза не только российским, но и западным читателям. Редкая колонка новостей в американских деловых изданиях обходится без сообщения о покупке или создании крупной корпорацией очередного сайта. Ни один номер журнала не обходится без статьи о перспективах электронной коммерции и о великом будущем Интернет-экономики. Но радужные прогнозы плохо вяжутся с даными статистики.
За 1998 год вся американская экономика заработала $35,04 трлн. За этот же год объем электронной коммерции в США, по данным компании Datamonitor, составил $37 млрд, то есть немногим более 0,1% ВВП. Излучающие оптимизм прогнозы обещают, что к 2003 году обороты сетевой торговли достигнут 708 млрд в США и 1317 млрд во всем мире. Однако, даже если допустить, что ВВП США к 2003 году значительно не изменится, все равно доля Интернет-торговли в экономике одной из самых "интернетизированных" стран останется крайне небольшой - около 2%.
Вряд ли кто-либо осмелится оспаривать перспективы и полезность электронной торговли, но неизбежно встает вопрос: не слишком ли рано объявлять о тотальном пришествии Интернет-экономики и сулить незавидное будущее "неИнтернет-компаниям"? Более того, активное проталкивание Интернет-тематики наводит на мысли о некоем оруэлловском "Большом Брате", по заказу которого идет массированная пропаганда нового средства связи. И портрет этого "Большого Брата" уже вырисовывается.
Перегретость американского фондового рынка ни для никого не является секретом. Капитализация большинства компаний на нем превышает их прибыли в 20 раз. Для некоторых высокотехнологичных компаний этот показатель зашкаливает за сотню, а у крупнейшего сетевого провайдера America Online колеблется в районе 1000! Иными словами, если вы купите компанию сегодня, то ваши инвестиции вернутся только лет через тысячу.
Обвал фондового рынка США грозит повторением Великой депрессии 1929 года. Однако на этот раз удар будет гораздо страшнее: 70 лет назад у Америки оставались фабрики и заводы, теперь же большая часть производства из страны выведена. Из индустриальных составляющих в США остался только военно-промышленный комплекс. Компьютеры давно клепают на Тайване, а вредное производство пластмасс перенесли в Индию и другие "недоразвитые" страны.
Корень зла в том, что капитализация американского фондового рынка осуществляется за счет долгов. Долг - такой же товар: он ликвиден и может продаваться и покупаться. Кредиты, выдаваемые на приобретение акций компаний, накачивают их капитализацию и капитализацию рынка в целом. Более того, если раньше доллар был обеспечен золотом, то теперь он обеспечен долгами. Еще в 1986 году Джордж Сорос говорил, что необходимо девальвировать доллар, иначе последствия будут весьма неприятными. К его заявлению тогда отнеслись как к провокации.
Теперь и доллар, и фондовый рынок Штатов зависят от новых заимствований. 60% американцев участвуют в игре на фондовом рынке. Пирамидальная структура этого рынка отчаянно нуждается в новых вкладчиках-инвесторах. Их может дать только Интернет. Ведь сегодня фондовый рынок, этакую виртуальную биржу, можно открыть у себя дома. Интернет стал не просто средством коммуникации - он стал средством коммуникации между американским фондовым рынком и его инвесторами. Поэтому прямая и косвенная реклама Интернета - вполне разумное вложение средств. Американским капиталистам прагматизма не занимать. Но рост всякой пирамиды ограничен. Потом она рушится, увлекая в пропасть всех ее создателей.
Когда-то на заре нового российского капитализма некий человек построил финансовую пирамиду. По иронии судьбы, начертание трех букв, составивших название его компании (МММ), было похоже на древнеегипетский иероглиф, означающий "быстро-быстро". На предложение быстро обогатиться откликнулось множество желающих. Затем, как и следовало ожидать, пирамида рухнула, но ее основатель пообещал незадачливым клиентам, что выплата их вкладов все равно неминуема: якобы он уже нашел способы распространить свою лотерею дальше - в Венгрию. И деньги новых вкладчиков обязательно покроют старые долги. Ему тогда не поверили. Примерно год назад американские СМИ стали активно поговаривать о необходимости срочной "интернетизации" Западной Европы, якобы застрявшей в этом вопросе где-то между палеолитом и неолитом. Американскому фондовому рынку нужна "своя Венгрия". Но поверят ли в "новой Венгрии" новому мавроди?