Top.Mail.Ru
архив

Горький вкус победы

"Да, это горькая правда" - так сказал журналистам Борис Березовский, отвечая на вопрос, действительно ли "Сибнефть" и "ЛогоВАЗ" приобрели крупные пакеты акций Красноярского, Братского и Новокузнецкого алюминиевых заводов, а заодно и Ачинского глиноземного комбината.

Гонка за рубеном

Уже пошла вторая неделя после того, как "источник, близкий к сделке", распространил информацию о том, что фирмы Березовского и Абрамовича покупают почти все акции металлургических предприятий, принадлежащие Trans World Group, а также приобретают у фирмы МИКОМ контрольный пакет акций Новокузнецкого алюминиевого завода. Официальные версии сделок до сих пор не известны. Непонятно даже, сколько все-таки акций каждого из заводов перешло в собственность "Сибнефти" и "ЛогоВАЗа".

До конца прошлого года все было проще. TWG принадлежало 33% акций Братского и - оценочно - 28% акций Красноярского алюминиевых заводов. Но после развода главы TWG Дэвида Рубена со Львом Черным партнеры поделили активы компании. Что теперь оказалось в руках БАБа - остается только гадать. Большинство аналитиков склоняются к мысли, что свои акции продал Лев Черной. Вернее, даже не продал, а взял в долю партнеров, способных более эффективно противостоять натиску альянса Анатолия Чубайса и главы "Сибалюминия" Олега Дерипаски. "Ко" уже писал, что в борьбе за алюминиевую собственность "правые" бизнесмены успешно использовали кредиторскую задолженность производителей металла перед "ЕЭС России". И в Новокузнецке и в Красноярске владельцы алюминиевых заводов не смогли урегулировать с энергетиками долговые вопросы, и с помощью исков о банкротстве "правые" начали вытеснять конкурентов с заводов.

О том, что акции Льва Черного действительно проданы, косвенно свидетельствуют данные о недавнем прохождении через Парекс-банк двух крупных переводов на сумму $400 млн и $250 млн. Конечно, нельзя однозначно утверждать, что эти деньги являются оплатой за акции алюминиевых заводов, однако единовременно такие суммы перегоняются из офф-шоров, связанных с российским бизнесом, не так уж часто.

Но дело в том, что покупка акций одного только Льва Черного не дает Абрамовичу и Березовскому контроля над приобретениями. Для получения преимущества им необходимы еще и акции TWG (а на КрАЗе еще и десятипроцентные пакеты депутата Госдумы Геннадия Дружинина и обитателя венгерской тюрьмы Анатолия Быкова). Но Дэвид Рубен, по некоторым данным, так и не решился уступить новоявленным металлургическим магнатам свою долю. И теперь скрывается от чрезмерно настойчивых покупателей в Израиле. А Березовский с Абрамовичем его, видимо, там усиленно ищут. Кстати, отказываясь сообщать подробности сделки, представитель Льва Черного Дмитрий Босов пошутил, что все заняты "встречей еврейского Нового года". Очевидно, поиски Рубена настолько поглотили участников сделки, что они до сих пор так и не согласились завизировать официальное заявление "Сибнефти", подготовленное, по нашим данным, пиарщиками компании еще 16 февраля. Можно предположить, что стороны договорились не распространять информацию до начала этой недели: на 19 февраля назначено внеочередное собрание акционеров КрАЗа, на котором будет переизбран состав совета директоров общества. Может, тогда и прояснится, удалось ли Абрамовичу реализовать многоступенчатую сделку по приобретению контроля над Красноярским алюминиевым (в придачу к нему идут еще и принадлежавшие самому КрАЗу и ФПГ "Танако" акции Ачинского глиноземного, Красноярской ГЭС и Красноярского металлургического завода). Если же "прессинг" в отношении младших акционеров до 19 февраля окажется безрезультатным, то, видимо, будет объявлено еще одно внеочередное собрание. Уже по окончательным результатам сделки.

Нейтрализация Чубайса

А Рубен, говорят, решил сбежать из Лондона, после того как заинтересованные участники сделки пригрозили ему, что если он не продаст акции, то все рано лишится своего бизнеса в России. Причем с помощью и.о. президента РФ. По нашим данным, люди из президентской администрации действительно между делом сообщили Путину о том, что БАБ собирается покупать алюминиевые заводы. Владимир Владимирович пробормотал что-то типа: "Ну хорошо…" Замечание вполне двусмысленное.

Одна из читательниц написала письмо в "Известия", где недоумевала, зачем "маленькому лысому человечку", то бишь Березовскому, столько денег. Этому "человечку" нужны не столько деньги, сколько власть. Покупка почти целой отрасли, причем отрасли экспортной, дает Березовскому возможность наступить на хвост Анатолию Чубайсу и получить преимущество в борьбе за близость к будущему президенту.

"Нормальный человек не станет покупать акции предприятия, против которого возбуждено дело о банкротстве, если только этот человек не является дебитором предприятия", - сказал "Ко" источник из кругов, близких к "ЕЭС России". Теперь энергетики ждут, как поведут себя новые владельцы КрАЗа и НкАЗа - расплатятся ли по долгам, будут ли продолжать судиться или предпочтут "внесудебное" урегулирование спорных вопросов. Угадайте, станут ли платить Чубайсу Абрамович и Березовский?

Помимо атаки на Чубайса на алюминиевом фронте команда БАБа ведет войну против соперника и на лоббистском поле. За последнее время Путин уже дважды критиковал деятельность "ЕЭС России": то "механизм разболтанный", то "элементы, которые тянут экономику страны назад" в энергетическом ведомстве засели. По слухам, Путина опять-таки вынудило наехать на Чубайса кремлевское окружение, подсовывающее и.о. президента "надлежащим образом подобранные" документы.

Теперь уже совсем неудивительно, что люди БАБа подыгрывают и Зюганову, оппонирующему Путину на президентских выборах с помощью традиционного поливания грязью бывшего "главного приватизатора". Не исключено, что именно с подачи Волошина Зю написал Путину письмо, в котором требовал при помощи Счетной палаты и Генпрокуратуры провести в "ЕЭС России" проверку финансовой документации. А также дать ответ, по какому праву Чубайс ездит в Лондон чтобы делить крупнейшую энергокомпанию страны на три куска - финансовый, генерирующий и токопроводящий (именно так называются электросети в процитированном "Интерфаксом" письме Зюганова). К слову говоря, Чубайса в Лондоне и вовсе не было. А его советник Андрей Трапезников утверждает, что не было и никакой конкретной концепции реструктуризации. Она будет обсуждаться на совете директоров "ЕЭС России" только в конце марта.

Ряд аналитиков склоняются к версии, что Зюганов бьет по Чубайсу просто потому, что ему надо кого-то критиковать. А Березовский подключился к коммунистам, чтобы притормозить ход реструктуризации энергосистемы и после президентских выборов повернуть ее ход в свою пользу.

Раздел "Славнефти"

Впрочем, энергетикой и металлами сфера интересов БАБа в эту горячую на приобретения предвыборную пору не ограничилась. Очень похоже, что Березовский и Абрамович под шумок сумели приватизировать нефтяные и финансовые потоки российско-белорусской компании "Славнефть". Источники в нефтяных кругах утверждают, что в этом случае вновь использована схема "приватизации менеджмента", как это было с "Роснефтью" и "Аэрофлотом". В этом году в "Славнефти" уже появились два человека, близких к Роману Абрамовичу. Это вице-президент по маркетингу Суханов и советник президента компании Гуцериева - Михаил Некрич. И совет директоров компании оказался по большей части сформирован из представителей МГИ, которое в последнее время явно аффилировано с БАБом. Известно, что на "Славнефть" претендуют еще два крупных игрока - "ЛУКойл" и Тюменская нефтяная компания. "ЛУКойл" заинтересован в белорусской части компании - Мозырском НПЗ, с которого очень удобно поставлять топливо на активно осваиваемый "ЛУКойлом" польский рынок. ТНК претендует на добывающий "Мегионнефтегаз", который расположен на соседнем с Самотлором меторождении. Еще в конце прошлого года "ЛУКойл" и ТНК выступали в альянсе с "Сибнефтью". Но теперь идиллия закончилась.

Индикатором ссоры выступил министр топлива и энергетики Виктор Калюжный, который ранее считался ставленником всех трех вышеперечисленных компаний. На прошлой неделе "Славнефть" стала поводом для резкого выступления Калюжного против МГИ. Он заявил, что недоволен вмешательством МГИ в дела ТЭКа. А именно - не согласованным с топливным ведомством назначением председателем совета директоров "Славнефти" замминистра МГИ Юрия Медведева (Калюжный намеревался продвинуть на этот пост относительно нейтральных представителей Минтопа - Морозова и Кочнева). Поэтому Минтопэнерго будет вынуждено отзывать своих должностных лиц, участвующих в деятельности органов управления акционерных обществ топливно-энергетического комплекса из управляющих органов нефтяных компаний до тех пор, пока правительство не разработает специальный порядок назначения госпредставителей.

Говорят, причиной распада альянса стало заявление Абрамовича о том, что после передачи "Транснефти" в руки лояльному "ЛУКойлу" Семену Вайнштоку "Сибнефть" больше не считает себя чем-либо обязанной Вагиту Алекперову. Ну а с "Альфа-групп" и ТНК у Абрамовича уже давно наметились расхождения по причине кремлевских "околопутинских" игр. Представитель "Альфа-групп" Владислав Сурков в последнее время заметно усилился, а лоббирует он конечно же вовсе не интересы БАБа и Абрамовича.

Калюжный предпочел играть на стороне "ЛУКойла" и ТНК. Кстати, может, и не зря. Вряд ли устойчивому бизнесу "ЛУКойла" или проамериканским связям "Альфа-групп" после президентских выборов угрожает что-то серьезное. Но вовсе не факт, что после 26 марта сохранят свой статус одиозные Березовский и Абрамович. Им может не помочь ни нефть, ни алюминий. Так что кажущаяся фантастической версия о том, что все телодвижения команды БАБа в последнее время связаны с подготовкой слива активов иностранным компаниям, может оказаться наиболее близкой к истине. Не случайно появилась информация о продаже довольно крупного пакета акций "Сибнефти" венгерскому нефтяному концерну MOL (компания с оборотом в $3 млрд).

А "сделка века" по приобретению алюминиевых заводов и вовсе может оказаться мыльным пузырем. Если вспомнить, одна "сделка века" у "Сибнефти" несколько лет назад уже была. Тогда компания Абрамовича пыталась слиться с ЮКОСом. Было много громких статей. А дело кончилось тем, что однажды утром менеджеры ЮКОСа, придя на работу, увидели, что "партнеры века" спешно сбежали, не забыв прихватить с собой ценных контрагентов и финансовую документацию.

Еще по теме