$ 77.01
 87.22
£ 104.59
¥ 67.14
 83.88
GOLD 1813.57
РТС 1367.45
DJIA 35368.47
NASDAQ 14506.90
BTC/USD 42351.00
рынки

Гринвошинг: 50 оттенков зеленого

Фото: Vuk Valcic / Alamy Live News / Legion-Media Фото: Vuk Valcic / Alamy Live News / Legion-Media

С момента подписания Парижского соглашения прошло 5 лет. Однако статистика Boston Consulting Group показывает, что за последние пять лет только 11 % из 1300 компаний достигли заявленных целей по сокращению углеродного следа. При этом, по данным BP, с 2019 года число компаний, анонсировавших движение к углеродной нейтральности, выросло в шесть с лишним раз и достигло трех тысяч. Быть «незеленым» сейчас немодно и невыгодно. А стать реально ответственным — долго и дорого. Но в отсутствие глобальных стандартов и понятной системы поощрения и наказания им можно притвориться. 

ESG-мимикрия

За счет экологической повестки бизнес хочет привлечь внимание потребителей и инвесторов. По данным Climate Bonds Initiative, рынок «зеленых» облигаций вырос с $50 млрд в 2015 году до $250 млрд в 2020‑м.

  • Заемщики получают средства по более низкой ставке. 

  • Инвесторы — ESG-актив с хорошей репутацией. 

  • Банкиры — солидные комиссионные (Bloomberg оценил их объем в $2,2 млрд в 2021 году). 

  • И наконец, все общество — движение к углеродной нейтральности. Или его иллюзию.

Вопрос, который волнует экологов: что брать за «ноль», так как косвенные выбросы зачастую превышают прямые производственные. Специалисты ломают копья, как рассчитать компенсационные меры и, наконец, как проверить, что обещанное в красивых документах выполнено.

Термин «гринвошинг» для обозначения экокамуфляжа ввел американский эколог Джей Вестервельт. В 1986 году он написал эссе о том, что курортные отели, призывая посетителей многократно пользоваться полотенцами, чтобы сохранить коралловые рифы, на самом деле заботятся не об экологии, а о собственной выгоде.

Оказалось, что указание топ-менеджмента раздавать красочные листовки с призывом к ответственности было связано с тем, что в отеле вышла из строя прачечная, а переплачивать за стирку на стороне хозяевам не хотелось. Активист использовал для описания явления слово greenwashing, созданное по аналогии с whitewashing — описывающим ситуацию, когда в кино или в театре героев из числа этнических меньшинств играют белокожие актеры.

прочитать весь текст

Дизельгейт

На гринвошинге ловили не одну большую корпорацию. Так, в 2015 году концерн Volkswagen обвинили в использовании сложного программного обеспечения для занижения данных о выбросах двигателей в 40 раз. «Дизельгейт», как журналисты прозвали это дело, имел широкий общественный резонанс. Суды продолжаются до сих пор.

В 2018 году компания Starbucks в рамках программы устойчивого развития начала использовать крышки специальной конструкции, для которых не требовалось соломинок. Но в них было больше пластика, чем в предыдущей комбинации крышка плюс соломинка. И хотя новую крышку изготавливали из полипропилена, пригодного для переработки, инициатива подверглась критике, так как только 9 % мирового пластика получает вторую жизнь. А отходы экспортируются преимущественно в развивающиеся страны, и таким образом вопрос переработки отходов ложится на беднейшие государства, у которых просто нет возможности использовать современные технологии.

Бренды Fast fashion, такие как H&M, Zara и Uniqlo, — частые герои новостных сообщений о гринвошинге. На их совести горы текстильных отходов. По данным некоммерческой организации ReMake, только 20 % уже ненужной одежды используется повторно или перерабатывается. H&M запустила собственную «зеленую» линию Conscious Collection и объявила акцию по сбору ненужных потребителям вещей, чтобы отправлять их на переработку. Но компания оказалась в центре скандала после того, как выяснилось, что сдаваемая покупателями использованная одежда просто едет на полигоны ТБО.

Почти все крупные банки, например JP Morgan, Citibank и Bank of America, а также Wells Fargo, Barclays, Bank of China, HSBC, Goldman Sachs и Deutsche Bank, имеют опции для «зеленых» инвестиций и провозглашают борьбу с изменением климата. И одновременно с этим вносят наибольший вклад в глобальное потепление, кредитуя добывающий сектор или бизнес, сопровождающийся вырубкой лесов. 

По данным Business & Human Rights Resource Centre, 60 крупнейших банков мира вложили $3,8 трлн в ископаемое топливо с момента подписания Парижского соглашения.

Бизнес оказывается в тисках маржинальности и общественного мнения. С одной стороны, ответственное производство — это всегда дороже и сложнее простого следования традиционным бизнес-процессам и стратегиям. С другой — меняться требует общество.

Чтобы не выпасть из глобальной ESG-гонки, российские компании должны проводить технологическую трансформацию бизнеса. А это означает миллиардные инвестиции в перестройку производственных процессов, в электрификацию, в решения для улавливания выбросов.

Как говорит директор Экологического союза, руководитель центрального органа системы экосертификации «Листок жизни» Юлия Грачева, интерес отечественных производителей увеличивается — ежегодно Экологический союз фиксирует рост количества обращений от компаний до 30 %. Бизнес готов побороться за маркировку и дотягивать качество товаров и упаковки до признанных во всем мире стандартов.

ДизельгейтВ 2015 году концерн Volkswagen оказался в центре «Дизельгейта» — его обвинили в занижении данных о выбросах двигателей в 40 раз. Фото: Alexander Pohl / Imago-Images.de / Global Look Press

«Зеленая» оболочка

Международное общество по защите прав потребителей (ICPEN) изучило этикетки и рекламные сообщения брендов и пришло к выводу, что около 40 % заявлений об экологичности — гринвошинг. Их продукты только выглядят чище и полезнее, но потребители хотят верить.

Продукты, на которых написано «экологический», «био» или «органический», имеют больший спрос в мире и в России, нежели их аналоги без многообещающих этикеток. «Тенденция носит повсеместный характер — от США, Европы до России и Китая, — покупатели считают, что данный продукт качественнее и полезнее для здоровья», — говорит аналитик «Фридом Финанс» Антон Скловец.

В России, как напоминает Антон Скловец, был принят закон «Об органической продукции», но он регулирует лишь маркировку на упаковке. В соответствии с ним запрещено использовать слова «органик», «органический», но он не регулирует альтернативную терминологию, к примеру: экологичный, зеленый, эко и био. На упаковках можно встретить и экзотику, типа «неагрессивен к земле» или «био радостен». За словесные игры бизнесу ничто не грозит.

По мнению экспертов, выявить гринвошинг крайне сложно не только для обычного потребителя, но и для эксперта. Основной путь идентифицировать обман — ознакомиться с официальной сертификацией продукта, для этого можно воспользоваться мобильными приложениями. Но даже если в документе будет все прозрачно, не стоит забывать о том, что компании научились подделывать сертификаты, пользоваться документами известного бренда без уведомления или получать их у органа, который не имеет официального разрешения на выдачу. Кроме того, подлинность сертификата не всегда гарантирует, что производитель продукта действительно заботится об экологии.

«Пожалуй, единственный способ избежать гринвошинга наверняка — не покупать товары исключительно из-за маркировки экологичности. Самый верный метод уберечь экологию — снизить объем покупок в принципе, не покупать еду на вынос, по возможности выбирать аренду вместо покупок и бережно обращаться с уже приобретенными вещами», — говорит соосновательница онлайн-сервиса аренды вещей Next2U.ru Екатерина Крайванова.

Какой бывает гринвошинг

Исследовательская компания TerraChoice перечисляет семь грехов гринвошинга:

  • Компромисс — «зеленым» называется не только сертифицированный процесс, но и все связанные с ним.

  • Бездоказательность — заявления о мерах по охране окружающей среды голословны и не подтверждены экспертными оценками или просто цифрами.

  • Неопределенность — в заявлениях отсутствует конкретика. Например, «полностью натуральными» могут считаться ртуть, уран или мышьяк, которые встречаются в природе.

  • Ложь на этикетках — фальшивая сертификация или маркировка для введения потребителей в заблуждение.

  • Неуместность — заявление о неактуальной проблеме. Например, указание, что товар не содержит хлорфторуглерод, хотя использование этого химического соединения уже давно запрещено законом.

  • Выбор меньшего из двух зол — заявления о продуктах, которые изначально не имеют экологических преимуществ. Например, о том, что сигареты экологически чистые.

  • Обман — явно ложные сообщения о качествах товара. Например, сообщение, что дизельный автомобиль не выбрасывает в воздух углекислый газ

прочитать весь текст

Гринвошинг на Уолл-стрит

По мнению экоактивистов, одни из самых искусных гринвошеров сидят на Уолл-стрит, и их задача — закамуфлировать проблему и максимально оттянуть системные решения.

Сегодня рынок ESG стоимостью $35 трлн имеет мало общего с энергетическим переходом. Отсутствие ясных правил отнесения компании к числу ответственных создает угрозу того, что капиталы будут направлены на цели, противоположные устойчивым.

Независимый аналитический центр InfluenceMap считает, что 72 из 133 фондов прямых инвестиций (55 %) не соответствуют Парижскому соглашению. В лучшем случае ESG — это эвфемизм для инвестиций в ценные акции техногигантов.

Поэтому финансовые регуляторы в США и Европе внимательно изучают инвестиционную отрасль на предмет наличия признаков гринвошинга. 

Нормативный фильтр

Эксперты уверены, что государство должно активно помогать в сокращении гринвошинга — совершенствовать нормативную базу, повышать осведомленность потребителей и развивать экологическую грамотность в целом.

Однако национальные правительства продолжают углеродную прокрастинацию: власти стран G20 вложили в добычу углеводородов $3,3 трлн с 2015 по 2019 год.

В США инвесторы освобождаются от уплаты налогов при затратах на бурение. Китай субсидирует угольную отрасль, что спровоцировало рост потребления угля за период с 2000 по 2020 год более чем в три раза.

Для того чтобы отсеивать бизнес, только мимикрирующий под «зеленый», создан Совет по международным стандартам устойчивого развития (ISSB). Запуск новой системы международных стандартов должен позволить заменить лоскутное одеяло из практик добровольного раскрытия информации, которые имели переменный успех, на «базовые» общемировые стандарты. Это помогало бы потребителям и инвесторам видеть по-настоящему «зеленые» бренды.

Фонд МСФО выступил инициатором формирования Совета по международным стандартам устойчивости (ISSB). Штаб-квартира ISSB будет находиться во Франкфурте, а филиалы — в Монреале, Лондоне и Сан-Франциско, что позволит Совету получать финансирование от правительств и бизнеса в нескольких странах. ISSB будет заседать вместе с Советом по международным стандартам финансовой отчетности МСФО.

Его задачей будет разработка единого набора стандартов «для информирования инвесторов» об экологических, социальных и корпоративных рисках, которые влияют на стоимость бизнеса.

Планируется, что базовые стандарты раскрытия информации появятся в 2022 году. Их планирует взять на вооружение Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO), что изменит жизнь многих экспортно ориентированных и публичных российских корпораций.

Гринвошинг, несмотря на всю его кажущуюся несерьезность, опасен ростом недоверия ко всем климатическим инициативам. В итоге потребитель не получает продукт заявленного качества, а реально ответственный бизнес испытывает дефицит финансовых ресурсов для внедрения новых технологий. При ставке в игре в 1,5 °C призывы экоактивистов использовать пряники послаще и кнуты подлиннее совсем не выглядят алармистскими.