Магомет и Интернет
Марш энтузиастов
"Через пять лет все компании либо станут Интернет-компаниями, либо прекратят свое существование" - этот прогноз главы Intel Энди Гроува отражает важнейшую тенденцию в современной западной экономике. По предположениям International Data Corporation (IDC), с 1998 по 2003 год оборот мировой Интернет-экономики увеличится в 26 раз - с $50 млрд до $1317 млрд. Основной прирост ожидается за счет увеличения торговли между компаниями business to business (этот процесс называют еще B2B). Второе перспективное направление - финансовые услуги, Интернет-банкинг. Третье - виртуальный ритейл, business to customer.
По понятным причинам самыми горячими приверженцами электронного бизнеса являются компании сферы hi tech - такие, как IBM, Hewlett Packard, Intel. Рост виртуального бизнеса означает для них увеличение глобального спроса на компьютеры и телекоммуникационное оборудование. Однако в число энтузиастов Интернет-экономики входят и корпорации, не связанные с производством компьютеров напрямую. General Electric, реализовавшая в 1998 году через Интернет товаров и услуг на сумму $1 млрд, считает Интернет важнейшим направлением. "В списке приоритетов GE Интернет занимает первое, второе, третье и четвертое места", - считает председатель совета директоров GE Джек Уэлч.
Размеры Интернет-банкинга в США оцениваются следующими цифрами: в 1998 году более 4,5 млн американских семей совершали банковские операции через Интернет. Число счетов, управляемых через Сеть, в 1999 году должно превысить 10 млн.
Не менее впечатляющие возможности Интернет открывает для виртуального ритейла, причем не только для больших Интернет-магазинов вроде книжного супермаркета Amazon.com, но и для маленьких компаний. В №41 (89) "Ко" рассказал об испанском предпринимателе Карлосе Баррабесе, который благодаря Интернету увеличил оборот своей туристической компании с нуля до $6,4 млн.
Развитая платежная система, равномерное распределение систем связи в странах Запада (благодаря чему Интернет доступен повсеместно) в сочетании с высоким уровнем жизни американцев и европейцев делают прогноз Энди Гроува совершенно реальным. Сказка станет былью. Нет сомнений, что в 2003 году в США и странах ЕС компании будут взаимодействовать друг с другом не иначе как через Интернет, а частные лица совершенно разучатся заказывать авиабилеты и горячую пиццу каким либо иным способом, кроме как "кликаньем" мыши. Сомнения закрадываются по другому поводу: коснется ли сказанное выше России?
У постели буратино
Состоявшаяся в Санкт-Петербурге в середине ноября вторая российская конференция "Электронная коммерция-99" показала, что положение дел в российском виртуальном бизнесе столь же уныло, как и осенний пейзаж северной столицы. Более подходящих места и времени для проведения конференции найти было невозможно - ее нужно было проводить только в Питере и только в ноябре.
Заместитель главного редактора журнала "Мир Internet" Наталья Хайтина в докладе, посвященном виртуальному ритейлу, сообщила, что в 1999 году, по оценкам сайта Monitoring.ru, количество пользователей Интернета в России достигло отметки 6,1 млн человек. При этом количество субъектов виртуальной коммерции, то есть потенциальных покупателей, составляет от 0,7 до 1,2 млн человек. Типичный портрет пользователя-покупателя, составленный Натальей Хайтиной, выглядит так: "Служащий. Выходит в Интернет, находясь на работе. Имеет высшее или незаконченное высшее образование (чаще - техническое). Уровень доходов на одного члена семьи - более 800 руб." По оценке Натальи Хайтиной, годовой оборот среднего российского электронного магазина составляет порядка $10 тыс.
Петербургская конференция отдаленно напоминала консилиум у постели Буратино: "Пациент скорее жив, чем мертв", "Пациент скорее мертв, чем жив"... Даже если присоединиться к оптимистам и не критиковать Наталью Хайтину и Monitoring.ru за несколько завышенную оценку населения Рунета, все равно от уныния никуда не деться. Количество потенциальных покупателей в Рунете не превышает 1% от населения страны. Не менее печально и то обстоятельство, что посетители выходят в Сеть с работы: это означает, что дома у них нет ни компьютера, ни доступа в Интернет. Следствием невысокого уровня доходов покупателей являются крайне низкие обороты виртуальных магазинов.
Виртуальный ритейл в России - в его сегодняшнем виде - никакого значения для экономики страны не имеет. Назвать его одной из самых перспективных отраслей может либо фанат, переставший из-за влюбленности в Интернет ощущать грань между реальным и виртуальным миром, либо пророк, которому дано видеть больше, чем простым смертным.
Недалеко ушел от ритейла и B2B. В Рунете есть несколько компаний, пытающихся вести торговлю business to business, но ни одна из них не может похвастаться блестящими результатами. Аналогичное положение и в финансовом секторе. По мнению генерального директора компании "Интернет Маркетинг" Андрея Бурдинского, "число пользователей первых систем Интернет-банкинга в России оценивается в 2 - 3 тыс. человек". Оценка директора по маркетингу банка "Платина" Валерия Завалеева более оптимистична: Интернет-банкингом пользуются 5 тыс. россиян. Но и эта цифра выглядит мизерной на фоне 10 млн американских счетов, управляемых через Интернет.
Но печальнее всего то, что предпосылок для изменения ситуации не видно. При существующем положении дел виртуальная коммерция в России не может развиваться теми же темпами, что и на Западе. Емкость докризисного российского национального компьютерного рынка, по данным IDC, - около 1,5 млн ПК в год. Иными словами, для виртуальной экономики России пока нет материальной среды обитания: отсутствуют компьютеры, в которых она "может жить". А за теми компьютерами, которые имеют место быть, работают люди со средним доходом около 800 руб. на члена семьи в месяц. Вот и вся целевая аудитория.
На вопрос "Ко", ожидают ли в IDC резкого (на порядок) роста компьютерного рынка в России, эксперт IDC Тимур Фарукшин ответил совершенно определенно: "Нет". Да и с чего бы этого роста ожидать? Должно произойти что-то фантастическое, чтобы ситуация изменилась. Вот если бы пятикратно выросли мировые цены на нефть, то это привело бы к глобальному перераспределению ресурсов в пользу стран-производителей, в том числе и в пользу России. И уровень жизни россиян резко повысился бы. Или если бы в страну вернулись все "сбежавшие" капиталы. Или если бы случился инвестиционный бум...
Но подобные надежды столь же привлекательны, сколь и абсурдны. Чудес не бывает. А потому бум Интернет-экономики России в обозримом будущем не грозит. Для этого бума в национальной экономике попросту нет ресурсов. Россия и Запад будут развивать виртуальный бизнес каждый со своей скоростью, двигаясь как Ахиллес и черепаха.
Магомет пойдет в интернет
Удивительно, но разница в скорости почти не принимается в расчет действующими в России западными компаниями. С необъяснимой настойчивостью они повторяют: "Все будет хорошо". И затевают все новые и новые проекты, направленные на развитие виртуальной экономики в РФ.
IBM, например, в сентябре вывела на российский рынок несколько продуктов для поддержки виртуального бизнеса. "Стартовый комплект 1" предназначен для организации электронной почты и коллективной работы в Интернете, "Стартовый комплект 2" - для электронной коммерции.
Hewlett Packard в октябре открыла на своем российском сайте виртуальный торговый центр. Как объяснила менеджер московского офиса HP Марина Тыщенко, этот инструмент предназначен для работы как с компаниями, так и с частными пользователями. Торговый центр не предполагает совершения сделок и проведения расчетов, однако г-жа Тыщенко не исключает, что такие функции появятся у торгового центра в будущем. Марина Тыщенко подчеркнула, что HP совершенно серьезно относится к проекту и что сегодня практически все продажи в России компания совершает через Сеть (HP не практикует продаж конечным пользователям, речь идет о взаимодействии компании с дистрибуторами. - Прим. "Ко"). В конце августа HP инициировала другой проект, направленный на продвижение технических решений, относящихся ко "второй главе Интернета" (об альянсе HP с российским Интернет-провайдером "Демос" "Ко" писал в №30 (78).
Зcom в ноябре объявила о начале широкомасштабной программы по продвижению в России сетевых решений для электронного бизнеса (e-Networks).
Менеджер Intel по развитию рынка Александр Баринов разделяет оптимизм IBM, HP и 3com. По его мнению, историческая логика неминуемо приведет Россию к Интернет-экономике, причем довольно скоро (см. таблицу и карту). Сама Intel неоднократно
проводила акции, направленные на поддержку развития Рунета.
Оптимизм западных вендоров конечно же привлекателен. Но на чем он базируется? Действительно ли вендоры считают российский электронный бизнес перспективным? Или просто выдают желаемое за действительное? Может быть, "разогнавшись" на Западе, они просто не успевают "затормозить" в России? Или у них уже нет маркетинговых программ, которые не были бы ориентированы на Интернет? Где здесь маркетинг, а где миф? Доходы ли россиян увеличатся или стоимость доступа к Интернету снизится? Кто к кому пойдет: Магомет к горе или гора к Магомету?