Top.Mail.Ru
архив

"Секретный дилер" Volvo

Небезызвестная столичная фирма "Обухов Автоцентр" наконец-то выяснила отношения со шведской компанией Volvo Car International AB, ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей которой занимается последние четыре года. Расставить точки над i удалось при активном участии одного из московских дилеров Volvo AB - фирмы "Независимость". Она возьмет на себя торговую составляющую классической дилерской схемы (продажа плюс сервис), необходимость которой изначально отстаивала шведская сторона. Проще говоря, "Независимость" откроет автосалон на территории "Обухов Автоцентра". Последний получит все права авторизованного сервиса, сохранив при этом формальную независимость. Изящный компромисс, похоже, устраивает всех: шведы делают шаг к "приручению" чересчур независимого техцентра, "Обухов" получает техническую поддержку, а "Независимость" - новую торговую точку.

Ты меня уважаешь?

История непростых взаимоотношений группы столичных энтузиастов авторемонта с компанией Volvo началась еще в 1994 году. Именно тогда руководители создававшегося "Обухов Автоцентра" впервые обратились к шведам, намереваясь договориться об авторизации нового автосервиса и получить поддержку на начальном этапе. Нетрудно догадаться, что особого оптимизма это предложение у скандинавов не вызвало: "Постройте сервис, начните работу, а там посмотрим".

К разговору о дилерском статусе стороны вернулись лишь спустя год, когда оснащенный по последнему слову техники автосервис принял первых клиентов. Причем, по утверждению технического директора ЗАО "Обухов Автоцентр" Александра Обухова, предложение поступило от самих шведов. Договориться, однако, вновь не удалось. Выяснилось, что "Обухов Автоцентр" абсолютно не вписывается в прокрустово ложе официального дилера с обязательной торговлей машинами и четко регламентированным объемом ремонтных работ. "По сути дела, нам предлагали стать очередным автосалоном, торгующим Volvo, - говорит Обухов. - А наша основная деятельность как бы отодвигалась на второй план". К тому же разногласия со шведской компанией не исчерпывались лишь вопросами торговли. "Обуховцы" всерьез собирались заняться тюнингом и адаптацией Volvo, а в перспективе - создать ее русскую версию. Санкционировать подобную деятельность первого попавшегося автосервиса шведы, естественно, не решились.

Впрочем, отказав "Обухов Автоцентру" в авторизации, Volvo AB автоматически лишилась возможности влиять на его техническую политику. Чем и воспользовалось руководство автоцентра, организовав проект "Обухов Инжиниринг".

Volvo а ля рюс

Первоочередной задачей, поставленной перед специалистами "Обухов Инжиниринг", была адаптация Volvo к суровым российским условиям. Начали с общей "болезни" иномарок на российских дорогах - подвески. Попытки усилить серийную подвеску Volvo и увеличить дорожный просвет увенчались разработкой новых пружин. Заказ на пружины с клеймом "Обухов" взялась выполнить голландская фирма M.A.D. Hulpveren & Tooling B. V., чьими услугами, кстати, пользуется и сама Volvo AB. Тесты, проведенные Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ), показали, что "эксплуатация автомобилей Volvo c подвеской "Обухов" обеспечивает большую комфортность и безопасность движения".

Не менее полезной в отечественных условиях оказалась и еще одна разработка "Обухов Инжиниринг" - защита моторного отсека. Прочная дюралюминиевая пластина, закрывающая двигатель снизу, гарантирует сохранность деталей и узлов при условии, что высота препятствия не превышает 25 см, а скорость - 100 км/ч.

В 1996 году появляется на свет первое детище "Обухов Инжиниринг" - воинственного вида камуфлированное авто, украшенное мощной лебедкой. Испытательный автомобиль (или, как его называют в автоцентре, "агрегатоноситель") был создан на базе Volvo 850. Машину, аккумулировавшую все новые разработки центра, впервые представили широкой публике на Московском международном автосалоне 1997 года. В экспозиции "Обухов Автоцентра" был и еще один автомобиль. Инженеры из "Обухов Инжиниринг" растянули Volvo S70 до размеров полномасштабного лимузина, продемонстрировав свои реальные возможности всем сомневающимся.

Однако самым впечатляющим достижением "Обухов Инжиниринг", без сомнения, можно считать суперкар с агрессивным названием - OWOD (gadfly). Концепция и дизайн "вредной мухи" появились еще в 1998 году, но воплотить идею в металле удалось лишь недавно. За основу автомобиля взято купе Volvo C70. К серийным кузовам (купе и кабриолет) специалисты автоцентра добавили собственную разработку - концептуальную модификацию со стеклянной крышей. Суперкар с цельным стеклом от капота до багажника был представлен на Автосалоне-99 и в настоящее время пополнил одну из зарубежных автомобильных коллекций.

Несмотря на достаточно высокие цены ($130 - 147 тыс. за автомобиль в зависимости от модификации), руководство "Обухов Автоцентра" не ждет сверхприбылей от продаж OWOD. По словам Александра Обухова, машины, изготовленные в рамках проекта "Обухов Инжиниринг", никогда прежде не продавались. По сути основная цель создателей OWOD - показать, что люди, способные сделать из серийного автомобиля суперкар, вполне в состоянии качественно отремонтировать и обычный Volvo.

Ставка на автомобиль как рекламоноситель вполне вписывается в рекламную стратегию "Обухов Автоцентра", кампании которого традиционно строятся на адресной основе. В самом деле, зачем тратить уйму денег на эфирное время, убеждая всю страну в преимуществах автосервиса "Обухов", когда есть красивые девушки, раздающие скучающим в пробках водителям кассеты с тем же роликом? И разве отчет о тест-драйве, опубликованный автомобильным журналом, дает большее представление о достоинствах адаптированной Volvo, чем реальная машина, которую клиенту дают на время ремонта?

Несмотря на отсутствие официального признания и относительно дорогое обслуживание (цены в среднем на 10% выше, чем у конкурентов), на нехватку заказов "обуховцы" не жалуются. По словам главы проекта OWOD Дмитрия Амелина, на сегодняшний день у автосервиса более 3000 клиентов. Почти две трети из них - корпоративные автохозяйства. "Корпоративные клиенты в большей мере привержены однажды выбранной марке автомобиля, частники же склонны менять свои пристрастия", - считает Дмитрий Амелин. По статистике автоцентра, ежемесячно здесь обслуживается около 700 машин. Примерно 10 - 15 из них проходят через руки специалистов "Обухов Инжиниринг".

Не имея обязательств перед Volvo AB, автоцентр оказался в выигрышном по сравнению с сервисами официальных дилеров положении. По словам Александра Обухова, в обычной практике неисправные узлы и агрегаты подлежат ремонту на специализированных предприятиях, а на машину клиента устанавливаются детали из обменного фонда. На соблюдение этих формальностей тратится уйма времени. Зачастую гораздо быстрее и дешевле отремонтировать агрегат прямо на месте. Тем более что "Обухов Автоцентр" располагает всем необходимым оборудованием для выполнения работ любой степени сложности. Технический персонал автоцентра в подавляющем большинстве состоит из специалистов высочайшей квалификации, работавших прежде на ВПК. К тому же корпоративная этика предписывает мастерам автосервиса ездить только на Volvo. Поэтому в детальном знакомстве специалистов "Обухова" с машиной сомневаться не приходится.

Я знаю, что ты знаешь, что я знаю

Казалось бы, сложившаяся ситуация устраивала всех: шведы демонстративно делали вид, что независимого автосервиса просто не существует, "Обухов Автоцентр" спокойно работал, а российских поклонников Volvo, пользовавшихся плодами его трудов, абсолютно не беспокоил формальный статус техцентра. При этом, встречаясь с руководством автоцентра "без галстуков", шведы живо интересовались его деятельностью. А, обсуждая работы по адаптации Volvo к российскому рынку, бывший глава российского представительства Volvo AB Стюарт Керр признавал, что "при существующих объемах продаж проводить серьезные работы на заводе-изготовителе нецелесообразно. Проще и выгоднее делать это на месте".

Официальная политика компании Volvo в отношении "Обухов Автоцентра" оставалась, впрочем, неизменной. Примечательно, что даже сейчас, когда альянс с "Независимостью" сделал "обуховцев" авторизованным сервисом де-факто, руководство Volvo AB отнюдь не торопится признать это де-юре. Во всяком случае, в представительстве компании заявляют, что никаких соглашений с "Обухов Автоцентром" нет и не предвидится.

Впрочем, на сегодняшний день это и не нужно. "В данном случае сам по себе факт подписания дилерского соглашения роли не играет, - считает генеральный менеджер по продажам компании "Независимость" Юрий Шатров. - Все, что было нужно Обухову, он уже получил". Компромиссный вариант с участием "Независимости" действительно раздает "всем сестрам по серьгам". Признавая, пусть и косвенно, за "Обухов Автоцентром" право на существование, Volvo AB заодно получает, по меткому выражению одного из заинтересованных лиц, "шанс обуздать ретивого жеребца". Автоцентр обретает карт-бланш на доступ в информационную базу шведской компании. Кроме того, не исключено, что "Независимость" вообще откажется от ремонта и техобслуживания, передав автосервис и клиентуру в ведение недавнего конкурента.

Еще по теме