Top.Mail.Ru
архив

Гречка в сухом остатке

21.09.201000:00

Ежегодный саммит розничной индустрии в России прошел с большим размахом. Отель Ritz-Carlton на Тверской, который принимал ритейлеров в прошлом году, организаторы заменили на более вместительный Radisson Royal («Украина»). Тем временем отечественных ритейлеров в основном заботили дефицит гречки и перспектива госрегулирования цен

Саммит начался довольно забавно. Ведущие ритейлеры России в лице главы Х5 Льва Хасиса, члена совета директоров «Ашан Россия» Людовика Олинье и президента ГК «Дикси» Ильи Якубсона через журналистов стали убеждать покупателей брать в магазинах меньше гречки. «Моя сестра рассказала мне, что купила 20 кг гречки. Я ее спросил: «А сколько вы съедаете в год?» – «Ну, килограммов десять». – «А зачем же тогда купили двадцать?» – удивлялся Илья Якубсон. Ажиотажный спрос на крупы в этом году ритейлеры сравнили с «соляным кризисом» 2007-го, когда по стране поползли слухи, что соль стала дефицитом. В итоге топ-менеджеры ведущих сетей сообщили, что на самом деле засуха не помешала собрать нужное количество гречки и ее дефицита не будет.

 Максим Протасов, «Помидорпром». Людвиг Олинье, «Ашан Россия».  Антон Андреев, «Эльдорадо». Лев Хасис, Х5.
 Максим Протасов («Помидорпром») и Людвиг Олинье из «Ашан Россия» грустят над законом о торговле  Антон Андреев («Эльдорадо») и Лев Хасис (Х5) боятся госрегулирования цен


Беспокойство торговцев можно понять. В связи с тем что стоимость крупы начала расти, идея госрегулирования цен снова витает в воздухе. Главным противником этого выглядел Лев Хасис, заявивший, что «чем меньше госучета и регулирования рынка, тем лучше для потребителя». По его мнению, чтобы цены были низкими, нужна здоровая конкуренция, а затем уже рынок все уладит самостоятельно. Впрочем, ему тут же напомнили, что сама X5 не всегда соответствует этому требованию. Так, именно эта компания стала переправлять в ФАС письма поставщиков к сети с просьбой поднять цены из-за жары и засухи.

Поделитесь бонусом

 Евгений Федоров. Депутат ГД РФ.  Саммит розничной индустрии в России
Евгений Федоров отдувался за всю Госдуму Российские ритейлеры посмотрелись в свое будущее

Гораздо меньше внимания вызвало обсуждение закона «О торговле». Посвященное ему пленарное заседание не собрало даже полного зала. «Раньше (во времена создания и принятия документа. – Прим. «Ко») здесь бы на подоконниках сидели», – сетовал Максим Протасов, глава холдинга «Помидорпром». За всех продовольственных ритейлеров пришлось заступиться главе Ассоциации компаний розничной торговли Илье Белановскому. По его словам, поставщикам сетей серьезно мешает запрет на выплату бонусов магазинам. В итоге поставщики не могут стимулировать сети наращивать продажи своих товаров, а сети, в свою очередь, столкнулись с коррупцией, так как бонусы зачастую выплачиваются неофициально. Например, Максим Протасов напомнил о существовании специальных договоров об оказании маркетинговых услуг поставщиком ритейлеру, которыми теперь и оформляются те же бонусы. Как объяснил присутствующим генеральный директор Storewars Russia & CIS Грег Тэйн, бонусы сетям нужны, так как маржинальность ритейлера во всем мире уступает маржинальности поставщика. Так, в мире средняя маржа ритейлера составляет всего 2%, в то время как у поставщика она достигает 10%. Впрочем, как известно, у российских ритейлеров этот показатель выше общемирового.

Чудеса прилавков

 Валерий Мовчан, Агропромышленный союз России.  Илья Якубсон, «Дикси».
Валерий Мовчан (Агропромышленный союз России) успокаивал любителей гречки Илья Якубсон («Дикси») переживает за аппетит своей сестры


Основатель TNS Magasin Симон Скамелл-Катц рассказывал нашим ритейлерам о том, как именно их низкомаржинальные европейские коллеги повышают свою эффективность. Выяснилось, что некоторые из них используют «умные» тележки: покупатель только положил туда товар, а тележка вместо кассира уже пробила чек. Другая западная сеть взяла под контроль мобильные телефоны покупателей. Как только человек заходит в магазин, ритейлер посылает посетителю приветствие. Затем аппарат начинает транслировать ритейлеру, у какой именно полки находится клиент. Таким образом, становятся понятны предпочтения потребителей и гораздо быстрее выясняется, какой товар не пользуется спросом. Впрочем, чудеса техники применяют не только западные ритейлеры. Чтобы работать над исследованиями покупательского поведения, сама TNS тоже далеко продвинулась. Так, Симон Скамелл-Катц на отдельном слайде продемонстрировал, какие участки человеческого мозга отвечают за покупки. После этого быть покупателем совсем расхотелось.


Еще по теме